О Концепции проекта Федерального закона "Об общественной экспертизе"


Приоритетным направлением социально-экономической политики России является переход экономики на инновационный путь развития. В этих условиях повышаются требования к уровню профессионализма в подготовке принятия решений публичными органами государственной власти и органами местного самоуправления, затрагивающих интересы и конституционные права граждан. В этой связи повышается роль института экспертизы и экспертного сообщества в обосновании принятия указанных решений.

В демократически развитых странах экспертиза является важным инструментом борьбы с волюнтаризмом властных структур, препятствием на пути произвола и коррупции чиновников. Законодательством указанных стран предусмотрены меры обеспечивающие независимость экспертов, их ответственность за качество проведения экспертизы. Международные эксперты пользуются заслуженным уважением, дорожат своей репутацией и получают солидные вознаграждения за свои услуги.

В условиях нашей страны институт экспертизы не получил должного развития, соответствующего общественного статуса и признания.

Отсутствуют необходимое нормативное правовое, организационное и экономическое обеспечение экспертной деятельности.

Отсутствуют требования к организации экспертизы, проводимой в различных сферах государственной и общественной жизни, за исключением некоторых сфер профессиональной экспертной деятельности, регулируемых специальными законодательными актами (судебная экспертиза, экологическая экспертиза, экспертиза, связанная с обеспечением таможенной деятельности, с оценочной деятельностью, аудитом и другими сферами деятельности, такими как право, наука, образование, культура, спорт, регулируемые соответствующими нормативными актами).

Особую важность приобретают вопросы, связанные с порядком проведения общественной экспертизы, ее статусом и условиями проведения. В этой связи возникает необходимость упорядочивания и кодификации различных нормативных правовых актов, регулирующих отношения связанные организацией, проведением экспертизы, разграничением полномочий заказчиков и организаторов экспертизы, условиями аттестации и аккредитации экспертов, повышения их профессиональной подготовки и квалификации в соответствии с требованиями международных технических регламентов и стандартов качества. Не определен также статус профессиональных саморегулируемых экспертных сообществ, поддерживающих соответствующую культуру экспертной деятельности, основанную на кодексах корпоративной этики. В этой связи необходима разработка специальных законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих экспертную деятельность.

Основная идея, цели и предмет правового регулирования, круг лиц, на которые распространяется действие законопроекта

Настоящий закон устанавливает общие принципы организации и проведения общественной экспертизы, определяет права, полномочия и ответственность организаторов общественной экспертизы и экспертов при организации и проведении общественной экспертизы.

Целями закона являются повышение роли институтов гражданского общества в осуществлении общественного контроля деятельности государственных и муниципальных органов государственной власти, государственных организаций и иных организаций независимо от их организационно-правовой формы, деятельность которых затрагивает конституционные права граждан, а также права граждан в Российской Федерации, связанные с обеспечением законности, безопасности и правопорядка.

Предмет правового регулирования законопроекта

Закон регулирует основные правоотношения, возникающие в связи с организацией и проведением обязательной и специальной общественной экспертизы, права, полномочия и ответственность организаторов общественной экспертизы, экспертов, участвующих в поведении общественной экспертизы, а также права, обязанности и ответственность должностных лиц государственных, муниципальных органов и организаций, независимо от их организационно-правовой формы при организации и проведении общественной экспертизы. Указанные акты не должны противоречить настоящему закону, а также международным стандартам, актам и конвенциям, парафированных Российской Федерацией.

Закон определяет статус организаторов общественной экспертизы экспертизы, права, обязанности и ответственность участников общественной экспертизы, государственные гарантии по обеспечению общественной экспертизы и меры по обеспечению независимости экспертов и гласности общественной экспертизы.

Круг лиц, на которые распространяется действие законопроекта

Действие закона распространяется на федеральные и муниципальные органы власти, на профессиональные экспертные организации, уставами которых предусмотрено организация проведения общественной экспертизы, на граждан Российской Федерации, которые в установленном законом порядке имеют право инициировать или участвовать в проведении общественной экспертизы, на органы государственной власти и органы местного самоуправления при которых создаются общественные советы, участвующие в обсуждении вопросов входящих в сферу их компетенции, а также правозащитные организации и органы общественного контроля. Действия закона не распространяются на общественные организации, не зарегистрированные в установленном законом порядке, чья деятельность противоречит конституционному строю, принципам морали и связана с проявлением экстремизма, шовинизма и религиозной нетерпимости. Действие закона не распространяется на объекты, составляющие государственную или коммерческую тайну, а также на объекты находящиеся в сфере компетенции специальных органов.

Характеристика и оценка состояния правового регулирования в сфере экспертизы

В настоящее время функция общественной экспертизы предусмотрена рядам законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, в числе которых:

    1. Федеральный закон от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ “Об экологической экспертизе”
    2. ( ст.4. Виды экологической экспертизы)

    3. Федеральный закон от 24.04.1995 г. № 52-ФЗ “О животном мире” (общественная экологическая экспертиза)
    4. Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” (ст.11)
    5. Федеральный закон от 04.04.2005 г. № 32-ФЗ “Об палате Российской Федерации” (п/п 3 ст. 2 проведение экспертизы проектов федеральных законов)
    6. Федеральный закон от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ “О техническом регулировании” (п.9 ст. 9 – Порядок разработки, принятия, изменения и отмены технического регламента)
    7. Федеральный закон от 21.11.1995 г. № 170-ФЗ “Об использовании атомной энергии” (ст.14 Права организаций, в том числе общественных организаций (объединений), и граждан на участие в формировании политики в области использования атомной энергии)
    8. Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” (ст.26, абз.2)
    9. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26.05.2004 г.
    10. Приказ Министерства финансов Российской федерации от 01.07.2004 г. № 180 “Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу” (пп.2.2. Создание инфраструктуры применения МСФС).

В настоящее время общественная экспертиза предусмотрена также в ряде законодательных и нормативных правовых актов “О местном самоуправлении”, в частности при обсуждении программ развития территорий, при проведении градостроительных работ и других вопросов, затрагивающих интересы и права граждан.

Вместе с тем анализ указанных законодательных и нормативных правовых актов свидетельствует о том, что в них отсутствуют необходимые нормы, регулирующие отношения, связанные с организацией и проведением общественной экспертизы, ее правовым статусом.

1) Не определены требования к кругу лиц, ответственных за организацию и проведение общественной экспертизы.

2) Не определены предмет и объекты общественной экспертизы, права и обязанности организаторов экспертизы и экспертов.

3) Отсутствуют нормы, регулирующие порядок предоставления необходимой для общественной экспертизы информации и рассмотрения результатов экспертизы;

4) Не определены требования гласности и независимости общественной экспертизы, а также права и ответственность экспертов и должностных лиц различного уровня при организации, проведении и рассмотрении результатов экспертизы.

Предлагаемый законопроект устраняет указанные пробелы и служит необходимой основой для разработки общих правил, стандартов и иных требований к организации и проведению экспертизы.

Сфера применения законопроекта

Сфера применения настоящего законопроекта распространяется на Общественную палату, на Общественные советы и комиссии, создаваемые при органах государственной власти и местного самоуправления, а также на сферу деятельности, зарегистрированных в установленном порядке, саморегулируемых общественных и профессиональных организаций, в уставах которых предусмотрено проведение экспертизы, а на также круг должностных лиц государственных организаций и учреждений, ответственных за связи с общественностью.

Место законопроекта в системе действующего законодательства, а также значение, которое будет иметь законопроект для правовой системы

Предусмотренный в настоящей Концепции законопроект будет распространяться на все виды общественной экспертизы, как обязательной, включая специальные виды общественной экспертизы, так и экспертизы, проводимой в порядке инициативы или по требованию граждан.

Законопроект будет определять правовой статус общественной экспертизы, порядок назначения, организации и проведения экспертизы, права экспертов и организаторов экспертизы, порядок рассмотрения результатов экспертизы и порядок обжалования действий (бездействий) должностных лиц, ответственных за предоставление информации, необходимой для проведения экспертизы и рассмотрение ее результатов.

Принятие данного закона позволит устранить изложенные в предыдущем разделе пробелы действующего законодательства, наличие которых в настоящее время не позволяет успешно осуществлять необходимый общественный контроль деятельности (бездеятельности) институтов государственной власти и местного самоуправления, ответственных за принятие и исполнение общественно значимых решений.

Анализ соответствующей зарубежной правоприменительной практики

Развитие демократических институтов гражданского общества за рубежом свидетельствует о важности значения, которое придается экспертизе, способствующей выработке и принятию общественно значимых решений.

Существуют различные формы и традиции организации и проведения экспертизы, которые активно используются правозащитными и иными общественными организациями и институтами в частности при проведении социологических опросов, организации общественных слушаний и референдумов.

Анализ зарубежной правоприменительной практики демократически развитых государств, свидетельствует как о положительных, так и отрицательных моментах правового статуса и правоприменительной практики экспертизе, которые предполагается учесть при разработке настоящего закона.

Социально-экономические, политические, а также иные последствия реализации законопроекта

Принятие Федерального закона “Об общественной экспертизе” будет способствовать созданию необходимых экономических, организационных и правовых условий для проведения обязательной экспертизы, а также организации и проведения общественных слушаний при обсуждении общественно значимых социально-экономических и политических решений, затрагивающих интересы и законные права граждан.

Закон создаст единый правовой механизм, позволяющий упорядочить отношения, связанные с порядком назначения и организацией проведения экспертизы.

Закон создаст необходимые предпосылки и условия для организации деятельности палаты, по осуществлению функций общественного контроля и оценки деятельности государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Закон будет способствовать устранению административных барьеров, нарушающих конституционные права и законные интересы граждан, а также будет способствовать консолидации демократических институтов гражданского общества и развитию цивилизованных отношений общества и власти.





Aвторы:

Наумов Е.А., к.э.н. , профессор, директор Государственного Центра правовой и экономической экспертизы ФГУ НИИ РИНКЦЭ Роснауки

Савин М.С., к.ф.н. ведущий научный сотрудник Государственного Центра правовой и экономической экспертизы ФГУ НИИ РИНКЦЭ Роснауки







Источник: Материалы VII Московского Международного салона инноваций и инвестиций