Карта финансирования национальной инновационной сети


Последний год мы наблюдаем просто вал информации, связанной с различными вопросами строительства инновационной экономики России. На бесчисленных национальных региональных и международных форумах, конференциях, встречах руководители всех уровней от Президента и Премьера до руководителей региональных и муниципальных образований, выражают озабоченность низкими темпами разработки и освоения инноваций и вывода готовой продукции на рынки.

Кризис со своими скачками цен на энергоресурсы только до крайности обострил эту тему. При этом, Президент Дмитрий Медведев говорит, что экономические проблемы «не означают, что мы поменяли флаги». «Наш курс на инновационное развитие страны сохраняется». Конечно же, это в полной мере касается и нанотехнологий. На одной из последних встреч с главой ГК РОСНАНО Анатолием Чубайсом (12 мая 2009г.), Президент заверил, что государство, несмотря на экономические сложности, не откажется от развития нанотехнологий и будет способствовать поддержке малого и среднего бизнеса, занятого в этой сфере. «Даже в условиях кризиса мы будем заниматься развитием нанотехнологий, а не снижать инвестиции в эту сферу» (выделено NNN) — заявил Президент.

В чём же причины мешающие выстроить и заставить эффективно работать национальную инновационную сеть? Возможно, нам просто не хватает знаний? Однако простой анализ «рунета» говорит о том, что существует масса on-line и off-line изданий посвященных инновационной деятельности. Именно большой объем информации, так или иначе касающейся инноваций, наталкивает на необходимость как-то её упорядочить, уложить в понятную главным действующим лицам в вопросах инноваций: учёным, инженерам и предпринимателям, схему.

Поскольку одним из основных вопросов, к тому же наиболее интересным инновационному предпринимателю, является механизм финансирования его разработок, то карту национальной инновационной сети (НИС) можно построить именно на базе рассмотрения сложившейся структуры действующих в ней финансовых потоков.

Здесь приводится результат проведенной работы. Отметим выделенные слои (уровни):

- Слой управления и финансирования, на котором формируются основные инновационные бюджеты: государственный, частный и международный.

- Слой исполнения, на котором действуют, реализуя инновационные задачи государственные и частные предприятия.

- Слой инфраструктуры, на котором представлены основные и перспективные элементы инновационной инфраструктуры.

- Слой Жизненного Цикла инновационного предприятия, где можно выделить традиционные этапы развития, к которым привязаны финансовые потоки соответствующих инновационных институтов.

- Слой Жизненного Цикла инновационного изделия, этапы которого позволяют выявить сложности и барьеры, характерные для создания инновационного изделия и вывода его на рынок, а также связать жизненные циклы инновационного изделия и предприятия, на котором оно создаётся.

Также отметим, что определенный интерес могут представлять и более детальные связи элементов НИС, однако на Карте для соблюдения наглядности они представлены в укрупнённом виде, что, однако, позволяет обозначить узкие места прохождения финансовых потоков.

Возможно, данная Карта, как результат попытки упорядочить представление о структуре финансовых потоков обслуживающих НИС, будет полезна всем участникам инновационной сети от уровней управления и финансирования до уровней исполнения.

Карта не претендует на абсолютную полноту и детализацию, ввиду необходимости соблюсти баланс между полнотой изложения и простотой восприятия. Предполагается развивать эту карту, как в плане полноты, детализации и ясности восприятия, так и в плане интерактивности.

Как можно судить из рассмотрения Карты, структура финансовых потоков питающих инновационную систему в основном выстроена. Что же мешает системе эффективно работать и где пресловутый поток инновационной продукции?

На недавней (11 июня 2009г.) встрече с руководством малых политических партий Дмитрий Медведев заметил: «Если говорить о вложениях в инновации, то, мне кажется, это всё-таки такой ментальный момент»(выделено NNN). Это означает, что главным препятствием на пути развития инноваций является, несмотря на никакие потенциально громадные выгоды, именно моральная неготовность предпринимателей к риску.

Нужно конечно отметить что ментальность, хоть возможно одно из главных, но далеко не единственное препятствие на пути инноваций. Нужны дешёвые кредиты, эффективная правовая и налоговая системы, нужна высококлассная инфраструктура, нужна, наконец, стабильность в обществе. И конечно, чтобы «лед тронулся» – изменилась ментальность – обществу нужны «успешны истории». Самое интересное, что это относится не только к частному бизнесу, который в развитых странах на поле инноваций занимает не менее половины, но и в полной мере, к государственным предприятиям.

Кто лучше всего сможет стимулировать изменение ситуации к лучшему, особенно в плане стимулирования к участию в инновационном процессе частного бизнеса? Тот, у кого есть масштабные задачи, поставленные Правительством, конкретные сроки их решения, значительные ресурсы, и ответственность перед обществом.

К таким, своеобразным институтам развития, можно отнести:

- Министерство науки и образования
- Российскую Венчурную Компанию
- РОСНАНО

В этом смысле, если говорить о РОСНАНО, то госкорпорация является почти идеальным «спусковым механизмом», способным инициировать участие, споткнувшегося о «национальную ментальность», частного бизнеса в инновационном процессе. Действительно, сейчас стало понятно, что без привлечения частного, в том числе и венчурного капитала, невозможно будет решить амбициозные задачи по выпуску к 2015 году инновационной продукции (с использованием нанотехнологий) на сумму до 900 млрд. рублей или 3% от общемирового рынка нанотехнологий. Нельзя не отметить абсолютную необходимость для решения данной задачи совместной системной и скоординированной работы институтов развития и региональных правительств, способных оказать решающую поддержку инновационному процессу на местах (зачастую даже более сильную, чем поддержка на федеральном уровне). Кстати, это объясняет логику высокой активности РОСНАНО по развитию региональных связей.

Отмечая необходимость развития частного инновационного бизнеса, Президент, говорит, что задача не должна ограничиваться созданием «Роснанотехнологий» — «крупной структуры, которая размещает крупные заказы». «Главное сегодня — создать соответствующую ткань из предприятий малого и среднего бизнеса, которые займутся реализацией небольших проектов, а эти проекты станут впоследствии базой для более крупных. Роль “Роснанотехнологий” в этом существенная».

Именно поэтому большой интерес представляет позиция РОСНАНО в отношении системы инвестиционных фондов различного уровня. На встрече с Президентом (12 мая 2009г), Анатолий Чубайс сообщил, что корпорация подготовила концепцию создания инвестиционных фондов, часть которых будут направлены именно на поддержку малых и средних проектов. Речь идет о венчурных и «посевных» фондах. При этом, капитал «посевных» фондов будет составлять от 20 до 50-70 миллионов долларов. «Больше и не надо. Это позволит ученым, находящимся на завершающей стадии своих разработок, получить средства, чтобы довести работу до юридически оформленного продукта интеллектуальной собственности», — сказал Чубайс.

По-видимому, обнародование данной концепции и запуск её реальных механизмов, возможно, станут переломным этапом в строительстве национальной инновационной сети.





/Nanometer.ru, 31.07.09/




Файлы для скачивания:
Карта финансирования российской национальной инновационной сети  (map-natianol-innovative-net.gif, 153 Кб)