23.11.2016  Участники форума ОНФ предлагают создавать в колледжах инновационные МП

   Эксперты ОНФ предложили предоставить возможность организациям среднего профессионального образования создавать малые инновационные предприятия. Это позволит коммерциализировать результаты научной и образовательной деятельности и создавать для выпускников привлекательные рабочие места.
   Практика создания небольших предприятий на базе образовательных организациий в России уже имеется: в соответствии с законодательством вузы и научные организации могут создавать малые инновационные предприятия, разрабатывающие и внедряющие в производство наукоемкие технологии и изделия. Это право закрепил за ними федеральный закон об образовании в 2013 г. Такие предприятия позволяют организациям выводить на рынок результаты своей интеллектуальной деятельности, рационально использовать площади и трудоустраивать выпускников.
   Теперь эксперты ОНФ предлагают создать подобные возможности и для среднего профессионального звена. Идея обсуждалась неоднократно, и на «Форуме Действий» в Йошкар-Оле, и на круглом столе рабочей группы ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности».
   «Статья 103 закона об образовании позволяет вузам создавать хозяйственные общества и партнерства, деятельность которых заключается во внедрении результатов научных и конструкторских разработок, – отметила руководитель рабочей группы ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности», депутат Госдумы Любовь Духанина. – Введение в законодательство этой нормы расширило возможности технологического и инновационного сотрудничества для высших учебных заведений. Вузы могут объединять малые инновационные предприятия в технопарк, создавать бизнес-инкубаторы. То, что образовательные организации системы СПО таких возможностей лишены, кажется нам неверным. Многие техникумы сегодня превосходно оснащены и вполне могут выпускать действительно нужную и полезную продукцию как для нужд промышленности, так и для населения. А студентам это обеспечит реально прикладной характер получаемого образования».
   Согласно действующему законодательству, колледжи и техникумы могут создавать хозяйственные общества только в том случае, если они являются автономными некоммерческими организациями. По данным Минобрнауки РФ, только 10% организаций СПО в настоящее время отвечают этому требованию. Эксперты отмечают, что в последние годы качество обучения в учреждениях СПО существенно повысилось и их целесообразно уравнять в правах с вузами и научными организациями.
   «Данная мера позволит создать условия для развития научно-технического творчества студенческой молодежи и укрепления производственно-технической базы учреждений СПО, – считает директор Самарского энергетического колледжа Петр Савельев. – Сейчас в нашем колледже трудятся преподаватели с учеными степенями доктора и кандидата технических наук, имеющие патенты на технические изобретения. Эти патенты могли бы быть реализованы с большой пользой как для подготовки кадров, так и для развития материально-технической базы колледжа, повышения уровня оплаты труда работников».
   Сегодня уже не только вузы, но и колледжи ведут научную работу, получают патенты, устанавливают партнерские связи с мировыми технологическими центрами. Малые предприятия создадут для них хорошие возможности для выхода на рынок с инновационным продуктом или услугой, участия в программах фондов поддержки инновационных компаний. Любые доработки выпускаемых продуктов будут осуществляться с использованием инфраструктуры самой образовательной организации или ее партнеров, а студенты и кадровый состав – привлекаться как на временной, так и на постоянной основе. Создание МИП в колледжах и техникумах, уверены эксперты ОНФ, – это еще один шаг к решению задачи кадрового обеспечения промышленного роста, поставленной президентом России, лидером Общероссийского народного фронта Владимиром Путиным.
   «Если мы снимем ограничения на создание МИП для учреждений СПО, то ребята смогут проходить учебную и производственную практику без отрыва от учебы. Кроме этого, значительно повысится качество подготовки кадров по 50 наиболее востребованным на рынке труда новым и перспективных профессиям. Студенты смогут участвовать в производственном процессе на всех стадиях, понимать особенности выпуска продукта на рынок. Мы все привыкли к тому, что полученные навыки и умения учащиеся рабочих специальностей демонстрируют, создавая декоративные поделки. Считаем, что пришло время устраивать на базе СПО полноценные производства. Это будет выгодно и полезно для всех: для системы образования, для промышленности, экономики страны и прежде всего – для самих учащихся», – подчеркнула Любовь Духанина.