Купить карманные фильтры для вентиляции

Защита торговых марок


Товарный знак – это актив компании, который позволяет ей выделить себя или свой продукт среди аналогов, а также является средством повышения прибыльности. Для того чтобы обладать исключительным правом на использование товарного знака, его необходимо зарегистрировать. Для юридического сопровождения этой процедуры и других сторон работы с товарными знаками характерен ряд специфических особенностей.


Интеллектуальные активы фирмы, подлежащие юридической защите

К объектам интеллектуальной собственности фирмы помимо товарных знаков относятся изобретения, промышленные образцы, полезные модели, программы для ЭВМ и базы данных. Объектами изобретения могут стать: устройство, способ, вещество, штамм микроорганизма, культуры клеток, растений, животных, а также новое применение известного ранее устройства, способа, вещества… Промышленный образец – это художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид. Промышленные образцы являются проявлениями эстетических и эргономических особенностей внешнего вида изделий, в частности формы, конструкции, орнамента или сочетания цветов.

Однако основной интеллектуальный актив торговой компании – именно товарные знаки.
Товарным знаком называется обозначение, служащее для индивидуализации товаров и услуг юридических или физических лиц. Применительно к услугам вместо термина «товарный знак» используется термин «знак обслуживания». Товарные знаки позволяют отличать сходные товары и услуги одних предприятий и частных лиц от товаров других. Товарный знак может состоять из разных элементов: слов, фраз, рисунков, объемных объектов и фигур, звуковых элементов, экранных заставок, мультфильмов, символов и их различных комбинаций.


Что нужно знать коммерческому директору о регистрации товарных знаков?

Для того чтобы обладать исключительным правом на использование товарного знака, его необходимо зарегистрировать. Регистрацией товарных знаков в нашей стране занимается Российское агентство по патентам и товарным знакам (Роспатент). Процедура регистрации состоит из нескольких этапов и может длиться от пяти месяцев до нескольких лет. Товарный знак регистрируется на 10 лет со дня подачи заявки в Роспатент, по истечении которых по заявлению компании срок может продлеваться. Приоритетным правом на использование товарного знака обладает та организация или физическое лицо, которые раньше других подали заявку в Роспатент на его регистрацию.

Если в течение срока действия регистрации товарный знак не используется компанией три года подряд, то его охрана может быть прекращена по заявлению любого заинтересованного лица.

Товарный знак – очень уязвимый актив для атак конкурентов. Иностранные компании, чья продукция продается в России, могут не иметь прав на свой товарный знак на ее территории. Уязвимой в этой ситуации оказывается российская торговая компания, уверенная, что торгует легальной продукцией. Неосмотрительность иностранных производителей в части защиты своих прав на российской территории приводит к тому, что свидетельства на их товарные знаки оформляют на себя третьи лица, блокируя для остальных возможность вести бизнес в России.

При разработке товарных знаков и других визуальных атрибутов марки заключайте договора с художником, композитором, рекламной фирмой, сотрудником собственной организации. В договоре должно быть оговорено, кому принадлежат имущественные права на созданную разработку.

Регистрируйте пакет товарных знаков «на вырост» с учетом развития бизнеса, чтобы затем не вкладывать деньги в производство еще не зарегистрированной марки продукта, ведь Патентное ведомство, как правило, проводит экспертизу товарного знака в течение года.

Для подачи на регистрацию и защиты товарного знака бывает целесообразно привлекать квалифицированных патентных поверенных. Работа с Патентным ведомством предполагает наличие специальных знаний и исчерпывающее понимание внутренней процедуры.
В рамках Международной классификации товаров и услуг все товары и услуги классифицируются по 45 классам. Товарный знак будет считаться юридически защищенным на территории только той страны, в которой он зарегистрирован, и только применительно к тем товарам, в отношении которых он зарегистрирован. Это означает, что если вы зарегистрировали свой знак только по классу 41 по разделам «обучение; организация выставок с культурно-просветительной целью; организация и проведение коллоквиумов; организация и проведение конгрессов», то точно такое же наименование может стать собственностью других компаний и физических лиц по другим классам товаров и услуг.

Будущий владелец должен решить, по каким классам будет осуществлена регистрация. Регистрация может быть проведена как по одному, так и по нескольким классам. Не оставляйте возможности для конкурентов зарегистрировать аналогичный вашему товарный знак в смежных, значимых для вас областях бизнеса. Блокируйте своей регистрацией смежные классы. Защищайте свой товарный знак комплексно. Это позволит ограничить возможности недобросовестной конкуренции, а именно цветографической, фонетической и других видов имитаций уже «раскрученного» вами бренда. Защищайте не только название, но и этикетку, шрифты, цветовые решения.

Все российские компании регистрируют свое фирменное наименование, но далеко не все знают, что название компании не тождественно торговой марке, при помощи которой идентифицируются товары и услуги. Компаний с одинаковым названием, зарегистрированным в налоговых органах, может быть великое множество. И работать эти компании могут в одной отрасли. Но использовать указанное наименование в качестве товарного знака для однородных товаров и услуг может только одна компания, которая зарегистрировала его в качестве товарного знака в Российском Патентном ведомстве.

Если фирменное наименование зарегистрировано в качестве товарного знака, то за ним нужно постоянно «приглядывать»: вовремя вносить необходимые изменения в свидетельство о регистрации знака. В этом случае ваш знак не аннулируют за неиспользование.

Будьте внимательны! В настоящее время на рынке интеллектуальной собственности работают специалисты, которые занимаются «ловом» чужих товарных знаков: отслеживают по открытому реестру те предприятия, которые забывают внести необходимые изменения в свидетельство о регистрации товарных знаков, и аннулируют регистрацию якобы за неиспользование торговой марки. Инициаторами подобных действий обычно выступают недобросовестные конкуренты, желающие завладеть чужим товарным знаком или уничтожить его.


Собственностью можно распоряжаться

Товарный знак как объект интеллектуальной собственности можно оценить, поставить на баланс предприятия, продать или передавать его третьим лицам для использования. Передача товарного знака может быть оформлена лицензионным договором, договорами уступки товарного знака и коммерческой концессии (франчайзинга).
По лицензионному договору владелец товарного знака (лицензиар) передает другому лицу (лицензиату) неисключительное право (в виде лицензии) на использование товарного знака в отношении всех или части товаров. При уступке товарного знака у него появляется новый владелец, который может по своему усмотрению разрешать или запрещать пользоваться этим товарным знаком другим лицам. Заметим, что в отличие от лицензионного договора при договоре об уступке товарного знака изготовление его новым владельцем продукции ненадлежащего качества не влечет недействительность договора.

По договору коммерческой концессии одна компания (правообладатель) обязуется за вознаграждение предоставить другой фирме (пользователю) право использовать комплекс принадлежащих ей исключительных прав, в том числе права на фирменное наименование или коммерческое обозначение и на коммерческую информацию. В договоре могут быть оговорены и другие права, например на товарный знак, знак обслуживания и т.д. Таким образом, право на товарный знак может быть одним из тех исключительных прав, которые предоставляются пользователю по договору коммерческой концессии. Суть договора коммерческой концессии состоит в том, что правообладатель, имеющий разработанную систему ведения бизнеса, сформировавшуюся репутацию и хорошо известный товарный знак, разрешает другому предприятию (частному лицу) использовать эту систему за вознаграждение.


Нужен ли патентный поверенный?

Как и любая другая сфера деятельности, связанная с законодательством и делопроизводством, процедура регистрации торгового знака и получение патента на изобретение – комплексный процесс с множеством нюансов. Поэтому часто логичнее доверить защиту объектов интеллектуальной собственности специалистам в этой области – патентным поверенным. Их главная задача – не столько сократить сроки получения документов, сколько с первых шагов работы правильно оформить документы под конкретную ситуацию, с учетом всех особенностей данного отдельного случая.
При регистрации товарного знака патентному поверенному надлежит оценить охраноспособность самого обозначения, проверить его на оригинальность и неповторяемость, правильно проклассифицировать заявляемое обозначение по видам деятельности, не упустив те виды деятельности, которые действительно необходимы в данном случае, и пр. Если необходимо защитить патентом изобретение, полезную модель или промышленный образец, миссия специалиста – профессионально составить формулу изобретения или полезной модели, ее описание и реферат, а также перечень существенных признаков промышленного образца.

В каждом из этих случаев патентные поверенные призваны выстроить систему контроля сроков совершения установленных законодательством действий и порядок переписки с патентным ведомством, чтобы своевременно реагировать на запросы и уведомления экспертов Роспатента. В обратном случае возникает риск потерять заявку по причине элементарного пропуска установленных сроков.


Методы борьбы с контрафактом

Помните, что третье лицо в случае обнаружения факта торговли поддельной продукцией выставит претензию не производителю, а торговой организации. В этом случае торговой компании грозит штраф и встречные разбирательства с поставщиком, не имеющим прав на продаваемый товар. Если вы хотите проверить своих партнеров на надежность перед заключением сделки, можно заказать патентный поиск и проверить право своих контрагентов на продажу продукции, маркированной тем или иным товарным знаком, в России.

В настоящее время в части пресечения незаконного использования чужих объектов интеллектуальной собственности действует ряд законодательных норм, предусматривающих достаточно суровые наказания для нарушителей. В частности, статьи 146 и 180 Уголовного кодекса РФ предусматривают компенсацию за нарушение авторских прав в размере до 5 млн рублей.

Главное, чему следует уделить особо пристальное внимание в данном случае, – правильному оформлению правоустанавливающих документов. Без них привлечь к ответственности нарушителя и прекратить выпуск и реализацию контрафактной продукции невозможно.

После регистрации товарного знака в Роспатенте правообладателю принадлежат эксклюзивные права на использование торговой марки в отношении тех товаров и услуг, для защиты которых данный бренд зарегистрирован. Эти права действуют в тех странах, где произведена регистрация товарного знака. В случае появления на территориях этих государств однородной продукции, маркированной тождественным или сходным до степени смешения обозначением, правообладатель вправе реализовать свое исключительное право, используя все механизмы юридической защиты, предоставляемые законодательствами этих стран. С позиции действующего законодательства такая продукция считается контрафактной.

Если есть возможность установить происхождение контрафактной продукции, правообладатель может обратиться к системе судебной защиты, начиная с направления претензий, или без таковых. Если же установить происхождение контрафактной продукции невозможно, следует использовать ресурсы правоохранительных органов. Затраты, возникающие в процессе защиты прав, как правило, окупаются в первом случае вместе с возмещением ущерба от действий «контрафактчиков». Во втором случае добиться прямого возмещения ущерба достаточно проблематично. Но исчезновение большей части или всей контрафактной продукции с рынка – тоже существенный результат.

В каждом конкретном случае схема действий должна учитывать реальные условия, свойства и назначение продукции и т.д. Осуществляя подобные мероприятия, следует помнить о последовательности и своевременности своих действий и действий организаций, принимающих участие в установлении факта нарушения прав и его прекращения. Например, в ряде случаев не имеет смысла направлять формальную претензию нарушителю прав, не сформировав ту часть доказательной базы, подготовка которой может существенно замедлиться или стать невозможной после направления претензий и обращения в соответствующие случаю инстанции.


Вместо заключения

Компании, не защитившие свою интеллектуальную собственность, обречены делить рынок с «фирмами-двойниками». Вы можете вложить в раскрутку своего дела значительные средства и завоевать действительное признание партнеров и потребителей, а затем неожиданно получить претензию от сообразительного конкурента, который зарегистрировал права на разработанный вами интеллектуальный объект и теперь запрещает вам выступать на рынке под «его» именем.

Следует отметить, что такая ситуация тоже не безнадежна. Но процесс восстановления ваших прав в этом случае потребует значительно больше времени и средств, чем изначально выполненная по всем правилам регистрация.

Главное, что дает регистрация прав на объекты интеллектуальной собственности, – это возможность реально управлять правами на свои разработки, включая защиту от коммерческих подделок.


Автор:

Наталия Тесакова,
директор по развитию объединения патентных поверенных «Интеллект Патент»




Источник: журнал "Коммерческий директор", май, 2007