Подробное описание кроссовки баленсиага на сайте.

Правовая защита интеллектуальной собственности


Введение

Необходимым условием успешного развития науки, литературы и искусства является не только признание за авторами, обладателями патентов (свидетельств) и их правомерными пользователями определенных субъективных гражданских прав, но и обеспечение этих прав надежной правовой защитой.

Под защитой гражданских прав (в частности авторских и патентных прав) в российской юридической науке понимается совокупность мер, направленных на признание или восстановление прав и защиту интересов их обладателей при их нарушении или оспаривании.

Защита исключительных прав осуществляется по общим правилам защиты гражданских прав: в суде, в административных органах, а также в порядке самозащиты.

Каждое субъективное гражданское право подлежит защите, а носитель этого права обладает соответствующим правомочием на его защиту с помощью средств, предусмотренных законодательством.

Обладателями субъективного гражданского права являются авторы, патентообладатели, наследники, правопреемники, работодатели авторов в случаях создания служебных произведений. Нарушителями авторских и патентных прав являются физические и юридические лица, которые не выполняют требования Закона об авторском праве, Патентного закона. Чаще всего такими нарушителями прав интеллектуальной собственности оказываются лица, допускающие незаконное использование произведений, товарных знаков, промышленных образцов, программного обеспечения и т.д. Подобные действия считаются контрафактными.

Гражданско-правовые способы защита интеллектуальной собственности

В Конституции РФ 1993 г. закреплен принцип защиты законных прав и интересов, а именно каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (п. 2 ст. 45 Конституции РФ).

У всех на слуху такие формы защиты нарушенных прав авторов или патентообладателей, как судебная и административная формы защиты, которые мы рассмотрим позднее. Поговорим о гражданско-правовой форме защиты авторских и патентных прав.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ гражданско-правовой способ защиты гражданских прав (в том числе на объекты интеллектуальной собственности: изобретения, промышленные образцы, полезные модели, авторские и смежные права и т.п.), осуществляется путем:

- признания права;
- восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
- признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;
- признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
- самозащиты права;
- присуждения к исполнению обязанности в натуре;
- возмещения убытков;
- взыскания неустойки;
- компенсации морального вреда;
- прекращения или изменения правоотношения;
- неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;
- иными способами, предусмотренными законом.

Признание права осуществляется через обращение в суд, который должен подтвердить наличие или отсутствие у истца данного права. Например, это способ защиты применяется в случае, если оспаривается само наличие у субъекта авторских прав или принадлежность авторских прав не определена (например, при анонимном опубликовании произведения) или, иск о признании права авторства на созданное изобретение. Снятие такой неопределенности, создание условий для реализации всех прав субъекта и предупреждение со стороны третьих лиц действий, препятствующих осуществлению таких прав, является целями применения данного способа защиты. Требование о признании права, может относиться, к личным неимущественным правам автора, к имущественным правам или ко всей совокупности авторских прав. В случае если оспаривание права сопровождалось его нарушением, суд может обязать нарушителя сделать за свой счет объявление о существовании определенного права и его принадлежности. Требование о признании авторских прав на произведение является необходимым элементом иных способов защиты. Например, чтобы добиться возмещения убытков, причиненных незаконным использованием произведений, истец должен доказать, что он обладает авторскими правами на это произведение.

Следует отметить, что на практике у судов большую сложность вызывает правовая оценка отношений авторства, правовой природы и содержания авторского договора, разрешение вопроса, владеет ли лицо, подавшее исковое заявление, исключительными авторскими правами на произведение или нет?

В соответствии со ст. 9 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей (например, депонирования рукописи в государственной или иной организации, ее нотариального удостоверения, изготовления или опубликования произведения, проставления на опубликованном произведении знака охраны авторского права - С - "копирайт"). Авторское право на любое произведение науки, литературы и искусства (на роман, слайд, сценарий рекламного видеоролика, киносценарий, музыкальное произведение, программу для ЭВМ и т.д.) возникает в силу факта его создания.

В отношении объектов смежных прав (исполнений, осуществленных артистом-исполнителем, дирижером и/ или режиссером-постановщиком спектакля; фонограмм; передач организаций эфирного и кабельного вещания), существует аналогичный порядок. Пунктом 4 ст. 36 Закона определено, что для "возникновения и осуществления, смежных прав не требуется соблюдения каких-либо формальностей. Производитель фонограммы и исполнитель для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны смежных прав...".

Однако на практике авторы, опасаясь плагиата (то есть присвоения авторства) или присвоения смежных прав другими лицами, все же регистрируют созданные ими объекты интеллектуальной собственности.

Служба регистрации интеллектуальной собственности существует в Российском авторском обществе, которое осуществляет такую деятельность в соответствии с Уставом Общества, зарегистрированным 25 июня 1998 г. Министерством юстиции РФ. В РАО можно зарегистрировать: рукописи рассказов, повестей, романов, стихов, учебных и методических пособий и т.п.; рукописи киносценариев (документальных, телевизионных и художественных фильмов, рекламных роликов, видеоклипов и т.п.); авторское описание игр и лотерей; проекты литературные, музыкальные, архитектурные, технические, издательские; геологические и географические карты; программы, описания и сценарии фестивалей и конкурсов; эскизы товарных знаков, логотипов, эмблем; сценарии телепередач, телеигр, телевикторин, телелотерей, шоу-программ; каталоги, словари, энциклопедии и другие составные произведения; бизнес-планы и программы деятельности фирм; музыкальные произведения (песни, романсы, оперы и т.п.); произведения живописи, скульптуры, дизайна, графики, графические рассказы, комиксы и т.п.; хореографические произведения и пантомимы; фотографические произведения; объекты декоративно - прикладного искусства; аудио - и видеопроизведения на различных носителях; другие произведения.

Сама регистрация носит заявительный характер. Никаких проверок на "патентную чистоту" стихотворений, сценариев и т.п. объектов авторского права РАО не проводит. Связано это с тем, что каждое произведение является оригинальным и, соответственно, неповторимым. В отличие от объектов патентного права (изобретений, промышленных образцов и т.п.) двумя авторами не может быть создано два одинаковых произведения литературы или искусства. Поэтому заявитель (автор) несет полную ответственность за достоверность указанных в заявлении в РАО сведений, что находит свое отражение в заявлении.

Такая регистрация авторского права и полученное свидетельство РАО о депонировании и регистрации произведения, например, сценария музыкального фильма или телепередачи, музыки или стихотворения, видеозаписи произведения, может сыграть решающую роль в ходе судебного разбирательства в споре об авторстве. Такой документ может быть расценен судом как одно из доказательств, подтверждающих авторство конкретного физического лица на зарегистрированное произведение, и, соответственно, законность использования одной из фирм произведения (издания книги, передачи в эфир рекламного ролика и т.п.).

По желанию, российские правообладатели могут зарегистрировать свои произведения не только в России (в РАО), но и в США - в Управлении по защите авторских прав при Библиотеке Конгресса США, где регистрация также носит заявительный характер.

Отдельная процедура регистрации существует и для программ ЭВМ (в том числе интерактивного типа - мультимедиа) и баз данных. Такая регистрация на сегодняшний день осуществляется Российским агентством по патентам и товарным знакам (Роспатентом).

Регистрация в соответствии с Законом РФ "О правовой охране программ для электронно-вычислительных машин и баз данных" не носит обязательного характера.

Зарегистрировать программу для ЭВМ или базу данных по своему желанию может любой правообладатель, как физическое лицо (автор), так и юридическое лицо, получившее исключительные права на использование произведений либо в силу закона, либо по договору с автором.

Восстановление положения, существующего до нарушения права, - применяется в том случае, когда можно восстановить авторские права, устранив последствия нарушения или пресечение несанкционированного производства продукта запатентованным способом.

Так, например, автор вправе потребовать восстановления своего произведения в первоначальном виде, если в него были внесены изменения, не согласованные с автором, проставление на экземплярах произведений имен создателей, уничтожение контрафактных экземпляров.

Требование о прекращении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, является одним из наиболее распространенных способов защиты авторских прав. Чаще всего этот способ защиты применятся в сочетании с возмещением убытков или выплатой компенсации. При этом прекращение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, ведет к пресечению нарушения авторских прав, а возмещение убытков или выплаты компенсации направлены на предоставление правообладателям денежной компенсации за потери, которые уже были ими понесены.

Помимо требования о прекращении незаконного распространения программ или баз данных правообладатель может заявить и требования о прекращении иных действий, нарушающих его права или создающих угрозу такого нарушения (реклама контрафактных экземпляров произведений, допечатка их тиража и т.п.).

Согласно п.1 ст. 50 Закона об авторском праве суд общей юрисдикции или арбитражный суд могут вынести определение о запрещении ответчику либо лицу, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно является нарушителем авторских и смежных прав, совершать определенные действия (изготовление, воспроизведение, продажу, сдачу в прокат, импорт или иное использование, а также транспортировку, хранение или владение с целью выпуска в гражданский оборот экземпляров произведений и фонограмм, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными).

Следующим способом защиты является возмещение убытков. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Обычно при нарушении авторских прав реальный ущерб отсутствует, и убытки состоят только из упущенной выгоды.

Убытки возмещаются по общему правилу в денежной форме, но по просьбе истца в счет возмещения убытков ему могут быть переданы контрафактные экземпляры произведения.

Альтернативой возмещению убытков является взыскание дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских прав. Данная мера в случае отсутствия реального ущерба практически совпадает с предыдущей, а при наличии реального ущерба становится по сравнению с ней более невыгодной. Здесь также существует проблема доказывания размера дохода нарушителя.

В качестве специального способа защиты Законом об авторском праве, указана возможность, требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации. Выплата компенсации в сумме от 10 тыс. до 5 млн. руб., устанавливаемых законодательством Российской Федерации, определяемой по усмотрению суда общей юрисдикции или арбитражного суда, вместо возмещения убытков или взыскания дохода.

Судебная практика показывает, что требование о выплате компенсации является одним из самых распространенных способов защиты нарушенных авторских прав. Популярность этого способа защиты объясняется именно тем обстоятельность, что дает возможность предъявления требований о выплате компенсации освобождает истца от обязанности доказывания точных размеров своих убытков или доходов ответчика. Для присуждения компенсации достаточно доказать факт наличия убытков, а их размеры могут быть оценены приблизительно, при этом не требуется документального подтверждения размеров убытков. При отсутствии убытков компенсация не выплачивается.

Истец по своему усмотрению может требовать от нарушителя либо возмещения убытков, включая упущенную выгоду, либо взыскания доходов, полученных ответчиком в результате нарушений, либо выплаты компенсации.

Взыскание неустойки применительно к интеллектуальной собственности, как правило, предусматривается в лицензионном договоре в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения обязательств какой-либо из сторон.

Компенсация морального вреда применяется только в отношении физических лиц, например, при нарушении прав авторства на созданный объект.

Одним из способов защиты гражданских прав является самозащита. В ст. 14 ГК РФ закреплены пределы самозащиты права, а именно, способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения.

Типичным примером средств самозащиты являются действия, совершаемые в порядке необходимой обороны и крайней необходимости. В области интеллектуальной собственности спектр средств самозащиты достаточно узок и сводится в основном к возможности отказа совершать определенные действия в интересах неисправного контрагента, например, отказаться от внесения в произведение изменений и дополнений, не предусмотренных авторским договором, либо от исполнения в целом. В самозащиту гражданских прав по всей вероятности можно включить технические средства защиты авторского права и смежных прав. Под техническими средствами защиты авторского права и смежных прав понимаются любые технические устройства или их компоненты, контролирующие доступ к произведениям или объектам смежных прав, предотвращающие либо ограничивающие осуществление действий, которые не разрешены автором, обладателем смежных прав или иным обладателем исключительных прав, в отношении произведений или объектов смежных прав.

При этом Законом установлено, что не допускается осуществление без разрешения правообладателей действий, направленных на снятие ограничений использования произведений или объектов смежных прав. Запрещается также изготовление, распространение, сдача в прокат, предоставление во временное пользование, импорт, реклама, любого устройства или его компонентов, их использование в целях получения дохода либо оказание услуг в случаях, если в результате таких действий становится невозможным исполнение технических средств защиты авторского права и смежных прав либо эти технические средства не могут обеспечить надлежащую защиту указанных прав.

В качестве еще одной специальной меры внесен запрет в отношении произведений или объектов смежных прав удалять или изменять без разрешения правообладателей информацию об авторском праве и о смежных правах. Недопустимо также воспроизведение, распространение, импорт в целях распространения, публичное исполнение, сообщение для всеобщего сведения, доведение до всеобщего сведения произведений или объектов смежных прав, в отношении которых без разрешения правообладателей была удалена информация об авторском праве и о смежных правах.

Действующее законодательство, к сожалению, не уделяет самозащите гражданских прав должного внимания и нет четкого понятия, что же такое самозащита. Закон ничего не говорит о возможности самозащиты патентных прав. Поэтому, на наш взгляд, под самозащитой гражданских прав, следует понимать действия фактического и юридического характера, предпринимаемые субъектами права для защиты своих нарушенных или подвергающихся реальной угрозе нарушения гражданских прав и охраняемых законом интересов без обращения к компетентным органам, которые направлены на восстановление указанных прав и интересов или противодействие их дальнейшему нарушению. Самозащита гражданских прав может применяться равным образом и в договорных, и внедоговорных отношениях, при этом конкретные способы самозащиты могут быть установлены как законом, так и соглашением сторон. См. Постановление Пленума ВС РФ И Пленума ВАС РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8.

Административные способы защиты интеллектуальной собственности

Гражданским законодательством допускается защита гражданских прав в административной форме, но согласно п.2 ст.11 ГК РФ лишь в случаях, предусмотренных законом.

В настоящее время авторское законодательство прямо не предусматривает таких случаев. Однако анализ различных нормативно-правовых актов и правоприменительной практики позволяет сделать вывод о наличии у соответствующих субъектов возможности защищать свои авторские права в административной форме. При этом в данной форме могут, защищены не все права, а лишь те, реализация которых возложена на то или иное звено исполнительной власти. Иначе говоря, возможность защиты должна быть предусмотрена компетенцией органов управления. Принципиальное значение имеет то обстоятельство, что любое решение, вынесенное при разрешении спора в административном порядке, может быть оспорено в суде. Средством защиты при использовании административной формы является жалоба или заявление. Органом исполнительной власти, на который возложено рассмотрение жалоб (заявлений) на нарушение авторских прав, в настоящее время является Федеральная антимонопольная служба.

Патентообладатель вправе использовать предусмотренные законодательством меры защиты, путем обращения в административные органы, действующие в пределах своей компетенции, в частности в Палату по патентным спорам, федеральный антимонопольный орган, а также органы внутренних дел. Вопросы защиты прав на изобретения, полезные модели и промышленные образцы выходят за рамки компетенции таможенных органов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Патентный закон традиционно устанавливает возможность обжалования решений, принятых Роспатентом, в специально созданный при Роспатенте административный юрисдикционный орган. Процессуальная деятельность Палаты по патентным спора регламентирована специальным актом - Правилами подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам, утвержденными приказом Роспатента от 22 апреля 2003 г. № 56.

В Палату по патентным спорам могут быть поданы в соответствии с Патентным законом Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" и международными договорами Российской Федерации следующие возражения и заявления.

1.1. Возражение на решение об отказе в выдаче патента или о выдаче патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец.

1.2. Возражение на решение о признании заявки на изобретение, полезную модель и промышленный образец отозванной.

1.3. Возражение против выдачи патента на изобретение, полезную модель и промышленный образец.

1.4. Возражение против действия на территории Российской Федерации ранее выданного авторского свидетельства или патента СССР на изобретение, свидетельства или патента СССР на промышленный образец, евразийского патента на изобретение, выданного в соответствии с Евразийской патентной конвенцией от 9 сентября 1994 года.

1.5. Возражение на решение, принятое по результатам формальной экспертизы заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания (далее - товарного знака), регистрацию и предоставление права пользования наименованием места происхождения товаров или на предоставление права пользования уже зарегистрированным наименованием места происхождения товара, об отказе в принятии ее к рассмотрению.

1.6. Возражение на решение экспертизы заявленного обозначения по заявке на регистрацию товарного знака, регистрацию и предоставление права пользования наименованием места происхождения товаров или на предоставление права пользования уже зарегистрированным наименованием места происхождения товара, а также на решение о предоставлении или об отказе в предоставлении охраны, осуществленной в соответствии с Мадридским соглашением о международной регистрации знаков от 14 апреля 1891 г., пересмотренное в Брюсселе 14 декабря 1900 г., в Вашингтоне 2 июня 1911 г., в Гааге 6 ноября 1925 г., в Лондоне 2 июня 1934 г., в Ницце 15 июля 1957 г. и в Стокгольме 14 июля 1967 г. и измененное 28 сентября 1979 г. или Протоколом к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков, принятым в Мадриде 27 июня 1989 г.

1.7. Возражение на решение о признании отозванной заявки на регистрацию товарного знака, регистрацию и предоставление права пользования наименованием места происхождения товаров или на предоставление права пользования уже зарегистрированным наименованием места происхождения товара.

1.8. Возражение против предоставления правовой охраны товарному знаку, наименованию места происхождения товара, выдачи свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара, против действия на территории Российской Федерации произведенной в СССР регистрации товарного знака, знака обслуживания, а также против предоставления охраны международной регистрации знака на территории Российской Федерации.

1.9. Возражение против предоставления правовой охраны товарному знаку на имя агента или представителя лица, которое является обладателем исключительного права на этот товарный знак в одном из государств - участников Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года.

1.10. Заявление о признании товарного знака общеизвестным в Российской Федерации.

1.11. Заявление о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в случае превращения зарегистрированного товарного знака в обозначение, вошедшее во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида.

1.12. Заявление о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака, а также о досрочном прекращении правовой охраны международной регистрации знака на территории Российской Федерации в связи с неиспользованием товарного знака непрерывно в течение любых трех лет после его регистрации или предоставления правовой охраны международной регистрации знака на территории Российской Федерации.

1.13. Заявление о прекращении правовой охраны наименования места происхождения товара и действия свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара или о прекращении действия свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара.

1.14. Возражение против предоставления правовой охраны общеизвестному в Российской Федерации товарному знаку.

По результатам рассмотрения возражения Палата по патентным спорам может принять решение о его удовлетворении, об отказе в удовлетворении, о прекращении делопроизводства. При этом решение Палаты по патентным спорам может предусматривать отмену, изменение или оставление в силе оспариваемого решения.

Решения Палаты могут быть обжалованы в суде (п.9 ст.21, п.2 ст.29 Патентного закона).

Федеральный антимонопольный орган рассматривает факты нарушения антимонопольного законодательства и принимает по ним решения и предписания в пределах своей компетенции. Деятельность Федерального антимонопольного органа регулируется Законом РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22 марта 1991 г. № 948-1. Данный Закон не распространяется на отношения, связанные с объектами исключительных прав, за исключением случаев, когда соглашения, связанные с их использованием, направлены на ограничение конкуренции либо приобретение, использование и нарушение исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности могут привести к недобросовестной конкуренции.

В соответствии со ст. 10 вышеупомянутого закона:

Не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:
  • распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
  • введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества и количества товара или его изготовителей;
  • некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
  • продажа, обмен или иное введение в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;
  • получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную тайну и охраняемую законом тайну.
Не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительных прав на средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг.

Решение антимонопольного органа, касающееся нарушения положений пункта 2 настоящей статьи в части индивидуализации продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг, направляется в федеральный орган исполнительной власти в области патентов и товарных знаков для решения вопроса о досрочном прекращении действия регистрации объекта исключительных прав или о признании регистрации этого объекта недействительной в порядке, установленном законодательством о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров.

Федеральный антимонопольный орган в соответствии со ст. 12 вышеуказанного Закона наделен полномочиями:

1. при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства возбуждать дела, по результатам, рассмотрения которых принимать решения и выдавать предписания;

2. выдавать хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания:

- о недопущении действий, создающих угрозу нарушения антимонопольного законодательства;
- об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства;
- о восстановлении положения, существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства;
- о принудительном разделении коммерческой организации или некоммерческой организации либо о выделении из их состава одной или нескольких организаций;
- об изменении условий или о расторжении договоров и иных сделок;
- о заключении договоров с хозяйствующими субъектами;
- о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства;
- об изменении или ограничении использования фирменного наименования;
- о выполнении экономических, технических, информационных и иных требований, направленных на предупреждение создания дискриминационных условий;
- о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции;

3. выдавать федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и иным наделенным функциями или правами указанных органов власти органам или организациям, а также их должностным лицам обязательные для исполнения предписания:

- об отмене или изменении принятых ими актов, противоречащих антимонопольному законодательству;
- о прекращении нарушений антимонопольного законодательства;
- о расторжении или об изменении соглашений, заключенных ими и противоречащих антимонопольному законодательству;
- о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции;

4. привлекать коммерческие организации и некоммерческие организации, их руководителей, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или организаций к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в случаях и в порядке, которые установлены законодательством об административных правонарушениях;

5. проводить проверку соблюдения антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными наделенными функциями или правами указанных органов власти органами или организациями, получать от них необходимые документы и информацию, объяснения в письменной и устной формах;

6. обращаться в суд или арбитражный суд с заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе:

- о признании недействительными полностью или в части:
  • противоречащих антимонопольному законодательству актов, соглашений федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или организаций;

  • договоров и иных сделок, не соответствующих антимонопольному законодательству;
- об обязательном заключении договора с хозяйствующим субъектом;

- о ликвидации коммерческих организаций и некоммерческих организаций;
участвовать в рассмотрении судом или арбитражным судом дел, связанных с применением и нарушением антимонопольного законодательства;

- устанавливать наличие доминирующего положения хозяйствующего субъекта;

- давать разъяснения по вопросам применения антимонопольного законодательства;

- формировать и вести реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35 процентов;

- давать в установленном порядке заключения о наличии или об отсутствии ограничения конкуренции на товарном рынке при введении, изменении и прекращении действия таможенных тарифов и о введении нетарифных мер;

- осуществлять сотрудничество с международными организациями и государственными органами иностранных государств, принимать участие в разработке и реализации международных договоров Российской Федерации, работе межправительственных и межведомственных комиссий, координирующих международное сотрудничество Российской Федерации, осуществлении международных программ и проектов по вопросам компетенции антимонопольного органа;

- осуществлять обмен информацией с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, международными организациями и государственными органами иностранных государств в пределах своей компетенции;

- направлять рекомендации о развитии конкуренции соответствующим федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным наделенным функциями или правами указанных органов власти органам или организациям;

- проводить анализ состояния товарных рынков;

- осуществлять иные предусмотренные настоящим Законом полномочия.

Федеральная таможенная служба обеспечивает в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности и ведение таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности. Деятельность таможенных органов регулируется Таможенным кодексом Российской Федерации (ТК), а также Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП).

В соответствии со ст. 393 ТК таможенные органы принимают меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, на основании заявления обладателя исключительных прав (интеллектуальной собственности) на объекты авторского права и смежных прав, на товарные знаки, знаки обслуживания и обладателя права пользования наименованием места происхождения товара (далее - правообладатель). Предусмотренные ТК меры принимаются при перемещении товаров через таможенную границу или совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем.

Если при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля таможенный орган выявляет товары, указанные правообладателем (его представителем) как контрафактные, выпуск таких товаров приостанавливается на 10 рабочих дней. По мотивированному письменному запросу правообладателя (его представителя) указанный срок может быть продлен, но не более чем еще на 10 рабочих дней, если указанное лицо обратилось в уполномоченные в соответствии с законодательством Российской Федерации органы за защитой прав правообладателя.

Решение о приостановлении выпуска товаров и продлении срока приостановления выпуска товаров принимается начальником таможенного органа или лицом, его замещающим, в письменной форме.

Таможенный орган не позднее следующего дня после дня приостановления выпуска товаров уведомляет декларанта и правообладателя (его представителя) о приостановлении выпуска товаров, причинах и сроках такого приостановления, а также сообщает декларанту наименование (фамилию, имя, отчество) и адрес правообладателя (его представителя), а правообладателю (его представителю) - наименование (фамилию, имя, отчество) и адрес декларанта.

Правообладатель в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации несет ответственность за имущественный вред, причиненный декларанту, собственнику, получателю товаров или лицу, указанному в статье 16 настоящего Кодекса, в результате приостановления выпуска товаров в соответствии с настоящей главой, если в установленном законодательством Российской Федерации порядке не будет определено, что товары (включая их упаковку и этикетку) являются контрафактными.

Таможенный орган, на основании гл. 23 и п.2 ст.28.3 КоАП уполномочен рассматривать дела об административных правонарушениях, относящихся к незаконному использованию товарного знака, а также нарушению авторских и смежных прав.

Судебная защита интеллектуальной собственности

Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.

В соответствии с Федеральным конституционным законом РФ от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе Российской Федерации" правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами.

Согласно п.4 Федерального конституционного закона к федеральным судам отнесены: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ и составляющие его систему федеральные суды общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ и составляющие его систему федеральные арбитражные суды. Суды осуществляют судебную власть в Российской Федерации.

Третейские суды не входят в судебную систему, они осуществляют защиту в соответствии с Федеральным законом РФ "О третейских судах в Российской Федерации" от 4 июля 2002 года N 102-ФЗ. Спор на разрешение третейского суда может быть передан лишь при наличии соглашения об этом сторон спорного правоотношения. Выбор между государственными судами и третейским судом предоставлен спорящим сторонам.

Подведомственность дел каждому из судов определяется: Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации", Гражданским процессуальным кодексом (ГПК), Арбитражным процессуальным кодексом (АПК).

Для разграничения компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов в процессуальном законодательстве использованы два критерия: субъективный состав спорящих сторон и (или) характер правоотношений, из которых возникает спор. Прежде всего, подведомственность спора предопределена субъектами спорных правоотношений. Суды общей юрисдикции в соответствии со ст. 22 ГПК РФ рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений. Споры в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности осуществляются арбитражными судами.

Патентно-правовые споры могут рассматриваться в суде общей юрисдикции и в арбитражных судах в соответствии с правилами о подведомственности и подсудности. Не исключается возможность передачи спора и на рассмотрение третейского суда.

Традиционно споры об авторских правах в арбитражной практике считаются наиболее трудными.

В соответствии со ст. 31 Патентного закона РФ в судебном порядке рассматриваются следующие споры:

- об авторстве изобретения, полезной модели, промышленного образца;
- об установлении патентообладателя;
- о нарушении исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец;
- о заключении и об исполнении договоров о передаче исключительного права (уступке патента) и лицензионных договоров на использование изобретения, полезной модели, промышленного образца;
- о праве преждепользования;
- о праве послепользования;
- о размере, сроке и порядке выплаты вознаграждения автору изобретения, полезной модели, промышленного образца в соответствии с настоящим Законом;
- о размере, сроке и порядке выплаты компенсаций, предусмотренных настоящим Законом;
- другие споры, связанные с охраной прав, удостоверяемых патентом.

Защита патентных прав может осуществляться любыми предусмотренными законом способами. Вместе с тем Патентный закон (ст.14) устанавливает три способа, которые используются наиболее часто:

1. прекращение нарушения патента;

2. возмещение лицом, виновным в нарушении патента, причиненных убытков;

3. публикация решения суда в целях защиты деловой репутации.

Патент на изобретение, полезную модель или промышленный образец признается недействительным полностью или частично на основании принятого по возражению решения Палаты по Патентным спорам или вступившего в законную силу решения суда, в том числе решения суда, принятого по результатам рассмотрения спора об авторстве.

Полномочия Конституционного Суда РФ установлены ст.3 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. "О Конституционном Суде Российской Федерации". К ним отнесена проверка конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Проверка осуществляется по жалобам граждан на нарушение конституционных прав и свобод и по запросам судов.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ АРБИТРАЖ - третейский суд в области разрешения споров по сделкам международного характера. Так, согласно Положению о Международном коммерческом арбитражном суде (МКАС) при Торгово-промышленной палате РФ в последний передаются, в частности, по соглашению "споры из договорных и иных гражданско-правовых отношений, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон спора находится за границей, а также споры предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений и организаций, созданных на территории РФ между собой, споры между их участниками, а равно их споры с другими субъектами права РФ". Органы Международного коммерческого арбитража могут принимать к своему рассмотрению также и споры, подлежащие их юрисдикции в силу международных договоров.

Правовой основой для Международного коммерческого арбитража служит соглашение сторон (арбитражное соглашение) о подчинении возникшего или могущего возникнуть из договора (контракта) спора или разногласия третейскому разбирательству. В этом плане различают несколько видов арбитражных соглашений: арбитражную оговорку, т.е. договорную клаузулу об арбитраже, направленную на урегулирование будущих (эвентуальных) споров и именуемую иногда "договором в договоре", третейскую запись- соглашение об арбитражном рассмотрении уже возникшего спора. Можно говорить и об арбитражном соглашении proprio vigore, когда стороны отдельным от основного контракта документом оформляют одновременно с ним и договоренность в отношении третейского разбирательства. Одним из основных принципов характеризующих правовую природу арбитражного соглашения, служит принцип его автономности от основного договора, что закрепляется непосредственно в правовых актах (Регламент МКАС при ТПП РФ), в противовес ранее существовавшему положению, когда данный принцип выводился из арбитражной практики и конкретных решений Международный коммерческий арбитраж. Поскольку третейский суд - орган негосударственный, деятельность Международного коммерческого арбитража не подчиняется нормам гражданско-процессуального законодательства определенного государства. Международный коммерческий арбитраж рассматривает споры на основе принципа ex acquo et bono ("по справедливости", "по доброму разумению").

В соответствии с Типовым законом о международном коммерческом арбитраже ЮНСИТРАЛ 1985 г. стороны могут по своему усмотрению договориться о процедуре ведения разбирательства. В отсутствие такой договоренности арбитражный суд ведет разбирательство, таким образом, как он сочтет надлежащим. "Полномочия, предоставленные арбитражному суду, включают полномочия на определение допустимости, относимости, существенности и значимости любого доказательства" (Закон РФ от 7 июля 1993 г. № 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже РФ"). Что касается существа спора, Международный коммерческий арбитраж, разрешает его на основе норм материального права, которые стороны избрали в качестве применимых, либо - при отсутствии каких-либо указаний сторон - в соответствии с коллизионными нормами, которые суд считает применимыми.

Однако во всех случаях Международный коммерческий арбитраж принимает решения, как правило, с учетом торговых обычаев и обычаев делового оборота, применимых к сделке, а также непосредственно договорных положений. В современных условиях область функционирования Международный коммерческий арбитраж регулируется не только национально-правовыми актами, но и международными договорами, а также рекомендательными документами. К первой категории относятся, прежде всего, Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже 1961 г. имеющая своим содержанием регулирование арбитража ad hoc ("разового" арбитража), Нью-Йоркская конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений1958 г., Вашингтонская конвенция 1965г. о разрешении инвестиционных споров между государствами и национальными субъектами права иных государств. Конвенция о разрешении арбитражным путем гражданско-правовых споров, вытекающих из отношений экономического и научно-технического сотрудничества 1972 г., заключенная странами - членами СЭВ. В числе документов второй группы следует назвать: Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ о международном торговом арбитраже 1976 г.. Арбитражный регламент Экономической комиссии ООН для Европы 1966 г., Правила международного коммерческого арбитража, разработанные Экономической комиссией ООН для Азии и Дальнего Востока (ЭКАДВ. в последующем - ЭСКАТО) 1966 г., Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международном коммерческом арбитраже 1985 г. Лит.: Волков А.Ф. Торговые третейские суды. Историко-догматическое исследование.

Наиболее известные постоянно действующие Международные коммерческие арбитражи:

- Международный арбитражный суд МТП в Париже;
- Арбитражный институт Торговой палаты г. Стокгольма;
- Международный арбитраж Американской арбитражной ассоциации;
- Лондонский международный третейский суд;
- Международный коммерческий арбитражный суд;
- Морская арбитражная комиссия при ТПП РФ и т.д.

--------------------------------------------------------------------------------

1 Ст. 48 Закона РФ "Об авторских и смежных правах"
2 аб.2 п.2 ст. 48.2 Закона об авторском праве и смежных правах
3 ст. 397 Таможенного кодекса РФ.
4 П.1 ст. 11 ГК РФ




По материалам Центра правовой поддержки трансфера технологий