29.12.2007  В Минске идет борьба с гололедом

   Что лучше для автомобилистов: езда по скользкой дороге или по реагентам? Белорусские ученые заявляют: ни то, ни другое. Они разработали новую технологию производства антигололедного покрытия. Его основа - отходы производства щебня. Но пока в республике дороги продолжают посыпать песочно-соляной смесью, наносящей вред и машинам, и окружающей среде.
   В Москве в этом году обрабатывают дороги чистыми солями. В США и Канаде используют так называемый «горячий лед» - материал, который делает рыхлым снег и лед, после чего их можно быстро убрать. В некоторых странах Европы сами дороги обладают антигололедным эффектом. Самый распространенный способ борьбы с гололедом в Беларуси - химико-фрикционный. Это значит, что каждый год дорожные службы заготавливают 600 тысяч тонн песчано-соляной смеси. Как подчеркнул консультант управления содержания дорожной сети департамента «Белавтодор» Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси Анатолий Адамцевич, «тонна смеси стоит порядка 10 тысяч рублей, что, по сравнению с другими противогололедными материалами, в 3-4 раза дешевле».
   Две чайные ложки на квадратный метр дороги борются не только с гололедом. От песка и соли страдает лакокрасочное покрытие автомобиля, резиновые изделия (подвеска, шланги), а также радиаторы кондиционера и охлаждения. Автолюбитель из Германии Эдди Хингель рассказал, что у них в стране ценят природу. «Когда же дорогу посыпаешь солью, то она уходит в почву и засоряет грунтовые воды», - отметил он. Автомобилисты Минска лишь разводят руками и говорят, что им приходится мириться со сложившейся ситуацией и «ремонтировать машину после каждой зимы».
   Тогда бороться решили ученые. Специалисты Белорусского национального технического университета совместно с Белорусским дорожным научно-исследовательским институтом придумали новый стандарт. В его основе - бросовый материал, отсев, который образуется в процессе производства щебня и в республике практически не используется. По словам кандидата технических наук, разработчика противогололедных смесей Анатолия Куприянчика, данный материал эффективно плавит лед, причем при температурах значительно ниже, чем техническая соль. Также, он отметил, что одна частичка смеси может работать многократно. Правда, и стоит ноу-хау дороже. Но Анатолий Куприянчик верит: когда-нибудь новинка придет на белорусские дороги. Ведь, по сравнению с технической солью, этот материал в 32 раза уменьшит коррозию металла и, тем самым, сократит экономические издержки. Пока разработка белорусских ученых находится в департаменте «Белавтодор» на рассмотрении, поэтому в ближайшие зимы дороги по-прежнему будут солить.
   «Солить или не солить?» - этот вопрос перед белорусскими дорожными службами не стоит. Ведь если дороги не обрабатывать солью и песком, ущерб от аварий и травматизма превысит тот экологический вред, который наносит эта смесь автомобилям.