Эксперты определят лучшие инновационные вузы России

Министерство образования и науки РФ опубликовало проект критериев отбора инновационных вузов.

Конкурсный отбор вузов проводится в рамках приоритетных национальных проектов и является одним из механизмов формирования эффективной национальной инновационной системы. Кстати, на национальный проект в области образования в будущем году предусмотрено выделить 22 миллиарда рублей и еще 67 миллионов - на его сопровождение.

Отбор инновационных вузов будет проведен среди "наиболее ресурсоемких" - инженерных, естественно-научных, медицинских и сельскохозяйственных. Программа их финансовой поддержки направлена на то, чтобы стимулировать современные научные исследования, приблизить науку к жизни. Кадры для инновационного развития предприятий, отраслей и регионов нужны как воздух, а их сегодня остро не хватает. И это несмотря на то, что высшее образование стало у нас едва ли не всеобщим.

- Нужен рывок в системе образования, - считает министр Андрей Фурсенко. - С этой целью мы решили выделить "авангард" вузов, который будет готовить кадры, способные двигать вперед нашу экономику.

Оценивать работу вузов предлагается почти по пятидесяти критериям. Будут учитываться качество и уровень подготовки специалистов, мнение о выпускниках работодателей, развитие вузовской науки. Важно и то, как само учебное заведение видит свое будущее. Причем готовность вуза "открыться" для общества (например, наличие наблюдательного совета) - тоже один из критериев. Есть среди предложенных и такой показатель, как "количество преподавателей-практиков в вузах". Конкурс пройдет в два этапа. Сначала будут отобраны не менее двадцати вузов, которые затем эксперты пропустят уже через "мельчайшее сито".

ВЗГЛЯД

Евгений Гонтмахер, ДИРЕКТОР ФЕДЕРАЛЬНОГО ИНСТИТУТА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: - Критериев определения инновационных вузов много, и это правильно. Нужно составить объективную картину о работе вуза, а для этого важно оценить его деятельность с разных сторон. Но у меня есть и вопросы.

Речь в проекте идет о "ресурсоемких" вузах. Я бы сделал по-другому: у нас есть университеты, технические, педагогические, медицинские, гуманитарные вузы. Для начала необходимо четко выделить группы вузов, чтобы добиться внутренней сопоставимости критериев. Потому что сравнивать "Бауманку" с медвузом - это нонсенс. Предложил бы также выделить квоты внутри инновационных вузов: столько-то университетов, столько-то медвузов, технических и т.д. Это существенно облегчит работу экспертов. Иначе может быть перекос в сторону какой-то из групп вузов.

На мой взгляд, не совсем корректны и некоторые показатели. Далеко не во всех вузах уже перешли на двухуровневое обучение "бакалавр - магистр". Например, в медицинских, инженерных вузах до сих пор такой переход не осуществлен. То есть по данному показателю эти вузы вообще "на нулях".

Аналогичная ситуация и с ЕГЭ. Действительно, это перспективная форма, но по результатам ЕГЭ принимают далеко не везде. Да и министр Фурсенко говорит, что это не единственный параметр, по которому будут брать в вузы выпускников школ.

И еще вопрос: сколько "стоит" каждый параметр в общей сумме баллов? Для отбора двадцатки вузов эти коэффициенты тоже должны быть опубликованы. Непонятно, могут ли участвовать в конкурсе негосударственные вузы, которые выдают диплом гособразца. Пусть у них нет признанных в мире научных школ, но качество выпускников, по оценке работодателей, у них может оказаться выше. Да и академики там работают.

Кстати

В федеральный бюджет 2006 года вносится поправка, позволяющая более чем вдвое увеличить надбавку к зарплате кандидатов и докторов наук, работающих в вузах. Вместо нынешних 900 рублей доплаты за ученую степень кандидата наук преподаватели вузов с января 2006-го станут получать 2 тысячи, а у докторов наук прибавка подрастет с 1,5 до 4 тысяч.

/"Национальный информационный центр по науке и инновациям", www.sciencerf.ru, 20.10.2005/

******

Критерии отбора инновационных вузов

(проект)

С целью обеспечения решения задачи формирования эффективной национальной инновационной системы Минобрнауки России проводит конкурсный отбор высших учебных заведений, в рамках программы "Приоритетные национальные проекты".

Программа финансирования высших учебных заведений направлена на кадровое обеспечение инновационного развития предприятий, отраслей и регионов, задачи повышения качества естественнонаучного и инженерного образования, обеспечения его соответствия современным запросам рынка труда и технологий, поддержки современных научных исследований.

Отбор проводится среди высших учебных заведений в области естественно-научного и инженерно-технического образования, медицины и сельскохозяйственных наук, как среди наиболее ресурсоемких.

Конкурсный отбор ВУЗов – претендентов осуществляется на основании итогов деятельности ВУЗов в 2000 – 2005 гг., текущих показателей и перспективных параметров, которые могут быть достигнуты в период 1-3 года.

1. Общие итоги деятельности ВУЗов в 2000 – 2005 гг.:

- количество и результаты международных, федеральных и региональных проектов, выполненных ВУЗом в период 2000-2005 гг.);
- количество научных публикаций, общее и приведенное на единицу численности научного и преподавательского состава;
- количество патентов, изобретений и ноу-хау, общее и приведенное на единицу численности научного и преподавательского состава;
- количество экспонатов, представленных на выставках (в том числе международных), общее и приведенное на единицу численности научного и преподавательского состава;
- количество полученных российских и международных наград, премий в области науки, культуры и образования, общее и приведенное на единицу численности научного и преподавательского состава.

2. Управление ВУЗом:

- наличие стратегической программы развития вуза и среднесрочного плана действий на период 2006-2008 гг.;
- наличие общественных органов управления (например, наблюдательного совета), с значимым уровнем представительства общественно-профессиональных сообществ;
- ежегодная публикация отчетов о результатах деятельности, в том числе структуре доходов и расходов бюджетных и внебюджетных средств вуза;
- наличие системы управления качеством учебного процесса (например, ISO9000);
- наличие информационной системы управления учебным процессом.

3. Образовательные программы:

- численность обучающихся (в том числе бакалавров, специалистов, магистров, аспирантов, соискателей, докторантов);
- доля студентов, обучающихся по двухуровневым программам высшего образования;
- доля выпускников программ магистратуры, аспирантуры, докторантуры, МБА в общей численности выпускников;
- доля в учебном плане ВУЗа дисциплин по выбору студента;
- использование кредитной системы в управлении учебным процессом ВУЗа;
- доля дисциплин учебного плана, преподаваемых с использованием активных методов обучения (case-study, тренажерные комплексы, имитационные системы, деловые игры, проектно-аналитические сессии и т.п.);
- доля поступивших на первый курс победителей олимпиад;
- средний балл ЕГЭ среди зачисленных на 1 курс (на бюджетные и внебюджетные места);
- доля ППС и научных сотрудников моложе 40 лет;
- доля студентов и аспирантов, привлеченных к реализации учебного процесса;
- приведенное на единицу численности студентов количество персональных компьютеров в учебном процессе вуза (процессор P2 и выше);
- наличие локальной информационно-вычислительной сети;
- приведенное на единицу численности студентов количество персональных компьютеров с возможностью доступа в Internet;
- наличие общедоступного сайта вуза;
- наличие по подписке доступа студентов и сотрудников вуза к электронным образовательным ресурсам (электронным библиотекам, базам статистической информации и тому подобное);
- количество зарубежных периодических изданий, получаемых библиотекой вуза;
- отношение количества мест в общежитиях для проживания студентов к общей численности студентов;
- доля образовательных программ, прошедших общественно-профессиональную аккредитацию;
- доля выпускников, закончивших вуз в рамках целевых программ подготовки.

4. Научно-исследовательская, опытно-конструкторская и инновационная деятельность:

- объем НИОКР и проектно-аналитических работ, приведенное на единицу численности научного и преподавательского состава;
- объем внебюджетных НИОКР и проектно-аналитических работ, приведенное на единицу численности научного и преподавательского состава;
- численность преподавателей и научных сотрудников с учеными степенями по профильным профессиональным программам, общее и приведенное на единицу численности научного и преподавательского состава;
- количество ППС и научных сотрудников, участвующих в работе научно-внедренческих предприятий, совместных конструкторских бюро, бизнес-инкубаторов, технопарков, патентных агентств, центров технологического превосходства и иных элементов инновационной инфраструктуры, на базе или с участием вуза, общее и приведенное на единицу численности научного и преподавательского состава;
- доля преподавателей-практиков.

5. Международная деятельность:

- доля граждан иностранных государств в общем количестве студентов, в том числе из стран дальнего зарубежья;
- доля образовательных программ, получивших международную аккредитацию;
- членство в международных образовательных организациях;
- количество международных проектов в сфере образования и научных исследований, общее и приведенное на единицу численности научного и преподавательского состава;
- количество студентов и преподавателей, принявших за 2000-2005 гг. участие в программах международного обмена;
- количество проведенных международных конференций, симпозиумов, научных семинаров за 2000-2005 гг.;
- доля приглашенных зарубежных профессоров и преподавателей;
- доля выпускников программ с участием зарубежных партнеров в общей численности выпускников вуза.

Возможны также дополнительные критерии:

- качество выпускников согласно независимому рейтингу работодателей (в случае возможности получения объективных оценок);
- доля выпускников, прошедших общественно-профессиональную сертификацию;
- наличие признанных на мировом уровне научных школ;
- наличие проектно-аналитических и научно-исследовательских центров федерального значения.

Дополнительные условия участия:

- объем собственных внебюджетных средств инвестируемых в Программу развития вуза должен составить не менее 50% от размера выделенных на реализацию Программы бюджетных ассигнований;
- подготовленный бизнес-план реализации программы развития вуза по форме, установленной конкурсной комиссией.

Конкурсный отбор ВУЗов – претендентов осуществляется в два этапа. На первом этапе, на основании основных критериев отбираются не менее 20 ВУЗов. На втором этапе ВУЗы рассматриваются по всей совокупности показателей, в соответствии с установленными для показателей коэффициентами.

/"Российская газета", www.rg.ru, 18.10.2005/