Патентные исследования как средство выявления конкурентоспособности промышленной продукции

Как обеспечить получение коммерческой выгоды от реализации объектов промышленной собственности? За счет чего можно продать продукцию по более высокой цене? Как подавить конкурента?

Как обеспечить приоритет наукоемких отраслей?

Решение этих вопросов зависит от патентной политики фирмы, от своевременной оценки её руководством патентной ситуации в процессе НИОКР.

Одно из главных достоинств применения патентной политики заключается в том, что она позволяет фирме быстрее реагировать на изменения в "технологическом ландшафте и занимать на нем более выгодные позиции посредством формирования портфеля ключевых патентов".

В последнее время фирмы все большее внимание уделяют использованию интеллектуальной собственности в хозяйственном обороте.

За период 1991-1997 г.г. в Роспатенте было зарегистрировано около 9500 лицензионных договоров, в том числе около 4900 на передачу права на использование изобретений, 3900 товарных знаков, 250 программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем. За 1999 г. Роспатентом зарегистрировано 780 договоров об уступке патента (свидетельства) на изобретение, промышленный образец, полезную модель и более 1500 договоров об уступке товарного знака.

Кроме того, зарегистрировано 630 лицензионных договоров на изобретение, промышленный образец, полезную модель и более 1300 на товарные знаки.

Тем не менее, общие показатели использования объектов промышленной собственности в России неудовлетворительны. За последние 10 лет число используемых объектов промышленной собственности снизилось в 20 раз. Если в 1992 г. предприятия, использующие новую технику, составляли 16 % от общего числа, то в 1998 г. — только 4 %.

Практически каждое предприятие располагает научно-техническим потенциалом, производственным опытом, коммерческим ноу-хау и правами на промышленную собственность. Объекты промышленной собственности, которыми располагают многие предприятия, могли бы быть предложены другим фирмам в своей стране или за рубежом.

Однако многие предприятия не уделяют должного внимания патентной политике, особенно патентным исследованиям, как составной части НИОКР. Это происходит не только из-за нежелания заниматься изучением патентной ситуации и коммерческой реализацией интеллектуальной собственности. В большинстве случаев это обусловлено сложностью патентных исследований и процесса лицензирования, отсутствием у ряда предприятий, особенно средних и малых, необходимых средств, навыков и опыта в этой области.

Вследствие этого за долгие годы в ряде фирм и организаций накопилось множество патентов, которые пылятся на полках патентных отделов, не принося прибыли. А ведь Россия получила в наследство от СССР солидный капитал интеллектуальной собственности, сопоставимый с американским.

Средством выявления конкурентоспособности промышленной продукции могут служить патентные исследования объектов разработки, проводимые в процессе создания, освоения и реализации промышленной продукции с целью обеспечения высокого технического уровня и конкурентоспособности этой продукции.

Другой целью проведения патентных исследований является сокращение затрат за счет исключения дублирования исследований и разработок. Патентные исследования проводят на всех этапах жизненного цикла промышленной продукции и, в частности, при составлении технического задания на создание новой или модернизированной продукции. Патентные исследования позволяют прогнозировать спад в развитии рынка конкретной продукции или, напротив, бурный его рост, что необходимо для выработки соответствующих управленческих решений.

В ходе патентных исследований выявляют условия конкуренции на рынке продукции конкретного вида, включая определение потенциальных конкурентов, направлений их деятельности, выбор рыночной ниши.

Патентные исследования проводят для стоимостной оценки объектов промышленной собственности при решении вопросов продажи или покупки лицензии, а также при постановке объектов промышленной собственности на баланс предприятия в качестве нематериальных активов и при включении их в уставной капитал новых (совместных) предприятий.

Чем же объясняется столь широкие возможности патентных исследований и каким образом выявляют ценные, в том числе коммерческие сведения о наиболее важных (эффективных) научно-технических достижениях?

Наибольшую ценность в материалах патентных исследований представляют полные описания изобретений и полезных моделей, систематизированные в нужной временной и функциональной последовательности в соответствии с рекомендациями ГОСТ Р. 15.011-96 "Система разработки и постановки продукции на производство. Патентные исследования".

Полные описания изобретений представляют собой патентную информацию, которая имеет ряд преимуществ перед другими видами информации:
-описания изобретений содержат сведения о последних достижениях ведущих фирм мира, которые дублируются в других видах информации только на 20-30 %;
-описание изобретений имеет стандартную структуру, что облегчает работу с ним на языке, доступном исследователю;
-информация об изобретении легко систематизируется, что облегчает проведение поиска и формирование баз данных и компьютерных систем поиска;
-наиболее важные (эффективные) изобретения патентуют одновременно в нескольких странах (патенты-аналоги), что позволяет легко определить сведения о заявителе, патентообладателе, изобретателе, название фирмы, адрес;
-описания изобретений содержат информацию о том, какие технико-экономические показатели продукции могут быть улучшены при использовании данного изобретения.

Краткий и неполный перечень преимуществ патентных документов перед другими источниками научно-технической информации позволяет систематизировать сведения, отобранные в процессе поиска по заданной теме, по исходным параметрам заказчика:
-требованиям потребителей к продукции данного вида;
-техническому уровню продукции на различных этапах её разработки и коммерческой реализации;
-условиям конкуренции на рынке продукции данного вида;
-возможностям правовой охраны научно-технических достижений, созданных в процессе разработки;
-условиям беспрепятственной реализации продукции на рынке конкретной страны (экспертиза на патентную чистоту).

Как показывает практика, большинство предприятий и компаний приступают к НИОКР не ориентируясь на результаты патентных исследований, вместе с тем патентные исследования, как составная часть НИОКР, представляют собой наиболее мощный стратегический инструмент в арсенале конкурентной борьбы — особенно, если интеллектуальная собственность рассматривается как неотъемлемый стратегический компонент самого процесса исследований и разработок. Интеллектуальная собственность может стать решающим фактором, от которого зависит успех или провал в освоении новой продукции, захвате рынка и получении прибылей.

Неумение или нежелание запатентовать результаты собственных исследований могут привести к огромным финансовым и стратегическим потерям.

Это видно на примере компании "Xerox", решившей в 1979 году не патентовать изобретенный её специалистами графический пользовательский интерфейс (GUI), который позднее лег в основу компьютерных операционных систем Macintosh компании "Apple" и Windos компании "Microsoft". Даже если счесть правильным решение руководства фирмы "Xerox" не инвестировать в то время создание и сбыт операционной системы GUI, находившейся далеко в стороне от её традиционного направления предпринимательства, компании все равно следовало бы оценить богатейшие потенциальные возможности использования этого актива, если не ею самой, то другой заинтересованной компанией. Это изобретение, будучи запатентованным, принесло бы "Xerox" в период с 1984 по 1998 годы минимум полмиллиарда долларов в форме роялти от продаж операционных систем Macintosh и Windos.

Как правило, патентная политика фирмы должна быть направлена на коммерческое использование заявленной интеллектуальной собственности. Фирмы и организации, владеющие научно-техническими достижениями, получают прибыль как от реализации изготовленной с их использованием продукции, так и от продажи этих достижений в форме лицензий.

Часто из-за длительности процесса патентования технических решений (до двух лет), заявленных в качестве изобретений, заявитель занимает выжидательную позицию по продвижению изобретения на рынке интеллектуальной собственности. Подобная политика выжидания не всегда себя оправдывает. Заранее проведенные патентные исследования могли бы быть полезны для выявления потенциальных покупателей объектов интеллектуальной собственности с целью последующего заключения лицензионных договоров.

Патентный поверенный Челябинского ЦНТИ
Скрипкина Наталья Константиновна.




Список использованной литературы:
1. Орлова Н.С. "Как развивается Российский рынок интеллектуальной собственности? ", Патенты и лицензии, № 12, 2000 г., стр. 44.
2. Rivette K.G., Kline D. Rembrandts in the attic. Uhlocking the hidden value of patents//Harvard Business School Press. Boston. Massachusetts.-2000.-Chapter 4. Supercharging R and D through patent planning. - p. 93-118.
3. Rembrandts in the attic. Uhlocking the hidden value of patents//Harvard Business School Press. Boston. Massachusetts.-2000.-Chapter 6. Patent mapping your business development strategy. P. 145-170.
4. Методические рекомендации по проведению патентных исследований, Скорняков Э.П. и др., М., ИНИЦ Роспатента, 2000, с.1-20.
5. Котлер Ф. Основы маркетинга", М.:Прогресс, 1990, с.340.
6. В.И.Мухопад, "Лицензионная торговля: маркетинг, ценообразование,управление", Роспатент, М.,2000, стр. 100.





Источник: Patent74.ru