Как создать единую систему подготовки кадров

Первый юбилей - десять лет деятельности в сфере бизнес-образования – отметил Факультет инновационно-технологического бизнеса Академии народного хозяйства при Правительстве РФ (ГОУ АНХ). В рамках праздничных мероприятий 24 марта состоялась Общероссийская научно-методическая конференция «Менеджмент и инновации: кадровое обеспечение». Представители Роснауки, Рособразования, администраций регионов, руководители образовательных учреждений и организаций инновационной инфраструктуры собрались обсудить проблему, как создать единую систему непрерывного образования кадров – управленцев в сфере инновационной деятельности.

Открывая работу конференции, декан ФИТБ, доктор экономических наук, профессор Владимир Зинов подчеркнул, что основная цель собрания - не абстрактный разговор на тему, что сегодня нужно, а выработка конкретных шагов, направленных на организацию процесса кадрового обеспечения. Стоит задача не только найти соответствующие ресурсы, необходимо обосновать идею и дать команду: что делать на данном этапе, чтобы построить соответствующую систему.

В докладе «Основные направления модернизации российской образовательной системы» советник Министра Образования и науки Андрей Волков обозначил направления преобразований системы, отметив, что последние 15 лет никаких реформ в сфере профессионального образования не происходило. В настоящее время идет достаточно активно процесс перемен. Это связано, в том числе, с председательством России в Большой Восьмерке. Являясь руководителем экспертной группы по разработке инициатив российской стороны, А.Волков отметил, что наряду с выдвинутыми инициативами в области энергетики, инфекционных заболеваний, на повестке дня стоит вопрос об образовании. Проблемы данной области лежат в трех плоскостях: управление (как направлять процесс), содержание (что вкладывать) и кадры - кто будет проводить преобразования. Оказалось, что ведущие европейские страны озабочены родственными проблемами. Решить их можно в рамках системы непрерывного образования. Для этого нужно найти общий язык бизнесу и образовательным структурам, т.е. создать квалификационную систему, проект которой будет предложен российской стороной в G8.

Концепцию самореализации изложил Владимир Зинов в докладе «Проблемы формирования системы кадрового обеспечения инновационной деятельности».

Декан ФИТБ подчеркнул, что уже есть предварительные наброски схемы действий в данном направлении: «Речь идет о создании ассоциация тех, кто учит, с теми, кто дает работу, с работодателями. У меня есть предварительные договоренности с известной российской ассоциацией менеджеров, по поводу аккредитации, прежде всего, силами этой ассоциации, образовательных программ, которая была бы дополнением к аккредитации учебных заведение». Возможно создание межведомственного совета, который бы формулировал стратегии, работал бы с соответствующими региональными структурами.

Консультант Федерального агентства по образованию (Рособразование) Валерий Шестак выделил основные направления модернизации дополнительного профессионального образования, подчеркнув необходимость подобных мер в условиях системного кризиса высшей школы. Осложняет работу тот факт, что только 341 вуз подчинены Рособразованию, тогда как их в стране – более 2000 . Это затрудняет деятельность и самих вузов в плане модернизации отрасли.

Важно, чтобы была сформирована задача, иначе все добрые начинания повисают в воздухе, продолжил обсуждение заместитель начальника управления инновационного развития и инфраструктуры Федерального агентства по науке и инновациям Геннадий Шепелев, выступая с докладом по теме «Национальные информационно-аналитические центры по мониторингу приоритетных направлений инновационной деятельности». В настоящее время ситуация такова, что никто не знает, сколько и каких кадров нужно, как в таком случае создавать такие центры? Практически ни в одном регионе нет стратегии инновационного развития. Отсутствует база региональной политики, требования профессиональных сообществ не ясны, да и сами сообщества еще не сформировались.

В результате перехода от одной системы к другой утрачена процедура консолидации мнений. Подобные причины не позволяют получить ответ на вопрос: что должны делать центры по мониторингу. Однако позитивный опыт по созданию системы управления кадровым обеспечением все же есть. Таким примером поделилась заместитель председателя Комитета по высшему и среднему профессиональному образованию Администрации Томской области Людмила Веснина. На основе полученного опыта томские специалисты подготовили методики, которыми готовы поделиться со всеми желающими. Не нужно забывать, что реформаторские изменения в плане подготовки кадров нужно начинать с переподготовки учителей, напомнил участникам конференции заместитель губернатора Новосибирской области Геннадий Сапожников.

Общее обсуждение проблем кадрового обеспечения завершило выступление директора Института инноватики Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Иосифа Туккеля. По окончании пленарной части участники конференции разошлись по секциям. Завершающим аккордом юбилейной конференции стал торжественный вечер встречи выпускников факультета прошедших десяти лет.



/Национальный информационный центр по науке и инновациям, 27.03.2006/