Испытания на виброустойчивость. Испытания зданий на виброустойчивость и вибропрочность.

Новое в законодательстве о финансировании науки


Напряжение, выросшее в научной среде к концу прошлого года, частично снято. В конце прошлого года был принят федеральный закон от 17 декабря 2009 г. N 314-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", продливший еще на один год существующий ныне порядок финансового обеспечения грантов и бюджетного субсидирования. Таким образом, законодатели пока не готовы кардинальным образом пересмотреть систему бюджетного финансирования науки и ликвидировать научные фонды.

Напряжение, выросшее в научной среде к концу прошлого года, частично снято. Вызвано оно было тем, что в соответствии с действующей редакцией Бюджетного кодекса с 1 января 2010 года должна была прекратиться система финансового обеспечения грантов, выделяемых на проведение фундаментальных научных исследований, а следовательно, ставилась под сомнение возможность дальнейшего существования и деятельности научных фондов. Озабоченность вызывалась еще и тем, что поскольку из Бюджетного кодекса было исключено определение субсидии, то многие гранты и субсидии стали трактовать одинаково*. А как следствие – полная неопределенность в порядке бюджетного финансирования науки.

ФЗ N 314-ФЗ продлил срок действия текущих правил бюджетного финансирования (в части грантовой поддержки) еще на один год, а также продлил право исполнительных органов государственной власти без утверждения законом о бюджете принимать решения о предоставлении субсидий и бюджетных инвестиций организациям при реализации дополнительных мер по поддержке экономики, рынка труда и социальной сферы.

Таким образом, научные фонды пока сохранили свой текущий статус, а порядок субсидирования науки на 2010 г. получил законодательную детализацию.

В соответствии с принципом подведомственности расходов бюджетов, закрепленным в ст.38.1 БК РФ, получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Главным распорядителем бюджетного финансирования для научных организаций является Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука).

Общие принципы предоставления субсидий организациям прописаны в ст.78 -78.1 БК РФ:

- cубсидии юридическим лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе;
- источником выделения субсидий могут являться бюджеты всех уровней;
- нормативно - правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, должны определять:
- категории и (или) критерии отбора юридических лиц – получателей субсидий;
- цели, условия и порядок предоставления субсидий;
- порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
- субсидии могут быть предоставлены некоммерческим организациям, в частности, автономным учреждениям, а также в --- форме имущественного взноса в государственные корпорации и государственные компании.

В соответствии с этими принципами порядок получении субсидий в 2010 году базируется на следующих документах.

Во-первых, это Постановление Правительства РФ от 31 декабря г">2009 г. N 1181 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов".

В соответствии с этим документом предоставление из федерального бюджета субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в 2010 году будет производиться с учетом следующих положений:

- субсидии будут предоставляться в соответствии с договором, заключаемым между главным распорядителем средств федерального бюджета и организацией – получателем.

- в соответствующем договоре должно быть зафиксировано право главного распорядителя на проведение проверок соблюдения организацией условий получения и использования субсидий;

- договор должен отражать порядок и сроки предоставления отчетности об использовании субсидий, а также порядок возврата сумм, в случае их нецелевого использования или выявления иного факта нарушения целей и условий финансирования;

- денежные средства поступают на расчетные счета, открытые в подразделениях расчетной сети ЦБ РФ или кредитных организациях.

Распределение субсидий на научные мероприятия производится в соответствии с:

- Приказом Министерства образования и науки РФ от 18 марта г">2008 г. N 97 "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета в 2009 - 2011 годах субсидий Министерством образования и науки Российской Федерации, Федеральным агентством по науке и инновациям, Федеральным агентством по образованию, Российским фондом фундаментальных исследований, Российским гуманитарным научным фондом" (с изменениями от 11 апреля 2008 г., 16 марта 2009 г.)

и

- Приказом Федерального агентства по науке и инновациям от 10 апреля г">2008 г. N 68 "Об утверждении порядка рассмотрения в Федеральном агентстве по науке и инновациям предложений о предоставлении субсидий на научные мероприятия, необходимость в выполнении которых возникает в течение года, за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009-2010 годов".

В соответствии с первым документом в части поддержки научной деятельности Министерство образования и науки осуществляет:

- финансовое обеспечение грантов Президента РФ;

- грантов для государственной поддержки ведущих научных школ РФ;

- субсидирование российских организаций, осуществляющих международное научно-техническое сотрудничество:
субсидирование организаций, выполняющие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы гражданского назначения по приоритетным направлениям науки, технологии и техники;

- финансовое обеспечение деятельности по формированию, ведению и организации использования федеральных информационных фондов, баз и банков данных. Финансирование ведется по договору с ФГУП "ВНТИЦ".

Указанные выше направления финансируются через Федеральное агентство по науке и инновациям, которое в свою очередь заключает договор непосредственно с получателем бюджетных средств.

Субсидии на научные мероприятия предоставляются Роснаукой государственным научным организациям (кроме госучреждений) по их заявкам для оказания целевой государственной поддержки.

Обращения акционерных обществ о предоставлении субсидий на научные мероприятия рассматриваются при условии, что контрольный пакет акций находится в собственности государства.

Субсидии могут быть предоставлены конкретному получателю не более двух раз в течение текущего календарного года. При этом размер предоставляемой субсидии на каждое конкретное мероприятие не может превышать 5,0 млн. рублей.

Приоритет при рассмотрении заявок на субсидирование отдается на оперативное решение задач, связанных с проведением организациями дополнительных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ гражданского назначения по приоритетным направлениям науки, технологии и техники.

А вот работы по освоению природных ресурсов, работы подготовительного характера в добывающих отраслях; работы по подготовке и освоению производства, работы, связанные с совершенствованием технологии и организации производства и т.п. не попадают в разряд субсидируемых мероприятий.

Документация, сопровождающая процесс получения субсидии, следующая.

Организация подает заявление о выдаче субсидии с указанием размера субсидии. Заявление сопровождается подачей стандартного пакета документов организации: свидетельства о постановке на налоговый учет, выписке из ЕГРЮЛ, копии учредительных документов, справки налогового органа об отсутствии просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам и пр.)

Положительное заключение фиксируется распоряжением о предоставлении субсидии на научное мероприятие и подписанным сторонами соглашением (включающим в себя техническое задание, смету расходов и форму отчета об использовании бюджетных средств).

Наличие соисполнителей допускается только в случаях, когда без их участия невозможно выполнение данного научного мероприятия. При этом в техническом задании дается соответствующее обоснование, а также указываются организационно-правовая форма соисполнителей, перечень выполняемых ими работ и прилагается смета расходов, утвержденная головной научной организацией.

Объем работ, выполняемый соисполнителями, не может превышать пятидесяти процентов от общей их стоимости.

По завершении выполнения научного мероприятия организация-получатель субсидий представляет отчетные материалы, предусмотренные техническим заданием, а также отчет об исполнении сметы расходов и сведения о результатах научно-технической деятельности по утвержденным формам учетных документов.

* Финансирование реализации большинства научных проектов, как правило, осуществляется или за счет государства, или за счет средств специализированных фондов. Главной особенностью такого финансирования является его целевой характер, т.е. выделяемые средства предназначены для финансирования целевых мероприятий и могут быть использованы лишь по назначению. Существуют различные формы финансирования, в зависимости от которых у организаций-получателей возникают определенные права и обязанности, как в части выполнения финансируемых работ, так и в вопросах налогообложения полученных средств и распределения прав на итоговые результаты.

Субсидии и субвенции

Для финансирования фундаментальных научных исследований и опытно-конструкторских работ, внедрения в производство новой техники, переподготовки кадров и пр. целей научной организации могут быть предоставлены субсидии или субвенции, т.е. денежные средства, выделяемые федеральным или местным бюджетом, или же специальными фондами на безвозмездной и безвозвратной основе на реализацию определенных целей. Право на получение субсидий или субвенций может быть предоставлено организации на условиях конкурсного отбора. Данные средства относятся к доходам, не учитываемым при налогообложении прибыли при условии их целевого использования, и должны подлежат отдельному учету у организации - получателя. В случае нецелевого использования предоставленное финансирование может быть отозвано. В соответствии с последними изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс РФ, государственным (муниципальным) учреждениям субсидии из средств федерального (регионального или местного) бюджетов не предоставляются, по всей видимости, в целях сокращения различных видов государственного финансирования бюджетных учреждений и учета поступающих средств на различных счетах.

Гранты

К одному из самых распространенных видов целевого финансирования науки относятся гранты, конкретные условия предоставления которых устанавливают сами грантодатели. Гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями. Существует перечень организаций-грантодателей, периодически обновляемый и утверждаемый Правительством РФ, поступления от которых на осуществление конкретных программ, в том числе в области образования и науки, не подлежат налогообложению с точки зрения уплаты налога на прибыль и НДФЛ. Как правило, гранты выделяются на конкурсной основе, условия их предоставления свои для каждого фонда и/или конкурса. Оформляется предоставление гранта путем заключения грантового соглашения (договора). ГК РФ не предусматривает такой вид обязательств как грант, однако никаких запретов на заключение таких договоров и урегулирования отношений между грантодателем и получателем гранат не установлено. С точки зрения гражданского законодательства к гранту наиболее близок договор пожертвования. Однако существует одно серьезно отличие между этими двумя видами правоотношений, которое выделяет грантовые соглашения в отдельную категорию. Пожертвование может быть осуществлено и без указания конкретной цели. Что же касается гранта – то его характерной особенностью является именно целевой характер предоставления. Поэтому в грантовом соглащении, как правило, стороны фиксируют следующие моменты: цели, на которые выделяется финансирование; срок реализации проекта; порядок учета средств гранта, их использования и предоставления отчетности грантодателю; условия взаимодействия сторон в случае установления факта нецелевого использования выделенных средств и пр. Поскольку грант предоставляется на безвозмездной основе, то у грантодателя не возникает каких-либо прав на полученные результаты деятельности грантополучателя, равно как и на оборудование или иные материалы, приобретаемые грантополучателем за счет средств гранта.






/Strf.ru, 19.01.10/