Инновация и венчурный капитал - взаимодействие изобретателя и инвестора

Владимир Коптев, Владимир Солодов, Александр Левин



Работая над своим изобретением, разрабатывая свою идею, автор - творец - все-таки задумывается, каким образом его новый проект будет реализован, принесет ли он деньги автору и каким образом эти деньги могут быть получены. Желаемый результат может быть достигнут инновационным путем - то есть путем коммерциализации изобретения. И здесь особо важно подчеркнуть, что под инновацией понимается именно путь от возникновения и разработки исходной идеи, создания новой технологии или улучшения некоего процесса через получение патента и создание опытного образца или модели к выпуску продукции и получению прибыли от продажи этой продукции.

Изобретатели часто нуждаются в информации относительно процедур возможной коммерциализации их изобретений, сложных процессов, требующих от изобретателя хорошего знания многих сторон бизнеса, которые часто являются новыми или даже чуждыми для него.

И это не удивительно - при разработке новой технологии, способа, макета, модели, или даже при разработке новой идеи подавляющее большинство новаторов естественным образом сосредотачивается прежде всего на изобретении: это работает? Если это работает, выполняет ли оно задачу также или лучше, чем существующие методы? Однако наиболее критический вопрос, который стоит перед любой новой технологией, любым внедрением - не "это будет работать?", но: "если это будет работать, как я думаю, кто будет это покупать?" Если не будет ясного ответа, что достаточное количество покупателей будут покупать это по цене, которая даст адекватную прибыль, не будет иметь значения, действительно ли это работает, так же, как не будет смысла тратить время и деньги на эту разработку. Многие изобретатели игнорируют этот наиболее критический из всех вопросов, полагая самоочевидным, что если это будет работать, все тут же бросятся это покупать. Но так не бывает, а для продажи всегда приходится затрачивать много усилий, времени и денег. Вот почему надо понимать, что наряду с разработкой технологии необходимо прорабатывать и вопросы всех стадий коммерциализации.

Итак, наметив инновационный путь, состоящий из нескольких стадий, пройти через которые придется обязательно, изобретатель задается другим, не менее важным вопросом - а откуда взять деньги на инновацию? Получение российского патента не является такой уж сложной задачей, как, впрочем, и , при необходимости, создание малого частного предприятия - юридического лица. Необходимые на это суммы отнюдь не критичны для физического лица, тогда как патентование за рубежом и последующие стадии инновационного процесса требуют значительно больших затрат.

Привлечение капитала в мелкие и средние частные компании как явление и процесс не было известно в России вплоть до последнего времени - рынок свободного капитала у нас до сих пор еще не сложился, поэтому, собственно говоря, и привлекать-то пока особенно нечего.

Государственная политика в отношении малого и среднего предпринимательства (собственно, как и бизнеса вообще) также пока еще далека от совершенства. Противостояние государства и общества больнее всего отзывается на тех, кто решился начать свое дело, зачастую на пустом месте, с нуля. Этим людям приходится жить и работать во враждебном окружении. С одной стороны - государство с его конфискационной налоговой политикой и коррумпированным чиновничеством, с другой - "братва", со своими, не менее категоричными методами.

Неразвитость деловой инфраструктуры в России в сочетании с информационной непроницаемостью и пережитками многолетней изоляции страны от остального мира в сознании многих предпринимателей мешают увидеть, что в России сегодня уже работает новая финансовая индустрия - венчурный капитал.

"Венчурный" капитал - малопонятный для подавляющего большинства россиян феномен. "Венчурный" значит рисковый (с ударением на первом слоге), с предоставлением инвестиций без банковских или иных гарантий, но никак не "рискованный", т.к. инвестор никогда не пойдет на неоправданный или слишком большой риск. Венчурное финансирование зачастую путают с банковским кредитованием или благотворительностью.

Название "венчурный" происходит от английского "venture" - "рискованное предприятие или начинание". Сам термин "рисковый" подразумевает, что во взаимоотношениях капиталиста-инвестора и предпринимателя, претендующего на получение от него денег, присутствует элемент авантюризма. И это на самом деле так. Рисковое (венчурное) инвестирование, как правило, осуществляется в малые и средние частные или приватизированные предприятия без предоставления ими какого-либо залога или заклада, в отличие, например, от банковского кредитования. Венчурные фонды или компании предпочитают вкладывать капитал в фирмы, чьи акции не обращаются в свободной продаже на фондовом рынке, а полностью распределены между акционерами - физическими или юридическими лицами. Инвестиции направляются либо в акционерный капитал закрытых или открытых акционерных обществ в обмен на долю или пакет акций, либо предоставляются в форме инвестиционного кредита, как правило, среднесрочного по западным меркам, на срок от 3 до 7 лет. На практике, однако, наиболее часто встречается комбинированная форма венчурного инвестирования, при которой часть средств вносится в акционерный капитал, а другая - предоставляется в форме инвестиционного кредита.

Приобретая пакет акций или долю, меньшую, чем контрольный пакет, венчурный капиталист рассчитывает, что менеджмент компании будет использовать его деньги в качестве финансового рычага для того, чтобы обеспечить более быстрый рост и развитие своего бизнеса. Ни инвестор, ни его представители не берут на себя никакого иного риска (технического, рыночного, управленческого, ценового и пр.), за исключением финансового. Если компания, в период нахождения в ней в качестве совладельца и партнера венчурного инвестора добивается успеха, т.е. если ее стоимость в течение 5-7 лет увеличивается в несколько раз по сравнению с первоначальной, до инвестиций, риски обеих сторон оказываются оправданными и все получают соответствующее вознаграждение. Если же компания не оправдывает ожидание венчурного капиталиста, то он может полностью потерять свои деньги (в том случае, когда компания объявляет себя банкротом), либо, в лучшем случае, вернуть вложенные средства, не получив никакой прибыли. И второй и третий варианты считаются неудачами.

Прибыль венчурного капиталиста возникает лишь тогда, когда по прошествии 5-7 лет после инвестирования он сумеет продать принадлежащий ему пакет акций по цене, в несколько раз превышающей первоначальное вложение. Поэтому венчурные инвесторы не заинтересованы в распределении прибыли в виде дивидендов, а предпочитают всю полученную прибыль реинвестировать в бизнес. Разделение совместных рисков между венчурным инвестором и предпринимателем, длительный период "совместного проживания" и открытое декларирование обеими сторонами своих целей на самом начальном этапе общей работы - слагаемые вполне вероятного, но не автоматического успеха. Однако именно такой подход представляет собой основное отличие венчурного инвестирования от банковского кредитования или стратегического партнерства.

В принципе венчурное финансирование совершенно не обязательно должно быть связано с инновациями - коммерциализацией научно-технических разработок. Однако коммерциализация изобретений требует именно венчурного финансирования, поскольку весь инновационный путь является высокорисковым предприятием, что объясняется особенностями национального рынка идей и ноу-хау. Однако именно в этом случае для венчурного капиталиста появляется возможность получить прибыль в разы, а то и десятки раз превышающую затраченный капитал - последнее особенно резко проявляется при выходе на зарубежный рынок патентов и технологий, что связано с некоторой особенностью национального бизнеса: при вложении капитала в России и реализации продукта, полученного за счет этой инвестиции, за рубежом, рубль равен доллару.

Предполагая безусловным, что некая идея или технология работоспособны и патентоспособны - это на совести изобретателя - немного посчитаем, прикидывая порядок чисел. Стоимость патентования (инновация, как и венчурирование имеет смысл только при работе с объектом промышленной собственности) в России составляет от 100 до 500 долл. США, патент в США - около 5 000 долл., европейский патент 15-25 тыс. долл. Общая сумма патентования 30-35 тыс. долл. США и вряд ли с учетом стоимости рабочей силы и материалов в России цена создания рабочей модели, макета или промышленного образца будет выше такой суммы. Таким образом, затраты венчурного инвестора даже не на инновационный, а на прединновационный процесс не превышает 60-70 тыс. долл. США, а если исключить изготовление промышленного образца, составят до 40 тыс. долл.

Реализация патента за рубежом - от 500 тыс. долл., до полутора миллионов, то есть отличие на ПОРЯДОК. Возвращаясь к середине статьи - венчурирование инновации (ноу-хау, изобретения, технологии и так далее) само по себе, без организации производства, приносит прибыль, на порядок превышающую исходные затраты. Отметим здесь вскользь еще один момент, связанный с инновационно-венчурным бизнесом: полученный за рубежом патент, оцененный известным определенным образом, вовсе не обязательно должен быть продан - он может быть включен в уставный фонд венчурного или иного предприятия, повышая его величину на те же 500 и более тыс. долл.

Зачастую этим простым расчетом и объясняется, почему существующие в России фонды (МКНТ, РФФИ и прочие) охотно выделяют небольшие деньги (до 300-400 тыс. руб., чаще по 100-150 тыс. руб.) на научные разработки - эти институты вкладывают деньги в идеи, которые при дальнейшем венчурировании приносят значительную прибыль, поскольку одним из условий финансирования является дальнейшее совместное использование разработки.

Таким образом совместная инновационно-венчурная деятельность изобретателя и инвестора может принести обоим головокружительный успех, если бы не одно "но" - пропасть между автором и капиталистом, которая с трудом заполняется деятельностью инновационных компаний. Эти компании не могут существовать в отрыве от венчурного капитала и их совместные действия, концепция инновационно-венчурного бизнеса, этапы инновационных путей являются темами следующих публикаций этого цикла.