О результатах деятельности Роспатента в 2006 году по контролю в сфере правовой охраны и использования результатов НИОКР гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета


Использование объектов интеллектуальной собственности должно служить основой развития конкурентоспособной отечественной промышленности, причём реализация высокотехнологичной продукции на мировом рынке может существенным образом повлиять на рост экспортных доходов.

Деятельность Роспатента по осуществлению контроля в сфере правовой охраны и использования результатов научно-технической деятельности (РНТД), направлена на обеспечение легального оборота создаваемых за счет федерального бюджета РНТД.

За последнее время значительно изменились задачи и функции предприятий научно-технической сферы, возросла ответственность государственных заказчиков за использование результатов, полученных в рамках выполнения работ по государственным контрактам.

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 30.11.2001 1607-р и постановлению Правительства Российской Федерации от 17.11.2005 г. № 685 “О порядке распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности”, федеральные органы исполнительной власти, выступающие в роли государственных заказчиков научно-технической продукции, обязаны в пределах своей компетенции эффективно осуществлять распоряжение закрепленными за государством правами на РНТД в целях доведения их до стадии промышленного применения и реализации готовой продукции с привлечением при необходимости организаций – разработчиков. При передаче прав на созданные за счет средств бюджета результаты организации-разработчику, хозяйствующие субъекты – правообладатели должны самостоятельно осуществлять управление принадлежащей им интеллектуальной собственностью и обеспечивать её коммерциализацию.

Роспатент в 2006 году проводил ознакомительные проверки предприятий и организаций, выполняющих НИОКР по государственным контрактам в части изучения состояния дел, связанных с правовой охраной и использованием результатов научно-технической деятельности, созданных за счет средств федерального бюджета. Упомянутое изучение состояния дел было проведено в соответствии с пунктами 1 и 5.10 Положения о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 № 299 и Методическими указаниями по изучению состояния дел, связанных с правовой охраной и использованием результатов научно-технической деятельности, созданных за счет средств федерального бюджета, утвержденными приказом Роспатента от 15.09.2005 г. № 105.

На 1 декабря 2006 г. были проведены ознакомительные проверки в тридцати организациях и изучены и проанализированы 282 государственных контракта, где государственными заказчиками или главными распорядителями бюджетных средств были Росатом, Роскосмос, Роспром, Минобрнаки России, Роснаука, Рособразование, Федеральное агентство по недропользованию, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, Дальневосточное отделение РАН, Уральское отделение РАН. Причем для оказания содействия в организации проведения ознакомительных проверок в адрес государственных заказчиков были направлены письма о планируемых проверках деятельности подведомственных им организаций. В адрес организаций, в которых осуществлены проверки, были направлены отчеты о результатах проверок для использования в работе по улучшению состояния дел, связанных с правовой охраной и использованием результатов научно-технической деятельности.

Соответствующие письма с результатами ознакомительных проверок в подведомственных организациях и выявленных недостатках, включая вопросы оформления государственных контрактов и состояния патентных служб (отделов интеллектуальной собственности), были направлены в Роскосмос, Рособразование, Роспром и Росатом.

При заключении и исполнении государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд, государственные заказчики должны обеспечивать включение в них следующих вопросов правовой охраны и использования результатов научно-технической деятельности.

    1. Права сторон на результаты, полученные при выполнении работ по контракту.

    2. Обязательства исполнителя по обеспечению государственных интересов.

    3. Обязательства по обеспечению правовой охраны полученных результатов путем оформления патентов либо с использованием режима коммерческой тайны.

    4. Обязательства исполнителя по проведению патентных исследований в полном объеме в соответствии с ГОСТ Р 15.011.096.

    5. Обязательства заказчика в отношении использования предшествующей интеллектуальной собственности или прав и информации, принадлежащей третьим лицам.

    6. Обязательства обладателя прав на созданные объекты интеллектуальной собственности по выплате вознаграждения их авторам.

    7. Порядок использования результатов работ, полученных в рамках государственного контракта.

Анализ условий государственных контрактов показал, что практически во всех контрактах отмечается несоблюдение норм действующей законодательной базы Российской Федерации. Установлены многочисленные факты отсутствия требований по обязательному осуществлению правовой охраны создаваемых результатов, нарушения распределения прав между государственным заказчиком и исполнителем.

На многих предприятиях правовая охрана результатов НИОКР, полученных в ходе выполнения государственных контрактов, осуществляется неудовлетворительно, или вообще отсутствует. Патентные исследования по определению технического уровня создаваемой продукции не проводятся.

В отдельных случаях в контрактах отсутствует ряд пунктов, касающихся механизмов регулирования отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной собственности, а именно: в контрактах не предусмотрено распределение прав на охраноспособные усовершенствования и улучшения объектов ИС, создаваемые по истечению срока действия государственного контракта, в отдельных контрактах юридически некорректно и неоднозначно сформулированы условия, касающиеся закрепления прав на результаты научно-технической деятельности, полученные в результате работ по контракту, содержат формальные условия по уведомлению и согласованию вопросов, касающихся предшествующей интеллектуальной собственности, без конкретных положений о правах Исполнителя на научно-технический задел, отсутствуют конкретные планы (программы) использования таких РНТД.

На предприятиях и организациях практически не проводятся мероприятия по выполнению требований Постановления Правительства Российской Федерации от 4.05.2005 № 284 “О государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения”.

В случаях, когда права на полученные патенты закреплены за Российской Федерацией, от имени которой выступает государственный Заказчик, контракты не регулируют обязанности Сторон контракта по выплате авторам вознаграждения, что противоречит положениям ст. 91 и п.2 ст. 8 Патентного закона Российской Федерации.

Кроме того, в контрактах не отражено признание сторонами правоотношений, предусмотренных государственным контрактом, в качестве существенных условий заключаемого в будущем договора на использование результатов работ.

Представляется необходимым обеспечить в государственных контрактах реализацию государственной политики в области создания и использования результатов научно-технической деятельности, созданных за счет средств федерального бюджета - обеспечение прав Российской Федерации на созданные РНТД посредством обязательного включения в государственные контракты (договоры) на проведение НИОКР условий:

    а) определяющих распределение и закрепление прав на РНТД;

    б) устанавливающих обязательность правовой охраны созданных РНТД;

    д) обеспечивающих обязательность использования полученных РНТД;

    е) по ведению государственного учета РНТД, а также внутреннего управленческого учета организации-правообладателя и организации-исполнителя.

Как выяснилось в ходе проверок, на ряде предприятий отсутствует структурное подразделение, на которое возложено проведение работ по правовой охране и использованию полученных результатов научно-технической деятельности. Первостепенная задача - восстановление на предприятиях патентных подразделений или отделов интеллектуальной собственности или создание иных структур (инновационного менеджмента и маркетинга) с целью осуществления комплекса работ, а именно:

    - оказание помощи разработчикам в выявлении охраноспособных решений, полученных при выполнении НИОКР, а также подготовка заявочной документации на объекты промышленной собственности или обеспечение сохранения этих результатов в режиме коммерческой тайны с последующим введением их в хозяйственный оборот;

    - участие в проведении патентных исследований по актуальным направлениям работ и проверке патентной чистоты изготовленных изделий, в том числе по государственным и международным контрактам;

    - участие в подготовке лицензионных соглашений и договоров уступки, в части передачи прав на объекты интеллектуальной собственности;

    - взаимодействие с бухгалтерской службой и планово-производственным подразделением по учету объектов интеллектуальной собственности в качестве нематериальных активов.

Роспатентом организованы и проведены совещания с участием представителей государственных заказчиков и исполнителей государственных заказов деятельности, на которых обсуждались вопросы:

    - осуществления проверок деятельности организаций в сфере правовой охраны и использования РНТД;

    - создания единой формы государственного контракта на выполнение НИОКР гражданского назначения, финансируемых за счет средств федерального бюджета;

    - усиления роли в организациях структурных подразделений, осуществляющих деятельность в сфере правовой охраны и использования РНТД;

    - подготовки (переподготовки) специалистов в области патентно-лицензионной работы для организаций, выполняющих НИОКР гражданского назначения, финансируемых за счет средств федерального бюджета.

18 ноября 2006 года был принят правоустанавливающий акт Правительства Российской Федерации, регламентирующий вопросы осуществлении контроля в сфере правовой охраны и использования результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, выполняемых за счет средств федерального бюджета. Это - постановление Правительства Российской Федерации № 696 “Об осуществлении контроля в результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета”.

В целях реализации указанного постановления № 696 Роспатент разработал административный регламент исполнения государственной функции “Осуществление контроля в сфере правовой охраны и использования результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, выполняемых за счет федерального бюджета”, который был утвержден приказом Минобрнауки России от 13.12.06 № 313.





Автор:

Редкобородый Ю.П
., начальник Управления по надзору и контролю за соблюдением прав Российской Федерации на результаты научно-технической деятельности, Роспатент, г. Москва, Российская Федерация






Источник: Материалы VII Московского Международного салона инноваций и инвестиций