Все о гаджетах на 33smartfona.ru

Найдется ли место малому бизнесу в ВПК?



В настоящее время Российский оборонный комплекс показывает хорошие темпы роста. Но, это не освобождает нас от разработки и внедрения новых управленческих решений. Например, таких как создание холдингов и развитие малых частных предприятий. В связи с этим возможны варианты модернизации системы взаимодействия ВПК с рынком гражданской продукции. Во всех развитых странах поставка комплектующих для ВПК и реализация гражданских изделий осуществляется сотнями малых предприятий аффелированных с военными заводами. В разных странах они называются по-разному: кластеры, промышленные округа, технопарки, корпорации и т. п.

В России, традиционно, военные заводы являются самодостаточными, с автономной организацией, с отсутствием устойчивых экономических связей с гражданским миром бизнеса. При существующей воле высшего руководства ВПК России сделать военные заводы более рентабельными и снизить себестоимость продукции становится возможным.

Некоммерческое партнерство "Национальное содружество бизнес инкубаторов" имеет большой опыт оптимизации взаимоотношений малого бизнеса, научных учреждений и заводов. В связи с этим руководство этой организации могло бы инициировать создание для военных (научных и промышленных учреждений) технопарков, бизнес инкубаторов, технико-внедренческих центров, кластеров. Эти малые коммерческие структуры под контролем и с помощью военных заводов будут эффективными проводниками современных рыночных отношений ВПК с гражданским бизнес сообществом.

Пытаться втиснуть военный завод с его огромными накладными расходами в свободный ранок гражданской продукции бесполезно. Он никогда не сможет стать конкурентоспособным. В тоже время малые предприятия по определению не могут быть убыточными. В России нет технопарка или бизнес инкубатора принадлежащих военному заводу. Но есть положительный опыт режимного автомобильного завода КАМАЗ в Татарстане, который при поддержке правительства республики создал у себя на свободных площадях технопарк "Мастер" и этот опыт можно использовать на предприятиях ВПК России, в том числе и на дальнем востоке.

Наше предложение заключается в объединении усилий "Национального содружества бизнес инкубаторов" и Министерства обороны, для создания в качестве эксперимента на одном или двух военных заводах, технопарка для работы с малыми предприятиями. Некоммерческое партнерство "Национальное содружество бизнес инкубаторов" может предоставить кадровое обеспечение, регламенты работы, управленческие решения, проведет обучение персонала и другие необходимые организационные мероприятия.
Военный завод выделит площади и оборудование (не бесплатно), поможет решить организационные проблемы. Из этого проекта завод извлечет выгоду при сдаче в аренду лишних площадей.

Уменьшится нагрузка на бюджет предприятия от коммунальных платежей.

Можно задействовать незагруженное оборудование. Изделия, изготовленные на малом предприятии, будут дешевле, чем заводские. Например, переносная лампа, изготовленная на военном заводе, стоит 300 рублей, тогда как на малом предприятии - 70 рублей. Если малое предприятие имеет связь с научными кругами, то может стать при соблюдении определенных правил и поставщиком изделий секретной номенклатуры. И они будут становиться на производство быстрее, чем на заводе и стоить меньше. На многих заводах есть уникальные измерительные комплексы вполне пригодные для выполнения заказов коммерческих структур. Зачастую они не загружены на 90%. Есть даже целые конкурентно способные цеха с хорошим дерево обрабатывающим и пластмасса перерабатывающим оборудованием, влачащие жалкое существование. Есть категории мобилизационных мощностей, которые тоже можно использовать.

Конечно гражданское бизнес сообщество это другая стихия. Но, нельзя забывать, что наступает, постиндустриальная эпоха и глухим забором с колючей проволокой от нее не отгородиться. Нельзя военному предприятию быть свободным от вызова времени. Это как в теории маркетинга. Если предприятие не сегментирует рынки продукции, рынки "сегментируют" предприятие.




Автор:

Карпунькин Борис Алексеевич, cоветник Центра коммерциализации Академии наук Республики Татарстан
Тел.: +7 (843)293-94-42, 8987292-70-91
Web: www.antat.ru