Инновационные датчики для двигателей Rolls-Royce делают в России


Для контроля работы авиационного двигателя необходимо измерять до 300 различных параметров, включая температуру, давление, напряжение, деформацию и так далее, причём измерения нужно проводить в разных частях двигателя. Производители, таким образом, устанавливают на двигатель несколько датчиков, соединяя их проводами. Но в этом случае приходится следить ещё и за надёжностью этих соединений, к тому же дополнительные кабели и провода — это лишний вес.

В начале июня стартовал международный проект опытно-конструкторских работ по созданию беспроводных датчиков контроля температур на поверхностных акустических волнах (ПАВ). Проект реализует международный консорциум, участниками которого стали компании — потенциальные потребители будущих датчиков — британская Rolls-Royce plc., один из крупнейших в мире производителей авиационных двигателей, и греческая Nanothinx, основная сфера деятельности которой — выращивание углеродных нанотрубок (УНТ). Большую часть опытно-конструкторских работ выполнят научные сотрудники российской компании «Фомос-Материалс» при государственной поддержке Федерального агентства Роснаука.

Предполагается создать беспроводные датчики на ПАВ с пьезоэлектрической подложкой на основе лантангаллиевого силиката и лантангаллиевого танталата. Их основное предназначение — определение экстремально низких или очень высоких температур: они смогут работать в диапазоне от ?196°С до +650°С и не будут требовать источников питания. В самом общем виде принцип действия этих датчиков прост: определённой температуре строго соответствует определённая частота передачи сигнала (один тип) или время его прохождения (другой тип). «Сфера применения этих приборов достаточно широка. Это наблюдение и контроль работы газовых турбин, топливных батарей, подвижных и вращающихся частей различного оборудования и двигателей в высокотемпературных газовых атмосферах, контроль температурных параметров производственных процессов», — отметил первый заместитель генерального директора компании «Фомос-Материалс» Сергей Сахаров.

В качестве потенциальных потребителей разрабатываемой продукции в «Фомос-Материалс» называют Rolls-Royce plc., Nanothinx и российский «Газпромом».

Для контроля работы авиационного двигателя необходимо измерять до 300 различных параметров, включая температуру, давление, напряжение, деформацию и так далее, причём измерения нужно проводить в разных частях двигателя. Производители, таким образом, устанавливают на двигатель несколько датчиков, соединяя их проводами. Но в этом случае приходится следить ещё и за надёжностью этих соединений, к тому же дополнительные кабели и провода — это лишний вес. «Уменьшение количества проводов, снижение веса и сложности системы соединений, увеличение универсальности измерений и использование датчика, работающего на более высокой скорости позволит нашему партнёру, Rolls-Royce, снизить затраты на разработки и оптимизировать физические характеристики двигателя и тем самым повысить его конкурентоспособность», — отметил г-н Сахаров.

Интерес к проекту со стороны Nanothinx также связан с технологиями, которые использует эта компания. При выращивании углеродных нанотрубок важно контролировать температуру в камере протекания реакции — иначе сложно обеспечить однородность синтеза. До настоящего времени никому не удалось продемонстрировать возможность измерить истинную температуру в ростовой камере при производстве углеродных трубок. «Наши датчики смогут это делать», — уверяет один из руководителей проекта.

В кооперации с Газпромом заинтересованы сами разработчики: при помощи датчиков на ПАВ компания планирует провести исследовательские работы в районах прокладки трубопроводов в условиях вечной мерзлоты. При проектировании там необходимо предварительное прогнозирование движения почвы в условиях её возможного таяния под будущими трубопроводами, опорными башнями и другими объектами газотранспортировки.

Общий объём государственного финансирования проекта составит 75 миллионов рублей, срок окончания намечен на конец ноября 2011 года. Необходимое внебюджетное софинансирование (также 75 миллионов) компания «Фомос-материалс» обеспечит из собственных средств.

Компания «Фомос» была основана в 1991 году специалистами бывшего советского военно-индустриального комплекса. В настоящее время зарегистрирована как ОАО «Фомос-Материалс» и занимается исследованиями, производством, а также продвижением на рынок новых пьезоэлектрических материалов: лангасита — лантангаллиевого силиката (ЛГС) и лангатата — лантангаллиевого танталата (ЛГТ).




/Strf.ru, 24.06.09/