Поддержка 1С Бухгалтерия

Внедрение и сертификация системы менеджмента качества


Все предприятия сформированы из систем, которые содержат один или более процессов. Система менеджмента качества является важной частью общей системы управления. Предприятие должно определить свои системы и процессы, содержащиеся внутри них, чтобы давать возможность системам быть управляемыми и улучшенными.

Под системой менеджмента качества в стандартах ИСО 9000 понимается часть системы управления предприятием, базирующаяся на документированных процедурах управления и выполнения бизнес-процессов.

Постановка современного менеджмента качества предполагает, что на предприятии должна быть осуществлена системная перестройка деятельности, затрагивающая задачи, которые в той или иной мере опираются на принципы менеджмента качества, заложенные в стандартах ИСО серии 9000 (стратегия, структура, процессы, персонал).

Важной особенностью стандартов ИСО серии 9000 версии 2000 года является то, что они базируются на 8 принципах всеобщего управления качеством (TQM). Принцип TQM - это всестороннее и фундаментальное правило менеджмента для продвижения и действия предприятия, нацеленное на долгосрочное, непрерывное повышение эффективности, ориентируемой на потребителей при учете потребностей всех других заинтересованных сторон.

Восемь принципов менеджмента качества способствуют достижению целей в области качества.

1. Ориентация на потребителя - Предприятия зависят от своих потребителей, и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.

2. Лидерство руководства – Руководители создают единство целей предприятия и его управления. Они должны создать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могли бы быть полностью вовлечены в достижение целей предприятия.

3. Вовлечение работников - Работники всех уровней составляют сущность предприятия, полное вовлечение дает возможность использовать их способности на благо предприятия.

4. Процессный подход - Желаемый результат достигается эффективнее если осуществляется менеджмент деятельности и ресурсов как цепочки взаимосвязанных процессов.

5. Системный подход к менеджменту - Эффективность и результативность предприятия улучшаются при определении, понимании и управлении системой взаимосвязанных процессов в соответствии с установленной целью.

6. Постоянное улучшение - Непрерывное улучшение должно быть постоянной целью предприятия.

7. Принятие решений, основанных на фактах - Эффективные решения основываются на анализе данных и информации.

8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками - Предприятие и его поставщики взаимозависимы, и взаимовыгодные отношения увеличивают способность обеих сторон создавать ценности.

Какие преимущества дает предприятию внедрение системы менеджмента качества?

- повышение эффективности системы управления предприятием;

- сокращение расходов на управление;

- улучшение качества процессов;

- улучшение качества продукции и работ;

- улучшение понимания персоналом целей и задач предприятия;

- повышение уровня мотивации и исполнительской дисциплины работников, большая ответственность за собственные результаты и за счет этого повышение производительности труда;

- вовлечение персонала в работу по качеству, увеличение его приверженности идее качества.

 Построение системы менеджмента качества предприятие проводит либо самостоятельно, либо с помощью консалтинговой фирмы, специализирующейся в данной области. Решение принимает руководство предприятия.

Основные этапы построения системы менеджмента качества

Организация работ по создания системы менеджмента качества включает:

1. Назначение должностных лиц, ответственных за организацию проведения работ; создание (реорганизация) службы качества;

2. Анализ существующих на предприятии подходов к управлению качеством и степени их соответствия требованиям стандарта ИСО 9001;

3. Проведение специального обучения участников работ и разъяснительной работы с персоналом предприятия по современным подходам к менеджменту качества;

4. Установление политики и целей в области качества;

5. Определение процессов, необходимых для достижения целей в области качества; определение последовательности и взаимодействия этих процессов;

6. Внедрение системы менеджмента качества;  проведение внутренних аудитов системы менеджмента качества и выполнение корректирующих и предупреждающих действий по результатам аудитов;

7. Подготовка к сертификации.

 

Лица, ответственные за организацию и проведение работ по созданию системы менеджмента качества, должны быть представителями высшего и среднего звена руководства. Лучше всего, когда ответственным за общую организацию работ назначается представитель высшего руководства рангом не ниже заместителя генерального директора, а руководителем работ по созданию системы менеджмента - руководитель среднего звена.

Обследование действующей на предприятии системы управления (а такая система существует на любом предприятии, даже если она должным образом не документирована) представляет собой предварительный анализ системы и оценивание степени ее соответствия требованиям МС ИСО 9001. Обследование направлено на определение необходимости внесения в действующую систему конкретных изменений. Особое значение при этом имеют изменения, связанные с организационной структурой. Желательно, чтобы такие изменения были включены в начальные этапы разрабатываемого на основе обследования плана внедрения системы менеджмента качества.

А начинать подготовку к проекту внедрения СМК следует с обучения персонала.

Для разработки системы менеджмента качества, а также для ее результативного и эффективного функционирования необходима подготовка персонала различных категорий основам и особенностям стандартов ИСО серии 9000. Как показывает опыт, система менеджмента качества в конечном итоге вовлекает практически всех работников предприятия – персонал является и составной частью, и разработчиком, и пользователем системы менеджмента качества. Поскольку подготовка персонала должна быть непрерывной, то на начальной стадии работ целесообразно провести базовое обучение по стандартам ИСО серии 9000 руководителей предприятия, начиная с высшего их звена, а также работников службы качества и специалистов из других подразделений, задействованных к работам по разработке системы.

Наряду с обучением при создании системы менеджмента качества необходимо разъяснить цели, задачи предприятия, базовые принципы менеджмента качества и отдельных положений стандартов ИСО серии 9000.
            Необходимо отметить, что формы выполнения этих работ всецело зависят от потребностей и интересов предприятия.


Роль документации

При внедрении системы менеджмента качества значительная роль отводится документации.

Предприятие должно подготовить процедуры системы менеджмента качества, которые описывают процессы, необходимые для внедрения системы менеджмента качества. Масштаб и глубина процедур должна определяться такими факторами как размер и тип предприятия, сложность и взаимосвязь процессов, применяемые методы, а также квалификация и степень подготовки персонала, участвующего в выполнении работ.

К документации системы менеджмента качества относятся:

- документы, содержащие политику и цели предприятия в области качества;

- Руководство по качеству - документ, излагающий политику в области качества и описывающий систему менеджмента качества;

- документированные процедуры, включая документы, содержащие полномочия и ответственность персонала предприятия; положения о подразделениях и должностные инструкции (дополненные новыми ответственностями и полномочиями);

- документация на процессы, необходимая для обеспечения их эффективного планирования, управления и улучшения;

- документы, содержащие полученные результаты или свидетельства осуществленной деятельности (записи о качестве).

Эти документы должны быть разработаны, внедрены и иметь доказательства о своем внедрении.

Процессный подход

В стандартах ИСО серии 9000 принцип процессного подхода является одним из фундаментальных.

1. Процессы системы менеджмента качества.

2. Процессы реализации ответственности высшего руководства в рамках системы менеджмента качества (например, определение стратегии и целей предприятия, планирование деятельности предприятия и ресурсов).

3. Менеджмент ресурсов (человеческие ресурсы, инфраструктура и производственная среда).

4 Процессы жизненного цикла продукции/услуги.

5. Процессы измерения, анализа и улучшения.

По назначению и месту в системе менеджмента качества процессы классифицируются на:

- основные;

- вспомогательные (имеет только внутренних потребителей);

- процессы высшего руководства.

В эффективной системе менеджмента качества процессы установлены и поддерживаются согласованным образом. Процесс считается установленным, если:

- назначено ответственное за него лицо;

- тем или иным образом документированы относящиеся к нему процедуры и методики;

- определены необходимые ресурсы.

В системе менеджмента качества необходимо скоординировать процессы, определить их взаимосвязи, обеспечить их совместимость.

Взаимосвязи процессов предприятия часто являются сложными и в результате превращаются в сеть процессов. Очень важно выделить цепь процессов и определить, как каждый процесс влияет на способность выполнять требования заказчика.


Сколько стоит создание системы менеджмента качества?

Ответ на этот вопрос зависит от многих факторов. К ним в первую очередь относятся: размеры предприятия; численность персонала; готовность (эффективность) существующей системы менеджмента качества; сертифицируемые виды деятельности; выбор органа сертификации.

Каждый из этих факторов существенно влияет на следующие составляющие суммарной стоимости:
            - стоимость обучения персонала;

            - стоимость разработки системы менеджмента качества;

            - стоимость внедрения системы менеджмента качества;

            - стоимость сертификации; 

            - стоимость инспекционного контроля за сертифицированной системой.

 Четыре характеристики деятельности предприятия, на которые в большей мере влияют создание и эффективное функционирование системы менеджмента качества:

- прозрачность;
            - управляемость;

            - развитие;

            - конкурентоспособность.

Система менеджмента качества повышает прозрачность предприятия в части его организационной структуры, бизнес-процессов и функций. При разработке процедур, представляющих собой алгоритм деятельности, связанной с качеством, определяются или уточняются и организационная структура (как обязательства, полномочия и взаимоотношения, представленные в виде схемы, по которой предприятие выполняет свои функции), и бизнес-процессы и функции. Необходимо отметить, что это не относится к финансовой прозрачности, так как система менеджмента качества не затрагивает финансовую деятельность предприятия.

Управляемость предприятия улучшается в связи с тем, что при разработке системы менеджмента качества строго распределяется ответственность за выполнение процедур. В большинстве процедур предусмотрено ведение записей (отчетов) о качестве, которые формируют ответственные лица после выполнения установленных действий. В процессе создания системы пересматриваются положения о подразделениях, должностные и рабочие инструкции. Это также повышает управляемость предприятия.

Развитие предприятия обусловлено несколькими факторами. К ним относятся повышение компетентности (обязательность подготовки) персонала, его вовлечение в процесс создания системы, повышение эффективности производства за счет устранения лишних функций и снижения доли некачественной продукции, концентрация усилий на существенном, а также улучшение отношений с потребителями и поставщиками.

Наиболее явно эффективное функционирование системы менеджмента качества и ее сертификация влияют на конкурентоспособность предприятия. Наличие сертификата значительно поднимает авторитет предприятия.

Для того, чтобы завоевать свое место на рынке, недостаточно всего лишь продемонстрировать способность произвести продукцию высокого качества. Нужно еще и убедительно доказать, что эта способность распространяется не только на часть, но и на весь объем заказов.

Документом, подтверждающим соответствие системы менеджмента качества требованиям стандарта ИСО 9001, является сертификат соответствия, выдаваемый специально уполномоченными на право проведения этой деятельности органами по сертификации систем качества. Сертификат соответствия системы менеджмента качества выступает независимым ручательством способности предприятия удовлетворять минимальным требованиям потребителя к качеству продукции (услуг).

 

Какие преимущества дает сертификация системы менеджмента качества Вашему предприятию?

- Стабилизация позиций на отечественном рынке;
            - Завоевание доверия потребителей;

            - Дополнительное преимущество при участии в тендере;

            - Повышение престижа предприятия на внутреннем и внешнем рынках;

            - Подтверждение правильности выбранной стратегии по управлению предприятием.





По материалам Российского Речного Регистра