Руководитель ТУ РосОЭЗ по Санкт-Петербургу Юрий Михайлов: "Мы рассчитываем, что особая экономическая зона станет точкой пересечения интересов промышленного кластера Санкт-Петербурга и инновационного бизнеса"


Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (ОЭЗ) готово подписать договоры аренды земельных участков с первыми резидентами зоны «Нойдорф» в Санкт-Петербурге. Две компании холдинга «Транзас», занимающегося разработкой и производством высокотехнологичной продукции, получили статус резидентов еще в июне 2006 года. Тогда президент холдинга «Транзас» Николай Лебедев выразил уверенность, что компании-резиденты смогут уже до конца 2007 года приступить к полноценной работе в ОЭЗ. Однако начать строительство научно-производственного комплекса стоимостью около 25 млн долларов резиденты не могли из-за организационных проблем при создании ОЭЗ, и в частности оформления прав на земельные участки. Явно затянувшийся бюрократический процесс оказался сюрпризом как для петербургских чиновников, курирующих создание ОЭЗ, так и для частного инвестора.

Решение о создании в Петербурге ОЭЗ технико-внедренческого типа правительство РФ приняло в декабре 2005 года (по итогам конкурса, проводимого Минэкономразвития РФ). Соответствующее соглашение между федеральными и городскими властями было заключено в январе 2006 года. Предполагалось, что проект ОЭЗ будет развиваться столь же форсированными темпами, как и продвигаемые Смольным стратегические инвестиционные проекты. Тем более что одной из двух площадок ОЭЗ стала территория (18 га) в поселке Нойдорф вблизи Стрельны, инженерное обеспечение которой к тому времени уже было выполнено за счет городского бюджета (чиновники рекламировали это как пилотный проект обустройства новых производственных зон для привлечения инвесторов). Но даже эта территория в течение полутора лет не могла развиваться. О том, как идет процесс организации в Петербурге ОЭЗ и какие проблемы тормозят осуществление проекта, рассказывает руководитель территориального управления Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами по Санкт-Петербургу Юрий Михайлов.

Процедурный фактор

– Почему так медленно создается ОЭЗ в Санкт-Петербурге – сказывается несовершенство законодательной базы, а может, дело в неэффективности работы вовлеченных в процесс чиновников?

– Проекты всех ОЭЗ технико-внедренческого типа (наряду с Петербургом они организуются в Зеленограде, Томске и Дубне) имеют свою специфику. Общие же проблемы связаны с тем, что базовый федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» затрагивает множество уже сложившихся правоотношений, в частности вопросы землеустройства, регистрации прав на недвижимость, налогообложения. Не могу сказать, что в законодательстве есть какие-то глобальные противоречия или серьезные провалы. Однако пока еще недостаточно подзаконных актов, необходимых для установления рабочего взаимодействия между Федеральным агентством по управлению ОЭЗ и соответствующими федеральными и городскими структурами. Сложности связаны в основном с бюрократическими процедурами, с тем, что различные ведомства должны уяснить статус агентства и характер решаемых им задач. Особенно много проблем технического характера возникает при оформлении прав на земельные участки. Двигаясь по непроторенной дорожке, мы обязаны выверять каждый шаг. Мы ответственны за то, чтобы у компаний-резидентов, инвестировавших в свои объекты на территории ОЭЗ десятки миллионов долларов, затем не возникло правовых проблем, допустим при выкупе занимаемых земельных участков.

– Что конкретно тормозило предоставление участка компаниям холдинга «Транзас»?

– Согласно Закону об ОЭЗ, сначала потребовалось обеспечить передачу территории «Нойдорф» в распоряжение Федерального агентства – соответствующее соглашение было подписано губернатором Санкт-Петербурга Валентиной Матвиенко в октябре 2006 года. Первоначально мы рассчитывали, что проект планировки территории, выполняемый по заказу Комитета по экономическому развитию, промышленной политике и торговле, будет готов еще в середине прошлого года. Но процесс его подготовки почему-то сильно затянулся и проект был утвержден правительством города лишь в конце января 2007 года. После этого стали возможны все дальнейшие действия по выделению земли резидентам. В течение февраля были проведены мероприятия по межеванию и формированию участка площадью 6,5 га, предоставляемого ЗАО «Транзас» и ЗАО «Транзас Технологии». Затем потребовалось время на согласование договора аренды участка между Федеральным агентством и этими компаниями.

В процессе подготовки документов всплывали неожиданные технические проблемы. К примеру, по закону, деньги за аренду участка резидентом ОЭЗ должны поступать в местный бюджет, на счет, реквизиты которого указывает КУГИ. Но это вызвало затруднения, поскольку у КУГИ не было практики, когда он должен получать деньги по договору, заключенному другой структурой (в данном случае Федеральным агентством). Между тем если резидент в течение пяти дней после заключения договора аренды не перечислит первый квартальный платеж, то на него будут налагаться санкции. Другая коллизия связана с включением в Градостроительный кодекс РФ новой нормы, согласно которой на территории ОЭЗ не действуют градостроительные регламенты. В таком случае непонятно, на основании каких документов и в каком порядке резиденты ОЭЗ должны получать разрешительные документы для ведения проектирования и строительства? По нашему мнению (и его разделяют вице-губернаторы Михаил Осеевский и Александр Вахмистров), следует руководствоваться действующими на территории города регламентами, но в федеральном законодательстве этот вопрос четко не регламентирован.

Резиденты особого назначения

– «Транзас» пока остается единственным резидентом ОЭЗ – это связано с отсутствием реальных претендентов или вы сознательно не форсировали процесс?

– Да, нам нужно было понять процедуру прохождения первых этапов, когда резиденты только приходят в зону и начинают строительство объектов. Важно уяснить, какие возникают на этом пути узкие места, чтобы в дальнейшем у других компаний процесс шел достаточно быстро и комфортно. Мы ответственно относимся к потенциальным клиентам, стараемся беречь их нервы, деньги и обеспечивать максимально полной информацией, необходимой для адекватного понимания правил игры. В этой связи мы благодарны «Транзасу»: он взял на себя роль первопроходца, который испытывает наибольшие сложности.

Наша задача – не девелопмент территории, и мы не стремимся побыстрее заполнить зону какими-либо резидентами. Хотелось бы, чтобы сформировался некий кластер, имеющий отношение к определенному направлению развития науки и техники или определенной отрасли промышленности и дающий стимул развитию инновационной экономики. Общим направлением деятельности компаний-резидентов может быть своего рода «аналитическое приборостроение» и информационные технологии, связанные, в частности, с управлением в сфере транспорта (именно на этом специализируется «Транзас»).

Мы начали с того, что сформировали большую базу данных по компаниям (их оказалось порядка 200), которые занимаются инновациями или используют какую-то инновационную технологию в своих бизнес-процессах. Хотя, конечно, отнюдь не все эти компании хотят или могут быть резидентами ОЭЗ. Многие из них не способны привлечь значительные инвестиции для строительства зданий и сооружений и заинтересованы прежде всего в аренде площадей. На начальном этапе становления ОЭЗ мы стремились найти предприятия, которые достаточно крепко стоят на ногах, но с помощью зоны могут получить дополнительный импульс для развития и продвижения (в первую очередь они ориентированы на высокотехнологичные ниши мирового рынка). В настоящее время помимо «Транзаса» есть по крайней мере шесть компаний (отвечающих специфике ОЭЗ), которые хотели бы разместить свои офисно-производственные объекты на территории «Нойдорф». Полагаю, уже в ближайшее время Экспертным советом могут быть приняты решения о регистрации в качестве резидентов двух или трех компаний.

– Финская компания Technopolis Oyj окончательно отказалась от планов создания технопарка в зоне «Нойдорф» и будет реализовывать свои проекты на базе Университета им. Бонч-Бруевича и на собственной площадке на Пулковском шоссе?

– Нет. Мы находимся в постоянном взаимодействии с Technopolis Oyj и надеемся, что удастся преодолеть юридические сложности, препятствующие участию компании в развитии ОЭЗ. Проблема состоит в том, что в российском законодательстве отсутствует понятие «инновации», тем более в применении к инновационным способам организации бизнеса, маркетинга (в отличие от Западной Европы, где на уровне ЕС принимаются специальные методические и нормативные документы). Technopolis Oyj сам по себе не является инновационной компанией в смысле развития инженерных или информационных технологий. Инновационный характер его деятельности заключается в способе организации бизнеса, применяемой бизнес-модели – это его know-how. Компания специализируется на том, что развивает деятельность других инновационных фирм, предоставляя им различные сервисы.

В компании Technopolis Oyj предполагают, что участие во всех трех проектах позволит выстроить цепочку развития инновационного предприятия в льготных условиях. В технопарке на базе Университета им. Бонч-Бруевича работа ведется на самой начальной стадии, когда только рождается бизнес-идея, – это start up проекта. Затем предприятие помещается на территорию ОЭЗ «Нойдорф», где действуют льготы, необходимые для становления бизнеса. Здесь уже можно выпускать экспериментальные партии продукции, есть готовый продукт, какое-то позиционирование, понятный маркетинг и происходит формирование массового образца. Наконец, площадка в Пулково предназначается для проектов, которые созрели для перехода на стадию массового производства продукции и активной конкуренции на рынке. В ОЭЗ «Нойдорф» финская компания намерена построить технопарк площадью около 60 тыс. кв. м, но понятно, что для инвестирования в проект порядка 100 млн евро должна быть полная правовая определенность.

Льготный эффект

– Насколько серьезный эффект получат компании-резиденты благодаря действующим в ОЭЗ льготам? Высказывалось предположение, что для такой мощной компании, как «Транзас», роль пионера ОЭЗ имеет главным образом имиджевое значение…

– В компании «Транзас» работают абсолютно прагматичные люди, и они, не ограничиваясь имиджевым эффектом, стремятся к получению конкретного экономического результата. Я не могу говорить о каких-то цифрах, но руководители «Транзаса» утверждают, что, по расчетам, развитие их бизнеса в условиях ОЭЗ даст значительный экономический эффект.

Одна из основных льгот резидента ОЭЗ – сокращение единого социального налога (14 вместо 26%). Это позволяет сделать компанию конкурентной по уровню зарплаты. До 20% снижается налог на прибыль. Резиденты на пять лет освобождаются от налога на имущество и транспортного налога. Предусматривается и такая льгота, как отнесение на себестоимость затрат на проведение исследовательских работ. Кроме того, резидент вправе ввозить из-за границы и вывозить с территории ОЭЗ за рубеж без уплаты пошлин и НДС все товары (в том числе оборудование). Благодаря этому у компаний будут высвобождаться значительные средства, которые сейчас у многих фирм, работающих на экспорт, замораживаются по требованию таможенных органов для обеспечения гарантий по платежам.

– Льготные условия касаются и платежей за аренду земельных участков, которые застраиваются резидентами ОЭЗ?

– Безусловно. Постановлением правительства РФ установлено, что арендная плата в петербургской ОЭЗ не может превышать 2% от кадастровой стоимости земли. Более того, другими нормативными документами на первые два года определен понижающий коэффициент для компаний-резидентов. В итоге на территории «Нойдорф» арендная плата за 1 га земли будет составлять около 100 тыс. рублей в год, что является, в общем-то, символической суммой. А в дальнейшем резидент получит приоритетное право выкупа на льготных условиях земли, на которой построены его объекты. Значительную экономию можно получить и за счет того, что на территории ОЭЗ резидентам не придется платить за присоединение к электрическим и другим инженерным сетям.

Конечно, строительство объектов в зоне «Нойдорф» обойдется намного дешевле, чем на других территориях города, на общих для всех инвесторов условиях. Но, как свидетельствует западный опыт, далеко не все высокотехнологичные компании, даже весьма крупные, готовы отвлечь из оборота финансовый ресурс на строительство недвижимости, то есть на деятельность неспецифическую, не являющуюся предметом их компетенции. К примеру, такая огромная международная компания, как Nokia, нигде не строит и не владеет недвижимостью, выступая лишь в качестве ключевого арендатора в различных технопарках. Аналогичную позицию занимает Hewlett-Packard – как отмечают ее представители, благодаря тому что управление недвижимостью отдается на аутсорсинг, компания имеет совершенно прозрачный баланс, отчетность, финансовые показатели и может четко структурировать свои затраты.

– Остается ли намерение создать на территории зоны «Нойдорф» бизнес-инкубатор для небольших компаний, только начинающих свою деятельность, где они смогут арендовать площади и при этом пользоваться всеми льготами резидента ОЭЗ?

– Несомненно. С учетом утвержденного проекта планировки территории и установленного для нее временного регламента застройки (в том числе ограничений по высотности на уровне 16 м и плотности застройки) предусматривается создание бизнес-инкубатора площадью около 20 тыс. кв. м. Претенденты, которые тоже будут проходить через «сито» Экспертного совета, получат те же льготы, что и все остальные резиденты ОЭЗ. Более того, мы сейчас ведем переговоры с различными финансовыми структурами о возможности предоставления этим компаниям услуг по обеспечению финансирования.

– Кто будет строить этот бизнес-инкубатор?

– Предполагается, что подобный объект, как и другая инфраструктура ОЭЗ, будет строиться за счет бюджетных средств. В начале марта городское правительство приняло постановление о создании ОАО «Особая экономическая зона технико-внедренческого типа „Санкт-Петербург“». Доля города в уставном капитале компании составит 49%, а 51% акций будет принадлежать федеральной структуре – ОАО «Особые экономические зоны» (ОАО «ОЭЗ»). В конце 2006 года федеральный бюджет перечислил ОЭЗ 8 млрд рублей на развитие всех зон, создаваемых в РФ, из них около 900 млн рублей предназначались для зоны «Нойдорф». Но эти средства не расходовались, поскольку в Петербурге не была создана соответствующая дочерняя структура. ОАО «Особая экономическая зона технико-внедренческого типа „Санкт-Петербург“» должно выступать фактически в роли управляющей компании, обеспечивающей создание и эксплуатацию всей инфраструктуры на территории зоны. Примечательно, что ставка арендной платы за землю для этой компании будет определяться с применением понижающего коэффициента. Благодаря этому арендная плата для компаний, находящихся на территории бизнес-инкубатора, окажется гораздо ниже рыночной, но при этом и ОАО сможет зарабатывать деньги и окупать свои расходы.

Стратегический масштаб

– Создание второй очереди ОЭЗ на территории Новоорловского лесопарка, на северной окраине города, выглядит как весьма призрачная перспектива. Похоже, даже неясно, какой участок займет ОЭЗ: называют то 170, то 120 га…

– Задержка с формированием территории связана с тем, что только сейчас определились границы прохождения канализационного коллектора рядом с ОЭЗ и были скорректированы границы ее участка. Подготовка проекта планировки территории завершена, и в ближайшее время Федеральному агентству по управлению ОЭЗ будет передан участок площадью 110 га. Однако сюда не входят прилегающие участки, на которых располагаются учреждения Российской Академии наук. На наш взгляд, было бы целесообразно увеличить территорию ОЭЗ, включив в нее объекты Физико-технического института им. А.Ф. Иоффе РАН, Института прикладной астрономии РАН, Института электрофизики и электроэнергетики (и тогда территория составит 180 га). Здравый смысл подсказывает, что все только выиграют, если объекты институтов РАН, в том числе проблемные, недостроенные, будут включены в состав ОЭЗ и получат новый импульс к развитию.

– И как разрешить противоречие действующего законодательства?

– Мы имеем дело не с системным противоречием, а скорее с законодательными пробелами и разным толкованием законов. Наверное, нужно один раз сесть и договориться, как поступать, возможно, это надо сделать на достаточно высоком уровне. Сейчас мы активно работаем с Физтехом по подготовке концепции технологического кластера на территории ОЭЗ. У нас есть определенный запас времени до начала активных работ, поэтому можно тщательно продумать концепцию участка и привязку этой территории ОЭЗ к потребностям промышленности Петербурга.

– Каким образом федеральный бюджет будет участвовать в финансировании объектов инженерно-энергетической инфраструктуры, без которых невозможно функционирование ОЭЗ на территории Новоорловского лесопарка? Сегодня все ключевые объекты – канализационный коллектор, водоводы, подстанция 110 кВ «Стенд» – значатся в программах Комитета по энергетике и инженерному обеспечению и финансируются только из городского бюджета…

– По этим вопросам дискуссии продолжались в течение последнего года, и, к сожалению, пока не удалось достичь согласия. Впрочем, насколько я могу судить, все понимают, что скорость развития проекта ОЭЗ по территории «Ново-Орловская» связана с объемами финансирования, которое удастся привлечь для строительства объектов инфраструктуры, прежде всего находящихся за пределами самой зоны. И, надеюсь, правительство Санкт-Петербурга и соответствующие федеральные ведомства достигнут в ближайшее время конкретных договоренностей по совместному развитию территорий в зоне Новоорловского лесопарка.

– В чем, на ваш взгляд, будет состоять специфика ОЭЗ, создаваемой на территории «Ново-Орловская»?

– Не хотелось бы говорить, что на территории зоны «Нойдорф» мы решаем какую-то локальную задачу, хотя во многом мы здесь учимся тому, что и как нужно делать. Но на территории «Ново-Орловская» мы должны применить эти знания в полной мере и получить результат, который будет на порядок выше, тем более что и территория здесь в десять раз больше, чем «Нойдорф». Успешно реализовав «Нойдорф», мы поможем бизнесу преодолеть опасения, которые зачастую вызывает ОЭЗ.

Мы рассчитываем, что ОЭЗ – в масштабах территории «Ново-Орловская» – станет точкой пересечения интересов промышленного кластера Петербурга и инновационного бизнеса. ОЭЗ должна обеспечивать интеллектуальную составляющую и выступать источником новых технологий, которые будут востребованы промышленными предприятиями города и позволят им динамично развиваться, увеличивая свою конкурентоспособность на российском и мировом рынках.



/"Эксперт Северо-Запад", № 14(316), 09.04.07/