Специфика охраны брэнда товарным знаком

Ни в одном нормативном документе термина “брэнд” вы не найдете. Поэтому оговоримся сразу, что в рамках данного цикла статей мы будем понимать под этим словом комплексную систему идентификации товара. Подробнее об этом было сказано в предыдущей статье. В той же статье было выделено пять правовых режимов охраны брэнда. Первым и самым распространенным из этих инструментов является институт регистрации товарных знаков.

Что такое товарный знак

В соответствии с первой статьей Закона РФ “О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров” товарным знаком и знаком обслуживания (далее - товарный знак) считаются обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг (далее - товары) юридических или физических лиц ”.

Как видно из определения, основной функцией товарного знака, то есть целью его существования, является идентификация товара или услуги. При этом данная идентификация после совершения необходимых формальностей приобретает исключительный характер, то есть только владелец товарного знака имеет право на его монопольное использование и оказывается вправе запретить любым третьим лицам незаконное использование этого товарного знака. Именно этим и вызван повышенный интерес к регистрации товарных знаков.

Виды товарных знаков

Как было указано в определении товарного знака, это некое условное “обозначение”.
Обозначения, которые могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков, бывают нескольких видов. Наиболее распространенными являются словесные, изобразительные и комбинированные товарные знаки.

Словесное обозначение представляет собой слово или группу слов (например, слоган). Словесные товарные знаки, как правило, выполняются стандартным шрифтом, что позволяет в дальнейшем варьировать написание и расположение элементов товарного знака. В случае защиты слоганов необходимо учитывать, что охрана предоставляется на весь слоган целиком; это означает, что на добавленные впоследствии в слоган слова охрана не распространяется. Удаление какого-либо слова из слогана изменяет сущность товарного знака, таким образом, охрана товарного знака не распространяется на новый вариант слогана.

Изобразительные товарные знаки представляют собой рисунки, фотографии и прочие изображения. Если в своей переписке, на продукции и т. д. вы используете изображение и словесную часть своего логотипа по отдельности, иными словами, если ваш логотип не всегда и не везде используется как комбинация слов и изображения, имеет смысл подавать на регистрацию два отдельных товарных знака: изобразительный и словесный. Особенно это актуально для упаковок, когда под одним названием продается несколько видов товара. Примером может служить производство соков: например, под маркой “NICO” выпускаются апельсиновый, товарный, вишневый и др. виды соков. В этой ситуации меняется, как правило, только внешний вид упаковки (изображение томатов, вишни и т. п.). В целях оптимальной защиты стоит регистрировать отдельно название как словесный товарный знак и виды упаковок как изобразительные товарные знаки.

Комбинированный товарный знак. Представляет собой комбинацию словесной и изобразительной части вашего логотипа. Если для вас разработан логотип, содержащий слово и рисунок, и вы всегда используете этот логотип неразрывно, ваш вариант регистрации – комбинированный товарный знак. В ряде случаев происходит превращение словесного товарного знака в комбинированный. Это случается если написание слова представляет собой самостоятельный изобразительный элемент. Примером может служить такое написание, когда при взгляде на знак можно увидеть кресло или диван.

Кроме вышеперечисленных достаточно распространенных товарных знаков, существуют товарные знаки, которые можно было бы назвать “экзотическими”. Сразу сделаем оговорку, что это в нашей стране они считаются экзотическими, а за рубежом уже существует большая практика регистрации подобных знаков. К этой категории относятся звуковые, запаховые, объемные и другие товарные знаки.

Примерами звуковых товарных знаков могут служить звуковые отбивки радиостанций, музыкальный ряд рекламы и другие. Соответственно, если на короткий музыкальный фрагмент положен словесный ряд, знак становится комбинированным. В настоящее время поток регистрации подобных товарных знаков увеличивается.

Регистрация запахов в качестве товарных знаков — явление в нашей стране достаточно редкое. Однако для парфюмеров это — просто кладезь защиты придуманных оригинальных ароматов.

Объемные товарные знаки используются сейчас в основном на автомобилях. Если вы обратите внимание на практически любую машину марки “Ягуар”, то на капоте вы увидите фигурку ягуара в прыжке. Это типичный пример объемного товарного знака.

Что такое МКТУ

МКТУ расшифровывается как Международный классификатор товаров и услуг. Принятый многими странами Международный классификатор товаров и услуг распределяет все имеющиеся в нашей жизни товары на 34 класса, а услуги – на 11 классов. Всего МКТУ выделяет 45 классов.

Для того чтобы подать заявку на товарный знак, нужно определить, для каких товаров и услуг мы хотим “занять” товарный знак.

Объем охраны

Самое важное при регистрации — определить объем правовой охраны. Это делается путем указания определенных товаров и услуг, защищаемых этим товарным знаком. В Международном классификаторе товаров и услуг (МКТУ) существует условное деление на 45 классов. Поэтому, определяясь с защищаемыми товарным знаком товарами (услугами), мы определяем необходимое количество классов МКТУ.

Существует три основных концепции определения объема охраны. Первая – точечная: защищается конкретный товар или услуга (например, соки в 32 классе).

Вторая концепция – зонтичная: предполагает защиту по смежным товарам и услугам. Существует два варианта зонтичной охраны: корреспондирующий и блокирующий. Корреспондирующий вариант предполагает небольшое расширение классификатора (обычно в пределах 5–7 классов МКТУ). Например, не только соки (32), но и детское питание (5), алкогольные напитки (33), молоко (29), фирменные магазины (42) — иными словами, “что мы делаем или будем делать”. Блокирующий вариант зонтичной защиты предполагает охват крупных групп товаров (услуг), рынков (например, потребительских товаров, продуктов питания и пр.). В зависимости от базового товара (услуги), он может охватывать от 7 до 30 классов МКТУ, — иными словами, “мы не хотим видеть на рынке другие товары с нашим именем”.

Третий вариант — сплошная защита — предполагает регистрацию товарного знака по всем 45 классам МКТУ.

Своим клиентам мы рекомендуем второй путь, поскольку точечного варианта не достаточно, а сплошной экономически не целесообразен и весьма уязвим в юридическом смысле. При этом выбор между вариантами зонтичной охраны – корреспондирующим или блокирующим — клиенты делают сами. Если не предполагается ускорения, то обычно выбирают блокирующий вариант.

Тел.: (812) 388-5568, 388-6217
vadim@uskov.ru
www.uskov.ru


Вадим Усков, юрист и патентный поверенный РФ, специализирующийся на вопросах авторского права, товарных знаков и рекламы, руководителя юридической компании "Усков и партнеры".