https://www.mir-krepega.ru/cat/samorezy/ купить саморезы.

О правилах государственной регистрации лицензионного логовора

В соответствии с п. 5 ст. 10 Патентного закона РФ в редакции 2003 г. (далее - Патентный закон) Договор о передаче исключительного права (уступке патента) подлежит регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Без такой регистрации он считается недействительным. В Патентном законе говорится о необходимости государственной регистрации, не делая однозначного выбора между явочной и проверочной процедурами. Роспатент выбрал проверочную процедуру. Это подтверждается Правилами государственной регистрации договоров о передаче исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара от 29.04.2003 г N 64 (далее - Правила), утвержденными приказом Роспатента.

Основная задача патентного законодательства (и Правила здесь не исключение) состоит в определении оптимальных условий для российских предпринимателей для использования в хозяйстве высоких технологий, основанных на отечественных запатентованных изобретениях, в создании в России цивилизованного рынка лицензий, стимулирования развития экономики на основе промышленного производства.

Все стороны, участвующие в процедуре регистрации (в первую очередь - лицензиар и лицензиат), заинтересованы в том, чтобы Правила позволяли однозначно регламентировать их права и обязанности при государственной регистрации. С одной стороны, это даст гарантии обоснованности, правомочности и легальности решений Роспатента, защитит от произвола и нормотворчества экспертизы, а с другой - сократит сроки процедуры. Проанализируем некоторые нормы Правил, которые нуждаются в уточнении и конкретизации.

В п. 6 Правил указано: "Для регистрации договора в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности должны быть представлены следующие документы:

- заявление о регистрации договора, относящееся к одному договору, с указанием адреса для переписки;

- договор, листы которого должны быть прошиты, пронумерованы и в них не должно быть подчисток, зачеркнутых слов или иных не оговоренных в них исправлений, или выписка из договора, содержащая его существенные условия и заверенная в установленном порядке, в трех экземплярах (далее - договор);

- документ, подтверждающий уплату пошлины за регистрацию договора или регистрационного сбора в установленном размере;

- документ, подтверждающий правопреемство или право на наследование (в случае необходимости);

- доверенность, удостоверяющая полномочия представителя;

- иные документы, предусмотренные пунктами 20, 25, 31, 35 настоящих Правил (в случае необходимости)".

"В случае отсутствия необходимых документов или нарушения требований к документам, представленным на регистрацию договора, или изменений, внесенных в зарегистрированный договор, лицу, подавшему заявление, направляется запрос с предложением представить в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности отсутствующие и/или исправленные документы и/или внести соответствующие изменения и дополнения в представленный договор" (п. 16 Правил). Прокомментируем данные положения.

1. В Правилах отсутствуют разъяснения таких ключевых понятий, как "один договор", "оговоренные исправления", "существенные условия"; не описана процедура внесения исправлений в текст договора при его оформлении и в связи с указаниями и замечаниями экспертизы.

2. Порядок оформления заявления о госрегистрации договора регулируется п. 20 Правил. Традиционно экспертиза Роспатента со ссылкой на п. 20 Правил требует, чтобы заявление о регистрации договора было подано от имени всех патентообладателей. В упомянутом пункте указано, что заявление подается патентообладателем или его представителем. При этом заявление подписывается всеми лицами, которым принадлежит патент, если их согласие предоставить лицензию или передать исключительное право (уступить патент) другому лицу не зафиксировано ни в каком другом представляемом документе. Но в соответствии с п. 6 Правил, кроме заявления, в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности представляется договор, в котором должна быть выражена воля всех лиц договора, что подтверждается подписями полномочных представителей, скрепленными печатями. Таким образом, заявление в соответствии с п. 20 Правил может быть подписано любым лицом договора.

3. Патентный закон регулирует все правоотношения, связанные с патентами Российской Федерации. Действие подзаконного акта - Правил - не может выходить за пределы положений федерального закона. В то же время Правила не ограничивают компетенцию Роспатента регистрацией лицензионных договоров, предметом которых является передача права или уступка только патентов РФ, поскольку российские лица имеют право заключать лицензионные договоры с иностранными физическими и юридическими лицами. Можно предположить, что Роспатент компетентен регистрировать любые лицензионные договоры, относящиеся к передаче права или к уступке охранных документов любой страны, если в соответствии с договором лицензионный платеж поступает в Россию или переводится из России. Только в этом случае может быть установлен контроль за оборотом денежных средств. Правила не могут предусматривать регистрацию лицензионного договора, если в соответствии с ним происходит передача права на использование зарубежных патентов, когда платежи осуществляются вне России. Они могут поступать при заключении лицензионного договора по поручению патентообладателя или по его доверенности. Патенты могут переуступаться. Права на патенты, созданные совладельцами при международном научно-техническом сотрудничестве, могут передаваться. Лицензионный договор может быть заключен по поручению второго совладельца только с первым совладельцем, который выступает как ведущая сторона при лицензировании в соответствии с дополнительно заключенным договором между совладельцами патентов. Если регистрации договора, по которому платежи из-за рубежа поступают в Россию, не требуется, то сможет ли в таком случае отечественный лицензиар доказать обслуживающему его российскому банку и налоговым органам свои права на получение лицензионных платежей? Ведь в банковском и налоговом законодательствах без каких-либо комментариев в качестве условия правомерного получения лицензионных платежей указана обязательность государственной регистрации любого лицензионного договора.

4. Правила предусматривают регистрацию одного договора с уплатой одной пошлины. Однако нет разъяснения, что подразумевается под термином "один договор". Этот термин отсутствует в таких основополагающих нормативных актах, как:

- Патентный закон;

- Закон РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров";

- Положение о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров (утверждено постановлением Совета Министров РФ от 12.08.1993 г. N 793, в редакции 2004 г.).

Таким образом, при составлении Правил Роспатент, по-видимому, вышел за границы своей компетенции, поскольку дополнил нормативные акты более высокого уровня, принятые законодательной и исполнительной властью Российской Федерации. В п. к) ст. 1 упомянутого Положения предусмотрены пошлины за регистрацию лицензионного договора, относящегося к одному патенту (600 руб.) и нескольким патентам (600 руб. + 300 руб. за каждый патент свыше одного); п. и) предусматривает уплату пошлины за регистрацию лицензионного договора, относящегося к одному товарному знаку (далее - ТЗ), в размере 8 000 руб.а относящегося к нескольким ТЗ - в размере 8 000 руб. и дополнительно 7 000 руб. за каждый предусмотренный договором знак свыше одного. За регистрацию договора об уступке ТЗ взимается пошлина в размере 8 000 руб. за каждый предусмотренный договором знак.

5. Даже в договоре на передачу права на использование одного патента РФ возможны условия, предусматривающие передачу в одних регионах России исключительного, а в других - неисключительного права. В случае лицензионного договора, предусматривающего передачу права на использование нескольких патентов и ТЗ, возможны многочисленные варианты сочетаний передаваемых прав. Сегодня обычаем делового оборота в промышленно развитых странах является оформление единого лицензионного договора, включающего передачу исключительных и неисключительных прав не только на патенты (полезные модели, промышленные образцы), но и на использование зарегистрированных ТЗ и нормативно-технической документации, подпадающей под действие Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах". Такие договоры регистрируются Роспатентом. В Правилах необходимо легально указать, каким образом при этом определяется количество уплачиваемых пошлин, поскольку вышеупомянутое Положение не предусматривает каких-либо дополнительных пошлин при регистрации лицензионного договора в зависимости от объема передаваемых прав, территории или времени действия.

6. Требуемое Правилами количество договоров (три экземпляра), направляемых на государственную регистрацию, относится к случаю, когда в качестве лицензиара и лицензиата выступают отечественные лица и передаются права только на патенты РФ. Если лицензионный договор относится к передаче прав на патенты РФ или зарубежные патенты иностранным лицензиатам, то, как правило, количество договоров соответствует суммарному количеству сторон договора.

7. Нет регламентации требований к представляемой выписке из договора. В соответствии с действующим законодательством о делопроизводстве выписка (копия части документа) должна воспроизводить полный текст решения по определенному вопросу. Юридическую силу выписка приобретает после того, как ее заверило должностное лицо организации или нотариус. Однако надо иметь в виду, что организации имеют право заверять только те документы, которые создаются в этих организациях. Поэтому выписка из лицензионного договора должна заверяться нотариально. Хотелось бы отметить, что, разрешая направлять на государственную регистрацию выписку, относящуюся к какому-то одному вопросу, Правила подтверждают, что существенными для государственной регистрации являются только условия договора, изложенные в этой выписке, а не договор в целом. Таким образом, в Правилах надо установить, какие разделы лицензионного договора вступают в силу сразу после его подписания, а какие - после их регистрации.

8. Правила не содержат перечня существенных и регистрируемых условий договора. Практика показала, что при внесении изменений в зарегистрированный договор разные эксперты могут иметь различные представления о существенности одного и того же условия, особенно если это связано с возможностью истребования уплаты дополнительных пошлин. Очевидно, существенными являются те условия лицензионного договора, сведения о которых официально публикуются.

9. Процедура государственной регистрации может значительно затянуться из-за необходимости внесения изменений и дополнений в представленный договор или сопроводительную документацию. Эти вопросы регулирует п. 16 Правил, который предусматривает возможность направления запроса лицу, подавшему заявление. В запросе предлагается представить в Роспатент отсутствующие или исправленные документы и/или внести соответствующие изменения и дополнения в данный договор либо соглашение о внесении изменений в зарегистрированный договор в течение двух месяцев с даты получения запроса. Надо иметь в виду, что указанный двухмесячный срок может быть продлен вследствие уважительных причин (п. 17 Правил). Но и здесь существует неопределенность используемых понятий - в Правилах отсутствует даже примерный перечень уважительных причин. Два месяца - срок достаточный для внесения исправлений в документацию в случае, если сторонами договора являются отечественные лица. Согласование изменений документации в договоре с инофирмами может занять значительно больше времени. В Правилах отсутствует перечень существенных изменений и дополнений в представленный договор, внесение которых может быть затребовано Роспатентом. Нет и в литературе таких разъяснений, но они необходимы. Вероятно, подобные изменения и дополнения могут вноситься только в сведения, публикуемые о договорах (см. п. 8).

В реальной ситуации причиной задержки госрегистрации стало различие между названием бюджетного учреждения на официальном бланке, не содержащем перечень орденов СССР, которыми организация была в свое время награждена, и названием на мастичной гербовой печати, которое этот перечень содержал. В результате регистрация откладывается до приведения в соответствие не только печати и "шапки" бланка, предназначенного для госрегистрации, но и до перерегистрации свидетельства на ТЗ (с уплатой соответствующих пошлин), поскольку, как полагала экспертиза, необходимо внести изменение в свидетельство на ТЗ в новое наименование учреждения, на имя которого оно выдано. Такое решение экспертиза обосновывала "невозможностью однозначной идентификации учреждения". Является ли существенным указание перечня орденов СССР в наименовании научно-исследовательского учреждения Российской Федерации и на его печати, т. е. может ли отсутствие или наличие перечня орденов сделать название учреждения неидентифицируемым? Правомочно ли министерство требовать от подведомственного учреждения обязательного внесения такого перечня в наименование данного учреждения? Эти вопросы, относящиеся к наименованию юридических лиц, входят в компетенцию федеральных законодательных актов, в первую очередь Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименование некоммерческих организаций должно содержать указание на характер деятельности юридического лица. Законодатель полагает, что обязательные элементы наименования с перечислением организаций-учредителей, указанные в учредительных документах и Уставе, необходимы и достаточны (существенны) для однозначной индивидуализации некоммерческих организаций. Никаких иных требований к наименованию государственных некоммерческих организаций ГК РФ не содержит. Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" N 129 (в редакции Федерального закона от 23.06.2003 г. N 76-ФЗ) в ст. 5 предусматривает наличие в Едином государственном реестре юридических лиц следующих сведений о юридическом лице:

а) полное и сокращенное (если имеется) наименование, в том числе фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке;

б) организационно-правовая форма учреждения;

в) адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, по которому осуществляется связь с юридическим лицом;

г) способ образования юридического лица (создание или реорганизация);

д) сведения об учредителях юридического лица.

Юридическая сила бланка как документа должна быть обеспечена комплексом обязательных реквизитов - указанием полного и сокращенного наименования, организационно-правовой формы, области деятельности, местонахождения, определяемого местом его государственной регистрации (п. 2 ст. 54 ГК РФ) и контактных данных (телефон, факс, e-mail).

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 03.07.1979 г. N 360-Х "Об утверждении общего положения об орденах, медалях и почетных званиях СССР" (в редакции от 22.08.1988 г.) предусматривал награждение орденами СССР учреждений, предприятий, воинских частей, которые в соответствии со ст. 25 Указа имели право воспроизводить изображение ордена на служебных документах и бланках. Инструкция "О порядке открытия штемпельно-граверных предприятий (мастерских), изготовления печатей и штампов" (приложение к приказу МВД СССР от 13.02.1978 г. N 34) не обязывала, но предусматривала (п. 4.3), что учреждения, предприятия и организации вправе включать в текст печатей и штампов название ордена, которым награждены учреждение, предприятие, организация. Таким образом, законодательство не предусматривало обязательного указания перечня государственных наград в наименовании учреждения ни на бланке, ни на печати. Учреждение имело право на такое указание и само решало, вносить ли перечень наград в название на бланке или на печати либо не вносить. В соответствии с Положением о государственных наградах Российской Федерации, введенным в действие Указом Президента Российской Федерации от 02.03.1994 г N 442 (в редакции 2003 г.), государственные награды являются высшей формой поощрения граждан за выдающиеся заслуги в защите Отечества, государственном строительстве, экономике, науке, культуре, искусстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной деятельности и др. В соответствии со ст. 3 Положения государственных наград могут быть удостоены граждане Российской Федерации, иностранные граждане, а также лица без гражданства. Таким образом, в России не предусмотрено награждение учреждений государственными наградами РФ. Действующие федеральные законы не предусматривают, но и не запрещают указание в качестве реквизитов перечня государственных наград СССР в наименовании учреждений Российской Федерации. Такие необязательные и несущественные элементы не изменяют ни организационно-правовую форму, ни характер деятельности учреждения. Они создают его имидж. Их можно отнести к избыточным элементам при наличии в наименовании учреждения всех предусмотренных ГК РФ обязательных элементов. Наименование некоммерческой организации предлагается ее учредителем и указывается в учредительных документах. Учредителем научного учреждения является государство в лице вышестоящей организации или министерства. При этом нет единообразного подхода к этому вопросу в ведомствах. Однако в любом случае не основанное на законе требование министерства как организации-учредителя ввести в наименование бюджетного учреждения Российской Федерации перечень орденов СССР подкрепляется существенным и практически непреодолимым административным ресурсом.

10. Требования к мастичной удостоверяющей печати отражены в ГОСТ Р 51511-2001, который разработан в 1995 г. во исполнение постановления Правительства РФ от 27.12.1995 г. N 1268 (с дополнением, содержащимся в постановлении Правительства РФ от 08.07.2001 г. N 450). Реквизиты печати отличаются от реквизитов официального бланка. Обязательные элементы печати позволяют реализовать норму п. 8 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц, утвержденных в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 19.06.2002 г. N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц" и от 17.05.2002 г. N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц", а также в соответствии с письмом Министра Российской Федерации по налогам и сборам от 27.06.2002 г. N БГ-15-09/512. Но на печати, в отличие от реквизитов бланка, не предусмотрено указание почтового адреса, телефона, факса учреждения. Наименование юридического лица на печати должно соответствовать наименованию, закрепленному в учредительных документах. Сокращенное наименование приводится в тех случаях, когда оно закреплено в учредительных документах. Однако упомянутый стандарт не требует, но и не запрещает указания перечня орденов СССР в названии учреждений Российской Федерации на печати.

11. В соответствии с п. 6 Правил в документации, направленной на государственную регистрацию, не должно быть подчисток, зачеркнутых слов или других не оговоренных в них исправлений. То есть Правила предусматривают, что исправления в тексте документов, вносимые при их оформлении, могут быть, но они должны оговариваться. Однако Правила не регламентируют порядок внесения оговоренных исправлений. Можно предполагать, что поправки, вносимые при оформлении лицензионного договора, также могут быть разделены на существенные и несущественные. К существенным можно отнести такие, которые вносят изменения в публикуемые сведения о договоре, а к несущественным - описки, очевидные пропуски слов, орфографические ошибки, замеченные в ходе оформления. Вероятно, при внесении незначительного количества таких исправлений возможна их корректировка в самом тексте без его замены, но каждое исправление должно быть оговорено. Могут быть исправления по указанию экспертизы Роспатента. При этом такие исправления можно вносить путем представления заменяемых листов, как это принято при экспертизе заявок на выдачу патентов на изобретения и полезные модели. У экспертизы возражений против использования заменяемых листов также не было.

При большом количестве исправлений, очевидно, необходимо представить заново оформленный исправленный договор или дополнительные соглашения к нему.

12. В идеале порядок внесения изменений в документацию должен регулироваться общероссийскими нормами. На наш запрос во Всероссийский НИИ документоведения и архивного дела был получен ответ следующего содержания. В настоящее время порядок внесения исправлений в тексты документов нормативными актами федерального уровня не регламентирован. Порядок внесения исправлений в текст оформленного документа должен быть оговорен в инструкции по делопроизводству в конкретной организации, ведомственными положениями и инструкциями по делопроизводству. Известны легальные ведомственные нормативные акты, действующие в России, предусматривающие порядок внесения таких исправлений. Прежде всего в соответствии с п. 16 приказа Минфина РФ от 29.07.1998 г. N 34 н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ" (в редакции приказа Минфина России от 24.03.2000 г. N 31 н) не допускается внесение исправлений только в кассовые и банковские документы. В остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься при условии согласования с лицами, составившими и подписавшими эти документы, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц с указанием даты внесения исправлений. Ошибки исправляются таким образом: зачеркивается неправильный текст или суммы и надписываются над зачеркнутым исправленный текст или суммы. Зачеркивание производится одной чертой так, чтобы можно было прочитать исправленное. Если невозможно сделать запись над зачеркнутым текстом, то делается запись на полях документа - "исправлено на (полностью воспроизводится текст вновь внесенной записи)" и под записью ставятся подписи всех лиц, которые ранее подписали документ в целом.

Чешская юридическая фирма Inventia d. o. o. сообщила нам, что официальных легальных документов, регулирующих порядок исправления ошибок, не существует. Незначительные исправления (опечатки, удаление или вставка нескольких слов) в соответствии с общей практикой делаются в тексте от руки и затем стороны договора подписывают эту страницу. Если исправления существенны, и затруднительно или невозможно внести письменное исправление в оригинальный документ, составляется отдельный письменный документ (Letter Agreement), который подписывают все стороны. Более существенные исправления вносятся отдельным документом, который носит название Amendement to the Agreement.

13. В соответствии с п. 11 и 12 Правил заявление и прилагаемые к нему документы могут быть представлены на русском или другом языке. По-видимому, имеются в виду языки народов Российской Федерации. Правила предусматривают, что в этом случае обязательно приложение перевода документов на русский язык, подписанного лицом, которое представило перевод. Хотя Правила не указывают, но, очевидно, должен регистрироваться оригинал договора, подписанный сторонами, поскольку только он имеет юридическую силу. С иностранными юридическими и физическими лицами договор обычно составляется предпочтительно на английском языке. Возможно составление двуязычного договора, например на английском и русском языках. Но, тем не менее, юридическую силу, как правило, будет иметь только английский оригинал. Перевод договора, составленного на иностранном языке, должен осуществляться официальной организацией, например Бюро переводов региональной Торгово-промышленной палаты (ТПП), и удостоверяться аффилированным с ТПП нотариусом. При этом нужно учитывать, что перевод носит справочный характер, поскольку не имеет юридической силы самого договора. Особенно это важно при государственной регистрации международного лицензионного договора, исполняемого, как правило, на английском, немецком или французском языках, когда на регистрацию направляется единственный оригинальный экземпляр договора (и две его копии), который должен подписываться полномочными представителями сторон, а их подписи - скрепляться печатями. С древнейших времен международные договоры составляются в количестве экземпляров, соответствующих числу договаривающихся сторон. При этом каждый экземпляр является "умноженным оригиналом", т. е. оригиналом, который составляется в нескольких экземплярах, имеющих равную юридическую силу.

14. Пункт 16 Правил содержит в качестве условия для продолжения делопроизводства двухмесячный срок предоставления ответов заявителем. Невыполнение этого условия сопровождается жесткими санкциями. В то же время п. 15 Правил предусматривает также двухмесячный срок экспертам Роспатента для проверки комплектности документации и их соответствия требованиям Правил. Никаких сроков направления ответа заявителям и никаких санкций в случае нарушения этого срока Правила не предусматривают!

В заключение отметим, что во многих случаях регистрируется лицензионный договор, содержащий уже устаревшие (не по вине заявителя) несущественные сведения, поскольку за время делопроизводства могут измениться, например, номера телефонов, почтовые индексы без изменения почтового адреса. Известно, что регулярно (один-два раза в год) меняются банковские реквизиты, зафиксированные в первоначальном тексте договора. Можно и не упоминать о возможных изменениях названий улиц и даже городов. Вряд ли нужно оперативно вносить в текст договоров такие изменения, тем более что эта информация находится вне компетенции патентного законодательства. Подобные сведения не требуют регистрации и должны направляться в Роспатент для сведения.

Таким образом, можно сделать следующий основной вывод: лицензионный договор является гражданско-правовым, в соответствии с ГК РФ формулировка всех его условий находится только в компетенции его сторон. Поэтому необходим переход к заявительной процедуре государственной регистрации лицензионных договоров и исправлений к ним с уплатой соответствующих пошлин. При этом все претензии сторон договора друг к другу должны решаться в суде. Это позволит ускорить процедуру государственной регистрации и избежать давления "административного ресурса". Тем более что в ряде европейских стран лицензионный договор вступает в силу после его подписания и не требует обязательной государственной регистрации. Создается парадоксальная ситуация: договор вступил за рубежом в силу сразу после его подписания, и лицензиат готов перечислить лицензионные платежи в Россию. Однако в нашей стране данный договор может не вступать в силу еще длительное время. При этом лицензиар не может получить платеж и заплатить полагающиеся налоги. Более того, хотя Роспатент в случае договора об уступке патента РФ зарубежному лицензиату не имеет права до государственной регистрации получать годовые платежи за поддержание патента в силе в долларах, а не в рублях (разница более чем десятикратная), он с удовольствием их берет.

Несомненно, работа в соответствии с правилами, разъяснениями, инструкциями требует большой затраты труда и должна вызывать уважение. Однако выполнение ее с "точностью до запятой" может превратиться, даже вопреки намерениям исполнителей, в полную противоположность, поскольку в таком случае становится "итальянской забастовкой".

/"Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность", 27.02.2006/