Основные термины и определения





Что такое ISO

Слово ISO образовано от греческого слова isos, что значит «равный», которое служит приставкой iso- и встречается в совокупности терминов, таких как «изометрия» (равное измерение или размеры) и «изономия» (равенство закона или людей перед законом).

Название «ISO» употребляется во всем мире для обозначения Международной организации по стандартизации —  «International Organization for Standardization». ISO учреждена в 1947 г. и является неправительственной организацией и пользуется консультативным статусом ООН. Главной целью ISO является развитие стандартизации и родственных направлений деятельности во всем мире.

Что такое ISO 9000

Первая версия системы стандартов ISO 9000 была разработана в 1987 г., в основу которых был положен стандарт Британской организации по стандартизации, который в свою очередь берет начало от американских стандартов качества на готовую продукцию MIL-Q-9A58, принятых в 1959 году министерством обороны США. По существу эти стандарты содержали требования наличия системы обеспечения качества у подрядчиков Пентагона. В 1994 г. технический комитет ISO (ISO/TC 176) на основе анализа предложений национальных организаций, опыта применения стандартов ISO серии 9000 версии 1987 года в различных странах мира и сферах деятельности завершил пересмотр стандартов. В состав семейства стандартов ISO серии 9000 версии 1994 года вошли более 20 стандартов и документов. В декабре 2000 года вступила в силу новая версия стандартов ИСО 9000:2000. Семейство стандартов ISO серии 9000 версии 2000 года представляет собой семейство взаимосвязанных стандартов, разработанных с целью помочь организациям всех типов и размеров внедрить и использовать эффективные системы менеджмента качества (СМК).

Серия ИСО 9000 состоит из:

  • ИСО 9000:2005 — «Системы менеджмента качества. Фундаментальные принципы и словарь.»
  • ИСО 9001:2000 — «Системы менеджмента качества. Требования.»
  • ИСО 9004:2000 — «Системы менеджмента качества. Руководящие указания по улучшению характеристик деятельности.»
  • ИСО 19011:2002 — «Рекомендации по аудиту систем менеджмента качества и охраны окружающей среды.»

В Системе сертификации ГОСТ Р действуют 3 основных стандарта:

  • ГОСТ Р ИСО 9000-2001 — «Система менеджмента качества. Основные положения и словарь.»
  • ГОСТ Р ИСО 9001-2001 — «Система менеджмента качества. Требования.»
  • ГОСТ Р ИСО 9004-2001 — «Система менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности.»


Что такое Система Менеджмента Качества

Система Менеджмента Качества — совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов для разработки политики и целей в области качества и достижения этих целей посредством скоординированной деятельности (работ) по выбору ее направления и управлению организацией применительно к качеству. Главная задача СМК — не контролировать каждую единицу продукции, а сделать так, чтобы не было ошибок в работе, которые могли бы привести к появлению брака (плохому качеству продукции и услуг). СМК призвана обеспечивать качество продукции и услуг предприятия и «настраивать» это качество на ожидания потребителей (заказчиков).

Какие преимущества дает внедрение системы менеджмента

  • Улучшение качества продукции/услуги;
  • Улучшение удовлетворенности требований потребителей;
  • Повышение лояльности потребителей, ведущее к повторению бизнеса и хорошим отзывам;
  • Возрастание прибыли и доли рынков, получаемые посредством гибких и быстрых откликов на возможности рынка;
  • Увеличение удовлетворенности требований общества;
  • Увеличение удовлетворенности требований поставщиков;
  • Увеличение гибкости и быстроты согласованных совместных откликов на изменения рынка между организацией и поставщиками;
  • Создание доверия основных заинтересованных сторон к результативности и эффективности организации;
  • Использование процессного и системного подходов, которые наилучшим образом приводят к достижению желаемых результатов;
  • Улучшение качества процессов;
  • Повышение производительности;
  • Снижение затрат и ресурсов, их оптимизация и сокращение времени цикла за счет эффективного использования ресурсов;
  • Расширение рынка;
  • Возросшее конкурентное преимущество благодаря улучшению возможностей организации;
  • Завоевание международного признания;
  • Предотвращение (минимизация) непредвиденных финансовых и моральных потерь в случае форс-мажорных обстоятельств;
  • Повышение производственной и финансовой дисциплины;
  • Увеличение удовлетворенности требований персонала;
  • Вовлечение персонала в работу по качеству, увеличение его приверженности идее качества;
  • Улучшение понимания персоналом целей и задач организации, лучшее его мотивирование и большая ответственность за собственные результаты;
  • Большее стремление работников участвовать и вносить свой вклад в постоянное улучшение качества продукции, процессов и СМК, СЭМ, СМПБЗ и ИСМ;
  • Улучшение взаимосвязи между персоналом и руководством;
  • Увеличение роли лидерства, приводящее к постоянному улучшению качества продукции, процессов и СМК, СЭМ, СМПБЗ и ИСМ;
  • Создание комфортного психологического климата в компании;
  • Увеличение удовлетворенности требований владельцев и других заинтересованных сторон и др;
  • Механизм для демонстрации ответственности перед заинтересованными сторонами, а это:
    • более выгодные ставки страхования;
    • лучшая инвестиционная привлекательность компании;
    • демонстрация финансовой и производственной стабильности.
  • Более высокая степень доверия со стороны представителей надзорных органов и соответственно возможность уменьшения объема инспекционных проверок.
  • Лучшее соответствие требованиям законодательных норм и правил

    Восемь принципов менеджмента качества

    Для успешного руководства и функционирования организации необходимо направлять ее и управлять систематически и прозрачным способом. Успех может быть достигнут в результате внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества, разработанной для постоянного улучшения деятельности с учетом потребностей всех заинтересованных сторон. Управление организацией включает менеджмент качества наряду с другими аспектами менеджмента.
    Восемь принципов менеджмента качества были определены для того, чтобы высшее руководство могло руководствоваться ими с целью улучшения деятельности организации.

    1. Ориентация на потребителя
    Организации зависят от своих потребителей, и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.

    2. Лидерство руководителя
    Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации.

    3. Вовлечение работников
    Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности.

    4. Процессный подход
    Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессами.

    5. Системный подход к менеджменту
    Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системой вносят вклад в результативность и эффективность организации при достижении ее целей.

    6. Постоянное улучшение
    Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как неизменную цель.

    7. Принятие решений, основанное на фактах
    Эффективные решения основываются на анализе данных и информации.

    8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками
    Организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности.

    Эти восемь принципов менеджмента качества образуют основу для стандартов на системы менеджмента качества, входящих в семейство ИСО 9000.





    Источник: Ассоциация по сертификации "Русский Регистр"