О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
НА 2006 - 2010 ГОДЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ
23 декабря 2005 г.
N 803
(НТЦС)
В целях реализации приоритетных направлений развития
образовательной системы Российской Федерации, совершенствования
содержания и технологий образования, развития системы обеспечения
качества образовательных услуг, повышения эффективности управления и
совершенствования экономических механизмов в сфере образования
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Федеральную целевую программу развития
образования на 2006 - 2010 годы.
2. Министерству экономического развития и торговли Российской
Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при
формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год
включать указанную в пункте 1 настоящего постановления Программу в
перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за
счет средств федерального бюджета.
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации при принятии в 2006 - 2010 годах региональных
целевых программ развития образования учитывать положения Программы,
утвержденной настоящим постановлением.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Фрадков
23 декабря 2005 г.
N 803
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 23 декабря 2005 года
N 803
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА 2006 - 2010 годы
ПАСПОРТ
Федеральной целевой программы развития образования
на 2006 - 2010 годы
----------------------------------------------------------------------
| Наименование | - Федеральная целевая программа развития |
| Программы | образования на 2006 - 2010 годы |
|----------------------|---------------------------------------------|
| Дата принятия | - распоряжение Правительства Российской |
| решения о | Федерации от 3 сентября 2005 г. N 1340-р |
| разработке | |
| Программы | |
|----------------------|---------------------------------------------|
| Государственные | - Федеральное агентство по образованию, |
| заказчики | Федеральное агентство по науке и |
| Программы | инновациям |
|----------------------|---------------------------------------------|
| Государственный | - Министерство образования и науки |
| заказчик- | Российской Федерации |
| координатор | |
| Программы | |
|----------------------|---------------------------------------------|
| Основной | - Федеральное агентство по образованию |
| разработчик | |
| Программы | |
|----------------------|---------------------------------------------|
| Цели и задачи | - основная стратегическая цель Программы - |
| Программы | обеспечение условий для удовлетворения |
| | потребностей граждан, общества и рынка |
| | труда в качественном образовании путем |
| | создания новых институциональных |
| | механизмов регулирования в сфере |
| | образования, обновления структуры и |
| | содержания образования, развития |
| | фундаментальности и практической |
| | направленности образовательных программ, |
| | формирования системы непрерывного |
| | образования. |
| | Стратегическими задачами Программы |
| | являются: |
| | совершенствование содержания и |
| | технологий образования; |
| | развитие системы обеспечения качества |
| | образовательных услуг; |
| | повышение эффективности управления в |
| | системе образования; |
| | совершенствование экономических |
| | механизмов в сфере образования |
|----------------------|---------------------------------------------|
| Важнейшие целевые | - удельный вес численности детей старшего |
| индикаторы и | дошкольного возраста, обучающихся в |
| показатели | системе предшкольного* образования в |
| Программы | вариативных формах |
| |---------------------------------------------|
| | удельный вес численности учащихся 9 - 11 |
| | классов, обучающихся по программам |
| | предпрофильной подготовки, |
| | индивидуальным учебным планам и |
| | программам профильного обучения |
| |---------------------------------------------|
| | количество образовательных учреждений, |
| | реализующих новые государственные |
| | образовательные стандарты общего |
| | образования, включающие в себя |
| | требования к уровню подготовки |
| | выпускников различных ступеней общего |
| | образования и условия осуществления |
| | образовательной деятельности |
| |---------------------------------------------|
| | удельный вес численности школьников, |
| | обучающихся в системе внутришкольного |
| | дополнительного образования |
| |---------------------------------------------|
| | удельный вес численности занятого |
| | населения, прошедшего повышение |
| | квалификации и профессиональную |
| | переподготовку |
| |---------------------------------------------|
| | удельный вес численности выпускников |
| | образовательных учреждений |
| | профессионального образования (с учетом |
| | призванных в Вооруженные Силы Российской |
| | Федерации), трудоустроившихся в течение |
| | 1 года |
| |---------------------------------------------|
| | удельный вес численности выпускников |
| | учреждений профессионального |
| | образования, освоивших образовательную |
| | программу c использованием методов |
| | дистанционного обучения |
| |---------------------------------------------|
| | удельный вес численности учреждений |
| | профессионального образования, имеющих |
| | доступ локальных сетей учебного |
| | назначения к глобальным информационным |
| | ресурсам |
| |---------------------------------------------|
| | доля иностранных студентов, обучающихся |
| | в российских учреждениях |
| | профессионального образования на |
| | коммерческой основе |
| |---------------------------------------------|
| | удельный вес численности российских |
| | высших учебных заведений, |
| | аккредитованных зарубежными |
| | аккредитационными агентствами |
| |---------------------------------------------|
| | удельный вес численности молодежи из |
| | малообеспеченных семей, проживающей в |
| | сельских районах, поступившей в высшие |
| | учебные заведения |
| |---------------------------------------------|
| | повышение рейтинга России по результатам |
| | международных обследований качества |
| | образования (PISA и др.) |
| |---------------------------------------------|
| | удельный вес численности выпускников |
| | образовательных учреждений, |
| | трудоустроившихся в течение 1 года по |
| | полученной специальности, от общей |
| | численности выпускников |
| |---------------------------------------------|
| | рост числа обучающихся в рамках |
| | интегрированных* учреждений общего |
| | образования |
| |---------------------------------------------|
| | рост числа обучающихся в рамках |
| | интегрированных учреждений |
| | профессионального образования |
| |---------------------------------------------|
| | рост общего объема научно- |
| | исследовательских работ, выполненных в |
| | общенациональных* университетах и |
| | системообразующих* учебных заведениях |
| | высшего профессионального образования |
| |---------------------------------------------|
| | доля доходов, получаемых от |
| | предпринимательской и иной приносящей |
| | доход деятельности, в консолидированном |
| | бюджете сферы образования |
| |---------------------------------------------|
| | рост привлеченных средств в сфере |
| | образования |
| |---------------------------------------------|
| | увеличение удельного веса численности |
| | учащихся, проходящих обучение по |
| | программам с использованием сетевого |
| | подхода |
| |---------------------------------------------|
| | рост числа автоматизированных рабочих |
| | мест, предназначенных для работников |
| | управления в сфере образования |
|----------------------|---------------------------------------------|
| Сроки и этапы | - 2006 - 2010 годы. |
| реализации | На первом этапе (2006 - 2007 годы) |
| Программы | предусмотрены работы, связанные с |
| | разработкой моделей развития образования |
| | по отдельным направлениям, их |
| | апробацией, а также с началом масштабных |
| | преобразований и экспериментов. |
| | На втором этапе (2008 - 2009 годы) |
| | приоритет отдается мероприятиям, |
| | направленным на закупку оборудования, |
| | инвестиции (модернизацию материальной |
| | инфраструктуры образования и другие |
| | высокозатратные работы), осуществление |
| | методического, кадрового и |
| | информационного обеспечения Программы. |
| | На третьем этапе (2010 год) реализуются |
| | мероприятия, направленные в основном на |
| | внедрение и распространение результатов, |
| | полученных на предыдущих этапах |
|----------------------|---------------------------------------------|
| Объемы и источники | - общий объем финансирования Программы в |
| финансирования | ценах соответствующих лет составляет |
| Программы | 61952,35 млн. рублей, в том числе: |
| | за счет средств федерального бюджета - |
| | 45335,02 млн. рублей; |
| | за счет средств бюджетов субъектов |
| | Российской Федерации - 12501,74 млн. |
| | рублей; |
| | за счет внебюджетных источников - |
| | 4115,58 млн. рублей |
|----------------------|---------------------------------------------|
| Ожидаемые конечные | - по 60 процентам образовательных |
| результаты | дисциплин будут разработаны и внедрены |
| реализации | новые стандарты общего образования |
| Программы и |---------------------------------------------|
| показатели | количество программ профессионального |
| социально- | образования, получивших международное |
| экономической | признание, увеличится в 1,3 раза по |
| эффективности | сравнению с 2005 годом |
| |---------------------------------------------|
| | доля учащихся, получающих образование с |
| | использованием информационных |
| | технологий, увеличится в 1,5 раза по |
| | сравнению с 2005 годом |
| |---------------------------------------------|
| | изменения в системе дополнительного |
| | образования взрослых позволят |
| | переподготовить в 1,3 раза больше |
| | граждан в возрасте 25 - 65 лет по |
| | сравнению с 2005 годом |
| |---------------------------------------------|
| | прогнозируется повышение рейтинга России |
| | в международных обследованиях качества |
| | образования до уровня, являющегося |
| | средним (20-е место) для стран, входящих |
| | в Организацию экономического |
| | сотрудничества и развития (сейчас Россия |
| | занимает 30-е место) |
| |---------------------------------------------|
| | доля иностранных учащихся в системе |
| | среднего и высшего профессионального |
| | образования, в том числе обучающихся на |
| | коммерческой основе, увеличится с 0,9 до |
| | 1,6 процента |
| |---------------------------------------------|
| | доля учащихся, поступивших в учебные |
| | заведения среднего и высшего |
| | профессионального образования по |
| | результатам единого государственного |
| | экзамена, увеличится с 40 до 90 |
| | процентов |
| |---------------------------------------------|
| | доля учебных заведений, реализующих |
| | программы двухуровневого |
| | профессионального образования, |
| | увеличится с 15 до 70 процентов |
| |---------------------------------------------|
| | увеличится доля средств, поступивших от |
| | коммерческих и некоммерческих |
| | организаций на финансирование |
| | образования, в общей сумме расходов на |
| | образование по сравнению с 2005 годом. |
| |---------------------------------------------|
| | Будет обеспечено выравнивание доступа к |
| | получению качественного образования за |
| | счет: |
| | распространения различных моделей |
| | образования детей старшего дошкольного |
| | возраста с целью обеспечения равных |
| | стартовых возможностей для последующего |
| | обучения в начальной школе, профильного |
| | обучения; |
| | создания общероссийской системы оценки |
| | качества образования и системы |
| | непрерывного* профессионального |
| | образования; |
| | опережающего развития общенациональных |
| | университетов и системообразующих вузов |
| | как центров интеграции науки и |
| | образования для подготовки |
| | высокопрофессиональных кадров |
----------------------------------------------------------------------
1. Характеристика проблемы, на решение которой
направлена Программа
Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей
Программы приоритетным задачам социально-экономического
развития Российской Федерации
Основным условием усиления политической и экономической роли
России и повышения благосостояния ее населения является обеспечение
роста конкурентоспособности страны. В современном мире, идущем по пути
глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям
международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и
устойчивого развития.
Главное конкурентное преимущество высокоразвитой страны связано с
возможностью развития ее человеческого потенциала, которая во многом
определяется состоянием системы образования. Именно в этой сфере
находится источник обеспечения устойчивого экономического роста страны
в средне- и долгосрочной перспективе.
Цель политики модернизации образования в среднесрочной
перспективе состоит в обеспечении конкурентоспособности России на
мировом уровне. Указанная цель достижима, если в ближайшие годы
обеспечить оптимальное соотношение затрат и качества в сферах
образования и науки. Для этого необходимо внедрить в систему
образования новые организационно-экономические механизмы,
обеспечивающие эффективное использование имеющихся ресурсов и
способствующие привлечению дополнительных средств, повысить качество
образования на основе обновления его структуры, содержания и
технологий обучения, привлечь в сферу образования квалифицированных
специалистов, повысить его инновационный потенциал и инвестиционную
привлекательность.
Задачи, направленные на обеспечение качества, доступности и
эффективности образования, определены в Концепции модернизации
российского образования на период до 2010 года (далее - Концепция).
Применительно к периоду действия Программы они сводятся к следующему:
развитие современной системы непрерывного образования;
повышение качества профессионального образования;
обеспечение доступности качественного общего образования;
повышение инвестиционной привлекательности сферы образования;
формирование эффективного рынка образовательных услуг и переход
на принципы подушевого финансирования.
Решение этих задач в 2006 - 2010 годах позволит ликвидировать
следующие проблемы:
несоответствие действующего законодательства целям интенсивного
развития системы образования;
чрезмерное государственное регламентирование
финансово-хозяйственной деятельности и трудовых отношений в сфере
образования при нехватке средств и недостаточной свободе их
использования;
отсутствие формируемых вне системы образования требований к
содержанию и качеству образования;
несоответствие ресурсного обеспечения сферы образования задачам
социально-экономического развития страны.
Отдельные мероприятия, направленные на решение этих проблем,
реализовывались в предшествующий период.
В ходе выполнения Федеральной программы развития образования в
2000 - 2005 годах реализованы мероприятия и проекты в области
модернизации структуры и содержания общего и профессионального
образования, формирования общенациональной системы оценки качества
образования, развития материально-технической базы образовательных
учреждений на условиях совершенствования механизмов финансирования
образования, расширения экспорта образовательных услуг*,
совершенствования институциональных механизмов управления
образованием.
Федеральная целевая программа "Развитие единой образовательной
информационной среды (2001 - 2005 годы)" создала условия для
поэтапного перехода к новому уровню образования на основе
информационных технологий (оснащение школ персональными компьютерами,
подключение их к сети Интернет, создание системы федеральных
образовательных порталов, разработка электронных образовательных
продуктов, переподготовка преподавателей в области
информационно-коммуникационных технологий), а также для предоставления
образовательных услуг русскоязычному населению за рубежом.
Благодаря мерам, принятым в 2001 - 2005 годах в рамках реализации
Концепции, федеральных целевых, межведомственных и ведомственных
программ в сфере образования, была создана база для решения новых
задач, направленных на усиление роли образования в
социально-экономическом развитии страны:
приведение содержания образования, технологий обучения и методов
оценки качества образования в соответствие с требованиями современного
общества;
разработка механизмов управления, адекватных задачам развития
системы образования;
создание экономических механизмов, обеспечивающих инвестиционную
привлекательность сферы образования.
Организационной основой реализации государственной политики
Российской Федерации в сфере образования должна стать Федеральная
целевая программа развития образования на 2006 - 2010 годы (далее -
Программа), обеспечивающая продолжение модернизации российского
образования.
Решение указанных задач достигается также благодаря использованию
системы мер по совершенствованию нормативно-правовой базы, кадровому,
информационному и материально-техническому обеспечению сферы
образования.
Обоснование решения проблемы программно-целевым
методом
Несмотря на ряд позитивных сдвигов, произошедших в ходе
реализации Концепции в системе образования, пока еще нельзя говорить о
том, что процесс ее модернизации удовлетворяет общество.
Реализация поставленных в Программе стратегических целей и задач
требует применения эффективных механизмов и методов преодоления
кризисных явлений в сфере образования. Использование
программно-целевого метода для решения проблем развития образования
направлено на создание условий для максимально эффективного управления
государственными финансами в соответствии с приоритетами
государственной политики в сфере образования в условиях бюджетных
ограничений.
Программа как организационная основа государственной политики в
сфере образования представляет собой комплекс взаимоувязанных по
ресурсам и срокам мероприятий, охватывающих изменения в структуре,
содержании и технологиях образования, системе управления,
организационно-правовых формах субъектов образовательной деятельности
и финансово-экономических механизмах. Автономное развитие каждого из
этих элементов не позволит поднять сферу образования на уровень,
соответствующий современному этапу социально-экономического развития
страны.
Кроме того, реализация мероприятий Программы носит межотраслевой
характер и направлена на все субъекты системы образования, включая
учреждения и организации, находящиеся в ведении различных федеральных
органов исполнительной власти, органов управления субъектов Российской
Федерации и муниципальных органов управления образованием, что
позволит проводить единую федеральную образовательную политику,
обеспечит решение проблемы диспропорций в развитии региональных систем
образования и формирование единого образовательного и информационного
пространства. Решение задач Программы невозможно осуществить в рамках
текущего финансирования, направленного исключительно на содержание
подведомственных учреждений высшего профессионального образования и
частично среднего и начального профессионального образования.
Реализация с помощью программно-целевого метода комплекса
мероприятий федерального масштаба, затрагивающих систему образования в
целом, предусматривает создание централизованных механизмов их
координации и распространения на региональном и муниципальном уровнях,
а также формирование системы индикаторов и показателей изменений в
образовании.
Применение программно-целевого метода позволит избежать таких
негативных последствий и рисков, как:
неполное введение к 2011 году профильного обучения из-за
недостаточного материального, кадрового и методического обеспечения;
перенос срока полномасштабного выпуска школьников, обучавшихся по
новым образовательным стандартам, на 2015 и последующие годы, что
негативно повлияет на качественную структуру трудовых ресурсов страны
и уменьшит ее конкурентоспособность и инвестиционную
привлекательность;
замедление роста доли детей дошкольного возраста, обучающихся по
программам предшкольного образования;
сохранение перегрузки детей, обучающихся в общеобразовательных
учреждениях, что крайне отрицательно повлияет на физическое и
психологическое здоровье нации;
перенос срока создания системы непрерывного профессионального
образования в стране и неполная реализация к 2010 году положений
Болонской и Копенгагенской деклараций, что негативно скажется на
положении России в рейтинге стран, конкурентоспособных на
международном рынке образовательных услуг;
рост социальной напряженности, обусловленной сохранением неравной
доступности образования и дифференциацией качества образования для
различных регионов и групп населения;
усиление деградации материальной инфраструктуры образования, что
к 2020 году может потребовать принятия экстренных мер по ее
воссозданию.
Вместе с тем при использовании программно-целевого метода могут
возникнуть риски, связанные:
с недостатками в управлении Программой;
с неверно выбранными приоритетами развития отрасли.
Риски, связанные с недостатками в управлении Программой, могут
быть вызваны слабой координацией действий различных субъектов
образовательной политики (федеральные органы исполнительной власти,
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
муниципальные органы власти, образовательные организации и
учреждения), что приведет к возникновению диспропорций в ресурсной
поддержке реализации намеченных мероприятий, их неоправданному
дублированию и снижению эффективности использования бюджетных средств.
Недостаточный учет результатов мониторинговых исследований хода
реализации Программы может существенно повлиять на объективность
принятия решений при планировании программных мероприятий, что
приведет к отсутствию их привязки к реальной ситуации.
Ошибки при выборе механизмов управленческой коррекции программных
мероприятий могут привести к недостаточной координации деятельности
заказчиков и исполнителей, нецелевому использованию бюджетных средств
или их неэффективному расходованию.
Риски, связанные с неверно выбранными приоритетами развития
отрасли, могут быть вызваны изменениями государственной политики в
сфере образования и последующей внеплановой коррекцией частично
реализованных мероприятий, что снизит эффективность использования
бюджетных средств.
Характеристика и прогноз развития
сложившейся проблемной ситуации
Сравнительные преимущества России в сфере образования и
фундаментальной науки определяются сегодня в основном потенциалом,
накопленным в предыдущие десятилетия. Начиная с 2000 года удалось
добиться опережающего по сравнению с общеэкономическими показателями
увеличения затрат на образование и науку. Это создало предпосылки для
институциональной перестройки в сфере образования, в первую очередь
касающейся модернизации структуры и содержания общего и
профессионального образования, совершенствования его качества,
эффективности управления образовательной системой, вхождения
Российской Федерации в мировое образовательное пространство.
Вместе с тем в системе образования продолжают развиваться
негативные тенденции:
серьезное отставание российских школьников от сверстников из
индустриально развитых стран в освоении практически значимых научных
представлений и навыков. Социальная дифференциация приводит к
существенному разрыву в подготовке детей, семьи которых относятся к
различным социальным группам, что закладывает предпосылки для
углубления этой дифференциации в дальнейшем;
система профессионального образования не полностью соответствует
структуре потребностей рынка труда;
не получила должного развития система непрерывного
профессионального образования, что сдерживает технико-технологическое
обновление экономики, не позволяет эффективно модернизировать
социальную сферу;
высшее образование слабо интегрировано с научной деятельностью,
что негативно сказывается на качестве подготовки специалистов и
одновременно снижает потенциал развития научных исследований в России;
сложившаяся система образования обладает низкой инвестиционной
привлекательностью, что ведет к ее ресурсному "истощению", снижению
конкурентоспособности российского образования на мировом рынке
образовательных услуг;
образование перестало играть роль "социального лифта", снизилась
образовательная и социальная мобильность молодежи, ограничен доступ
детей из низкодоходных семей к качественному образованию;
поступающие в систему образования ресурсы используются
неэффективно. Существующая система образования характеризуется
нерациональной организацией сети образовательных учреждений с
устаревшей материально-технической и информационной базой. Кадровый
состав системы образования не отвечает современным требованиям.
Для обеспечения качественного образования, его равной доступности
для всех граждан необходима институциональная перестройка системы
образования на основе эффективного взаимодействия образования с рынком
труда. Экономика завтрашнего дня - это инновационная экономика знаний
и наукоемких технологий. Для преодоления усиливающегося разрыва между
содержанием образования, образовательными технологиями, структурой
образовательной сферы, уровнем ее кадрового потенциала и задачами
новой экономики необходимо создать механизмы, ориентированные не
только на внутренние социально-экономические потребности страны, но и
на обеспечение конкурентоспособности России на мировом рынке труда.
Ускорение темпов обновления технологий приводит к необходимости
разработки адекватного содержания образования и соответствующих
методов обучения. В условиях стремительного развития и расширения
доступности открытых информационных сетей трансляция "готовых" знаний
перестает быть главной задачей учебного процесса, снижается
функциональная значимость и привлекательность традиционных методов
обучения.
Это отставание в первую очередь выражается в отсутствии
адекватной реакции системы профессионального образования на
потребности рынка труда. Более четверти выпускников высшего
профессионального образования и около трети выпускников среднего
профессионального образования не трудоустраиваются по полученной в
учебном заведении специальности. Сегодняшняя российская система
образования характеризуется фактическим отсутствием ответственности
учебных заведений за конечные результаты образовательной деятельности.
Не развиты в достаточной степени независимые формы и механизмы участия
граждан, работодателей, профессиональных сообществ в вопросах
образовательной политики.
Слабая интеграция образовательной и научной деятельности в
перспективе может привести к значительному сокращению кадрового
потенциала научной сферы.
Отсутствие полноценной взаимосвязи между профессиональным
образованием, научно-исследовательской и практической деятельностью
усиливает несоответствие содержания образования и образовательных
технологий современным требованиям и задачам обеспечения
конкурентоспособности российского образования на мировом рынке
образовательных услуг. Это негативным образом влияет на готовность
российской системы образования к интеграции в мировое образовательное
пространство.
Проблема негибкости, инерционности, слабой реакции системы
образования на внешние факторы во многом связана с проблемой дефицита
преподавательских и управленческих кадров необходимой квалификации. В
силу низкого уровня заработной платы государственная система
образования становится все менее привлекательной сферой
профессиональной деятельности.
Отстающая от реальных потребностей отрасли система переподготовки
и повышения квалификации тормозит развитие кадрового потенциала,
способного обеспечить современное содержание образовательного процесса
и использование соответствующих образовательных технологий.
Низкая квалификация значительной части
административно-управленческого персонала не позволяет осуществлять
развитие системы образования на основании внедрения эффективных форм и
технологий организации и управления.
Слабая восприимчивость традиционной системы образования к внешним
запросам и дефицит квалифицированных кадров являются следствием
несоответствия действующих в этой сфере механизмов государственного
управления задаче создания благоприятных условий для развития системы
образования. В то же время недостаточно развиты механизмы привлечения
общественных и профессиональных организаций к решению вопросов
формирования и реализации образовательной политики. Отсутствуют
условия для развития независимых форм оценки качества образования, а
также механизмы определения, поддержки и распространения лучших
образцов инновационной образовательной деятельности.
Несоответствие заявляемых целей и задач преобразований тем
результатам, которые достигаются в процессе их реализации, в
значительной степени является следствием того, что каждый из активно
действующих на открытом образовательном пространстве субъектов
интерпретирует эти цели и задачи по-своему. При отсутствии Программы,
являющейся одним из основных инструментов единой государственной
политики в сфере образования, все указанные противоречия не будут
устранены, а стоящие перед образованием задачи не найдут своего
решения.
Без Программы не будут созданы единые условия для развития
рыночных механизмов в сфере образования, увеличится разрыв между
требованиями рынка труда и качеством образовательных услуг, не будет
реализован принцип равных возможностей и доступа граждан Российской
Федерации к качественному образованию, существенно затруднится
вхождение России в Болонский процесс и во Всемирную торговую
организацию.
2. Основные цели и задачи Программы с указанием
сроков и этапов ее реализации, а также целевых
индикаторов и показателей
Цели и задачи Программы
Основной стратегической целью Программы является обеспечение
условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка
труда в качественном образовании путем создания новых
институциональных механизмов регулирования в сфере образования,
обновления структуры и содержания образования, развития
фундаментальности и практической направленности образовательных
программ, формирования системы непрерывного образования.
Для достижения стратегической цели должны быть решены следующие
стратегические задачи:
совершенствование содержания и технологий образования;
развитие системы обеспечения качества образовательных услуг;
повышение эффективности управления в системе образования;
совершенствование экономических механизмов в сфере образования.
Каждая из задач Программы носит комплексный характер и направлена
на реализацию нескольких приоритетных направлений развития
образовательной системы Российской Федерации, в том числе:
развитие современной системы непрерывного профессионального
образования (обеспечивается главным образом в рамках задач по
совершенствованию содержания и технологий образования и развитию
системы обеспечения качества образовательных услуг, совершенствованию
экономических механизмов в сфере образования);
повышение качества профессионального образования (реализуется в
рамках задач по совершенствованию содержания и технологий образования,
развитию системы обеспечения качества образовательных услуг, повышению
эффективности управления в сфере образования);
обеспечение доступности качественного общего образования
(решается в рамках задач по совершенствованию содержания и технологий
образования, развитию системы обеспечения качества образовательных
услуг, повышению эффективности управления в системе образования);
повышение инвестиционной привлекательности сферы образования,
формирование эффективного рынка образовательных услуг и переход на
принципы подушевого финансирования (обеспечиваются в рамках задач по
повышению эффективности управления и совершенствованию экономических
механизмов в сфере образования).
Достижение стратегической цели и решение стратегических задач
Программы обеспечиваются за счет реализации программных мероприятий.
Совершенствование содержания и технологий образования
Решение стратегической задачи совершенствования содержания и
технологий образования обеспечивается за счет реализации программных
мероприятий по следующим основным направлениям:
создание системы образования детей старшего дошкольного возраста
с целью обеспечения равных стартовых возможностей для последующего
обучения в начальной школе;
оптимизация нагрузки учащихся общеобразовательных учреждений и
расширение возможностей дополнительного образования детей;
введение профильного обучения в старшей школе, обеспечивающего
возможность выбора учащимися индивидуального учебного плана;
внедрение новых государственных образовательных стандартов общего
образования;
внедрение моделей непрерывного профессионального образования,
обеспечивающего каждому человеку возможность формирования
индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего
профессионального, карьерного и личностного роста;
введение нового перечня профессий, направлений подготовки
(специальностей) в сфере профессионального образования и
соответствующих государственных образовательных стандартов,
разработанных в целях формирования образовательных программ,
адекватных мировым тенденциям, потребностям рынка труда и личности;
внедрение новых образовательных технологий и принципов
организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию
новых моделей непрерывного образования, в том числе с использованием
современных информационных и коммуникационных технологий;
реализация системы мер по обеспечению участия России в Болонском
и Копенгагенском процессах с целью повышения конкурентоспособности
российского профессионального образования на международном рынке
образовательных услуг и получения возможности участия российских
студентов и выпускников образовательных учреждений в системе
международного непрерывного образования.
Развитие системы обеспечения
качества образовательных услуг
Решение стратегической задачи развития системы обеспечения
качества образования достигается за счет реализации программных
мероприятий по следующим основным направлениям:
совершенствование государственной системы оценки деятельности
образовательных учреждений и организаций с целью обеспечения ее
соответствия развивающейся системе образования;
развитие новых форм и механизмов оценки и контроля качества
деятельности образовательных учреждений, в том числе с привлечением
общественности и профессиональных объединений;
совершенствование механизмов признания эквивалентности документов
об образовании с целью повышения академической мобильности и
увеличения экспорта образовательных услуг, а также интеграции России в
мировое образовательное пространство;
завершение эксперимента по введению единого государственного
экзамена, итоги которого позволят обеспечить доступность
профессионального образования, объективность вступительных испытаний,
преемственность общего и профессионального образования, а также
осуществление государственного контроля и управления качеством
образования на основе независимой оценки уровня подготовки
выпускников;
создание общероссийской системы оценки качества образования,
согласованной по всем уровням и ступеням образования, что в итоге
позволит обеспечить его качество и доступность;
совершенствование государственной аттестации научных и
научно-педагогических кадров с целью повышения качества и
результативности системы подготовки кадров высшей квалификации и
обеспечения воспроизводства и развития кадрового потенциала
образования и науки, а также приведения отечественных процедур
аттестации научных и научно-педагогических кадров в соответствие с
международной практикой.
Повышение эффективности управления в системе
образования
Решение стратегической задачи повышения эффективности управления
в сфере образования обеспечивается за счет реализации программных
мероприятий по следующим основным направлениям:
внедрение моделей интегрированных образовательных учреждений,
реализующих образовательные программы различных уровней образования,
для обеспечения адекватной реакции системы образования на динамично
изменяющиеся потребности личности, общества и государства;
внедрение механизмов взаимодействия учреждений профессионального
образования и работодателей, обеспечивающих привлечение в сферу
образования дополнительных материальных, интеллектуальных и иных
ресурсов;
выделение в системе высшего профессионального образования
общенациональных университетов и системообразующих вузов для повышения
эффективности использования интеллектуального потенциала высшей школы
и концентрации материально-технических и финансовых ресурсов на
ключевых направлениях развития российского образования в интересах
государства, общества и личности;
внедрение моделей государственно-общественного управления
образовательными учреждениями в целях развития институтов
общественного участия в образовательной деятельности и повышения
открытости и инвестиционной привлекательности сферы образования;
повышение эффективности институционального управления при
изменении организационно-правовых форм деятельности учебных заведений
в целях обеспечения развития экономической самостоятельности
образовательных учреждений, усиления их ответственности за конечные
результаты деятельности, повышения результативности и прозрачности
финансирования сферы образования;
организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений
для развития мобильности в сфере образования, совершенствования
информационного обмена и распространения эффективных решений;
совершенствование системы управления образованием на основе
эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в
рамках единого образовательного пространства.
Совершенствование экономических механизмов в сфере
образования
Решение стратегической задачи совершенствования экономических
механизмов в сфере образования обеспечивается за счет реализации
программных мероприятий по следующим основным направлениям:
внедрение новых моделей финансирования образовательных
организаций всех уровней образования;
внедрение механизмов, способствующих развитию экономической
самостоятельности образовательных организаций (учреждений);
реализация комплекса мероприятий по повышению инвестиционной
привлекательности сферы образования, способствующих притоку
инвестиций, а также финансовых, материальных, интеллектуальных и иных
ресурсов в систему образования.
Сроки и этапы реализации Программы
Сроки реализации Программы - 2006 - 2010 годы.
На первом этапе реализации Программы (2006 - 2007 годы)
предусмотрено проведение работ, связанных с разработкой моделей
развития образования по отдельным направлениям, их апробацией, а также
с началом масштабных преобразований и экспериментов.
На втором этапе (2008 - 2009 годы) приоритет отдается
осуществлению мероприятий, которые предполагают закупку оборудования,
инвестиции (модернизацию материальной инфраструктуры образования и
другие высокозатратные работы), а также методическое, кадровое,
информационное обеспечение мероприятий Программы, направленных на
решение задач развития системы образования.
На третьем этапе (2010 год) предусмотрена реализация мероприятий,
направленных в основном на внедрение и распространение результатов,
полученных на предыдущих этапах.
На каждом из этапов планируется изменение показателей,
характеризующих ход реализации Программы по годам и влияние
программных мероприятий на состояние системы образования.
За счет средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию
Программы, не планируется создание новых образовательных учреждений и
организаций. Поставка товаров (работ, услуг) предусмотрена для
существующих образовательных учреждений (организаций), а также
образовательных учреждений (организаций), образуемых по итогам
оптимизации образовательной сети (реорганизации и т.д.).
В результате реализации Программы будет обеспечено выравнивание
доступа к получению качественного образования всех уровней за счет
введения образования для детей старшего дошкольного возраста,
профильного обучения, создания общероссийской системы оценки качества
образования, системы непрерывного профессионального образования, а
также опережающего развития общенациональных университетов и
системообразующих вузов как центров интеграции науки и образования для
подготовки высокопрофессиональных кадров.
Целевые индикаторы и показатели оценки
хода реализации Программы
Для оценки эффективности и результативности решения задач,
определенных Программой, предлагается система целевых показателей,
характеризующих ход реализации Программы, которая приведена в
приложении N 1.
Система целевых индикаторов и показателей по основным
направлениям деятельности в рамках задач Программы приведена в
приложении N 2.
3. Перечень мероприятий Программы
Перечень мероприятий Программы (без учета государственных
капитальных вложений) приведен в приложении N 3. Расчет потребности в
ресурсном обеспечении, необходимом для реализации Программы, основан
на оценке объемов средств, необходимых для реализации каждого
мероприятия в рамках решаемых Программой задач.
Перечень строек и объектов для государственных нужд,
финансируемых за счет средств, предусмотренных на реализацию
Программы, приведен в приложении N 4.
4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Сводные данные по расчету потребности в ресурсном обеспечении,
необходимом для реализации Программы, по задачам (без учета
государственных капитальных вложений) приведены в таблице 1.
Таблица 1
Сводные данные
по расчету потребности в ресурсном обеспечении, необходимом
для реализации Программы, по задачам
(без учета государственных капитальных вложений)
(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
| Задачи | Источники | | Объем финансирования |
| | финансирования | | |
|-------------------------|----------------|------------|---------------------------------------------------------------|
| | | 2006-2010 | в том числе |
| | | годы - |---------------------------------------------------------------|
| | | всего | 2006 год | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год |
|-------------------------|----------------|------------|------------|------------|------------|-----------|------------|
| 1.Совершенствование | федеральный | 11466,05 | 1134,06 | 1871,48 | 2186,34 | 2442,2 | 3831,97 |
| содержания и | бюджет | | | | | | |
| технологий образования |----------------|------------|------------|------------|------------|-----------|------------|
| | другие | 5389,54 | 660,86 | 858,14 | 1126,66 | 1251,91 | 1491,97 |
| | источники | | | | | | |
|-------------------------|----------------|------------|------------|------------|------------|-----------|------------|
| 2. Развитие системы | федеральный | 4799,66 | 837,7 | 966,84 | 376,43 | 1223,95 | 1394,74 |
| обеспечения | бюджет | | | | | | |
| качества |----------------|------------|------------|------------|------------|-----------|------------|
| образовательных услуг | другие | 1468,95 | 280,37 | 290,04 | 112,92 | 367,19 | 418,43 |
| | источники | | | | | | |
|-------------------------|----------------|------------|------------|------------|------------|-----------|------------|
| 3. Повышение | федеральный | 14394,58 | 1206,75 | 2215,73 | 4203,21 | 3450,01 | 3318,88 |
| эффективности | бюджет | | | | | | |
| управления в системе |----------------|------------|------------|------------|------------|-----------|------------|
| образования | другие | 4241,46 | 285,1 | 664,7 | 1260,99 | 1035,02 | 995,65 |
| | источники | | | | | | |
|-------------------------|----------------|------------|------------|------------|------------|-----------|------------|
| 4.Совершенствование | федеральный | 2839,73 | 621,49 | 544,02 | 507,5 | 647,92 | 518,8 |
| экономических | бюджет | | | | | | |
| механизмов в |----------------|------------|------------|------------|------------|-----------|------------|
| сфере образования | другие | 825,82 | 160,32 | 163,19 | 152,3 | 194,35 | 155,66 |
| | источники | | | | | | |
|-------------------------|----------------|------------|------------|------------|------------|-----------|------------|
| Всего | федеральный | 33500,02 | 3800 | 5598,07 | 7273,48 | 7764,08 | 9064,39 |
| | бюджет | | | | | | |
| |----------------|------------|------------|------------|------------|-----------|------------|
| | другие | 11925,77 | 1386,65 | 1976,07 | 2652,87 | 2848,47 | 3061,71 |
| | источники | | | | | | |
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
За счет средств государственных капитальных вложений
финансируются мероприятия Программы по реконструкции и строительству
федеральных образовательных учреждений высшего, среднего и начального
профессионального образования, не обеспеченных в соответствии с
нормативами необходимыми учебно-лабораторными и вспомогательными
площадями, а также объектов социальной направленности
(учебно-спортивные корпуса, спортивные площадки, стадионы,
студенческие базы отдыха, профилактории и общежития для
университетских комплексов).
Целью реконструкции и строительства объектов образовательных
учреждений являются обеспечение доступности получения образования,
улучшение качества образования, сохранение и улучшение здоровья
обучающихся.
Сводные данные по необходимому ресурсному обеспечению Программы
по направлению финансирования "Государственные капитальные вложения"
за счет средств различных источников приведены в таблице 2.
Таблица 2
Сводные данные
по необходимому ресурсному обеспечению Программы
по направлению финансирования "Государственные капитальные
вложения" за счет средств различных источников
(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)
------------------------------------------------------------------------------------------------
| Источник | Объем финансирования |
| финансирования | |
|----------------|-----------------------------------------------------------------------------|
| | 2006-2010 | в том числе |
| | годы - | |
| | всего | |
|----------------|-------------|---------------------------------------------------------------|
| | | 2006 год | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год |
|----------------|-------------|-----------|-------------|------------|-----------|------------|
| Всего | 16526,55 | 4298,54 | 2786,83 | 2814,49 | 3009,68 | 3617,01 |
|----------------|-------------|-----------|-------------|------------|-----------|------------|
| в том числе | | | | | | |
| федеральный | 11835 | 4047,7 | 1920,37 | 2027,39 | 2072 | 1767,54 |
| бюджет | | | | | | |
|----------------|-------------|-----------|-------------|------------|-----------|------------|
| другие | 4691,55 | 250,84 | 866,46 | 787,1 | 937,68 | 1849,47 |
| источники | | | | | | |
------------------------------------------------------------------------------------------------
Разработка и реализация инновационных проектов Программы требуют
значительного научного обеспечения, финансирование которого
осуществляется целевым образом в пределах финансирования мероприятий,
предусмотренных Программой. Размер финансирования за счет средств
федерального бюджета научно-исследовательских и опытно-конструкторских
работ, предусмотренных Программой, составляет 2347,62 млн. рублей.
Тематика научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ,
выполняемых в рамках Программы, ориентирована на два основных
направления - опережающие научные исследования по проектам, реализация
которых запланирована в рамках Программы, и решение комплекса научных
проблем, которые будут выявлены в результате реализации отдельных
мероприятий Программы.
Сводные данные по необходимому ресурсному обеспечению Программы
по направлению финансирования "Научно-исследовательские и
опытно-конструкторские работы" за счет средств различных источников
приведены в таблице 3.
Таблица 3
Сводные данные
по необходимому ресурсному обеспечению Программы
по направлению финансирования "Научно-исследовательские
и опытно-конструкторские работы" за счет средств различных
источников
(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)
------------------------------------------------------------------------------------------------
| Источник | Объем финансирования |
| финансирования | |
|----------------|-----------------------------------------------------------------------------|
| | 2006-2010 | в том числе |
| | годы - | |
| | всего | |
|----------------|-------------|---------------------------------------------------------------|
| | | 2006 год | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год |
|----------------|-------------|-----------|-------------|------------|-----------|------------|
| Всего | 2640,3 | 253,15 | 956,22 | 593,58 | 452,01 | 385,34 |
|----------------|-------------|-----------|-------------|------------|-----------|------------|
| в том числе | | | | | | |
| федеральный | 2347,62 | 200 | 886,36 | 542,18 | 388,35 | 330,73 |
| бюджет | | | | | | |
|----------------|-------------|-----------|-------------|------------|-----------|------------|
| другие | 292,68 | 53,15 | 69,86 | 51,4 | 63,66 | 54,61 |
| источники | | | | | | |
------------------------------------------------------------------------------------------------
Объемы финансирования мероприятий Программы по основным
направлениям финансирования приведены в приложении N 5.
На начальном этапе реализации Программы предусмотрены в основном
работы, связанные с разработкой моделей развития образования по
отдельным направлениям, их апробацией, а также с началом масштабных
преобразований и экспериментов. На последующих этапах планируются
мероприятия, которые предполагают значительные вложения в закупку
оборудования и модернизацию материальной инфраструктуры образования. В
последние годы реализации Программы предусмотрены мероприятия,
направленные в основном на внедрение и распространение результатов,
полученных на предыдущих этапах.
Финансирование мероприятий Программы планируется осуществлять за
счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов
Российской Федерации в порядке софинансирования с соответствующим
оформлением нормативными актами субъектов Российской Федерации. При
этом субъекты Российской Федерации могут разрабатывать собственные
региональные программы, финансируемые за счет средств своих бюджетов,
с аналогичным названием и применением классификационных признаков,
применяемых для Программы, или отдельные региональные проекты. Для
реализации Программы привлекаются также средства внебюджетных
источников.
Общий объем финансирования Программы в ценах соответствующих лет
составляет 61952,35 млн. рублей, в том числе по источникам
финансирования:
за счет средств федерального бюджета - 45335,02 млн. рублей;
за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации -
12501,74 млн. рублей;
за счет средств внебюджетных источников - 4115,58 млн. рублей. В
качестве внебюджетных источников будут привлечены средства вузов,
спонсорская поддержка, средства международных организаций (в том числе
Всемирного банка, Международного банка реконструкции и развития,
некоммерческих фондов и т.д.).
5. Механизм реализации Программы
Государственным заказчиком - координатором Программы является
Министерство образования и науки Российской Федерации.
Государственный заказчик - координатор:
разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные правовые
акты, необходимые для реализации Программы;
подготавливает ежегодно доклад о ходе реализации Программы;
подготавливает ежегодно в установленном порядке предложения по
уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год,
уточняет затраты по программным мероприятиям, а также механизм
реализации Программы;
разрабатывает перечень целевых показателей для контроля за ходом
реализации Программы;
несет ответственность за своевременную и качественную подготовку
и реализацию Программы, обеспечивает эффективное использование
средств, выделяемых на ее реализацию;
организует внедрение информационных технологий в целях управления
реализацией Программы и контроля за ходом программных мероприятий;
осуществляет координацию деятельности государственных заказчиков
по подготовке и реализации программных мероприятий, а также по анализу
и рациональному использованию средств федерального бюджета и средств
внебюджетных источников;
утверждает положение об управлении Программой.
В целях привлечения общественности к управлению Программой
государственным заказчиком-координатором Программы создается
научно-координационный совет Программы. В его состав входят ученые и
специалисты в соответствующих областях, представители
предпринимательского сообщества, общественных, в том числе молодежных,
объединений, а также представители государственного
заказчика-координатора, государственных заказчиков Программы и других
органов исполнительной власти.
Регламент работы научно-координационного совета Программы и его
персональный состав утверждаются Министерством образования и науки
Российской Федерации. Председателем научно-координационного совета
является Министр образования и науки Российской Федерации.
Основными задачами научно-координационного совета Программы
являются:
рассмотрение тематики программных мероприятий;
рассмотрение материалов о ходе реализации программных мероприятий
и предоставление рекомендаций по их уточнению, а также рассмотрение
итогов реализации Программы;
выявление научных, технических и организационных проблем в ходе
реализации Программы и разработка предложений по их решению.
Для текущего управления Программой может быть создана дирекция в
виде государственного учреждения или в иной организационно-правовой
форме.
Государственными заказчиками Программы являются Федеральное
агентство по образованию и Федеральное агентство по науке и
инновациям.
Федеральное агентство по образованию:
подготавливает предложения по формированию перечня программных
мероприятий;
проводит мониторинг результатов реализации программных
мероприятий;
организует независимую оценку показателей результативности и
эффективности программных мероприятий, их соответствия целевым
показателям;
ведет ежеквартальную отчетность о реализации Программы;
осуществляет отбор на конкурсной основе исполнителей работ и
услуг, а также поставщиков продукции по каждому программному
мероприятию;
подписывает соглашения (договоры) о намерениях, заключенные
государственным заказчиком и организациями в отношении мероприятий,
предусматривающих финансирование за счет средств внебюджетных
источников;
организует размещение в электронном виде на сайте Федерального
агентства по образованию информации о ходе и результатах реализации
Программы, финансировании программных мероприятий, привлечении
внебюджетных средств, проведении конкурсов на размещение заказов на
поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных
нужд;
с учетом выделяемых на реализацию Программы средств ежегодно
уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, а
также механизм реализации Программы и состав исполнителей.
Федеральное агентство по науке и инновациям:
подготавливает предложения о реализации проектов, обеспечивающих
проведение предусмотренных Программой научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ, организует проведение независимой
экспертизы их результатов и подготавливает отчет о результатах
указанных работ;
подготавливает предложения и участвует в уточнении целевых
показателей реализации программных мероприятий;
подготавливает предложения по совершенствованию механизмов
реализации Программы.
Мероприятия по сопровождению реализации Программы осуществляются
за счет средств, выделяемых на реализацию Программы, и включают в себя
методическое, организационно-техническое и экспертное сопровождение
реализации Программы (экспертиза проектов и экспертиза результатов
выполнения проектов), а также контроль за ходом выполнения Программы.
Отбор поставщиков товаров (работ, услуг) в рамках Программы
осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О конкурсах на
размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание
услуг для государственных нужд".
Отбор получателей товаров (работ, услуг) осуществляется в
соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации на основании
творческих конкурсов, которые организуются с целью отбора наиболее
перспективных образовательных учреждений и организаций, готовых
осуществлять собственные проекты по реализации приоритетных
направлений развития образовательной системы Российской Федерации.
Получателями товаров (работ, услуг) могут выступать как
подведомственные Министерству образования и науки Российской Федерации
учреждения и организации, так и находящиеся в ведении других
федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской
Федерации и муниципальных образований, осуществляющие проекты,
направленные на реализацию федеральной политики в сфере образования
(сохранение единого образовательного и информационного пространства,
выравнивание доступа к качественному образованию, создание
общероссийской системы оценки качества образования, введение новых
образовательных стандартов на всех уровнях образования, внедрение
новых организационно-правовых форм, экономических и других
институциональных механизмов управления в сфере образования, создание
системы непрерывного профессионального образования и другие).
В рамках реализации мероприятий Программы не предусматривается
поддержка субъектов Российской Федерации, осуществляемая путем
субсидий и субвенций.
Передача материально-технических ресурсов, приобретенных за счет
средств федерального бюджета, государственным образовательным
учреждениям, находящимся в ведении субъектов Российской Федерации и
муниципальных образований, осуществляется государственным заказчиком
по акту приема-передачи между государственным заказчиком, поставщиком
(исполнителем) и получателем товаров (работ, услуг).
6. Оценка социально-экономической эффективности
реализации Программы
Социальная эффективность реализации Программы определяется с
помощью системы показателей и индикаторов, отражающих следующие
стратегические приоритеты развития страны, связанные со сферой
образования:
формирование эффективного человеческого капитала и
профессиональных кадровых ресурсов, обладающих квалификацией
необходимого уровня;
содействие развитию институтов гражданского общества в системе
образования и в стране в целом;
обеспечение динамичного и устойчивого роста качества жизни
населения.
При выборе показателей и индикаторов используются достоверные,
сравнимые и доступные данные.
Социальные эффекты реализации Программы оцениваются по следующим
направлениям:
а) повышение качества общего образования:
выравнивание возможностей учащихся (увеличение количества детей в
возрасте 5-6 лет, получающих дошкольное образование в соответствии с
практикой развитых стран, уменьшение количества неуспевающих и
второгодников в начальной школе);
повышение функциональной грамотности выпускников
общеобразовательной школы (рост уровня грамотности чтения,
математической грамотности, естественно-научной грамотности учащихся
(повышение рейтинга PISA));
б) улучшение социальной ориентации учащихся и достижение
социального равенства в получении образования:
профилирование школьного образования (увеличение количества
учащихся, занимающихся по профилированным программам);
увеличение количества учащихся с предпрофильной подготовкой;
снижение различий между городским и сельским образованием (по
результатам единого государственного экзамена);
расширение возможности получения образования детьми с
ограниченными возможностями (увеличение количества детей указанной
категории, получивших общее среднее или профессиональное образование);
расширение возможности получения дополнительного образования в
соответствии с запросами населения (увеличение количества учащихся в
возрасте до 15 лет, обучающихся по программам дополнительного
образования);
увеличение количества молодежи, занятой в сфере экономики
(увеличение количества трудоустроенных или перешедших на следующую
ступень образования выпускников учебных заведений со специальными
образовательными программами);
обеспечение доступности образования (уменьшение количества
несовершеннолетних в возрасте 8-15 лет, не обучающихся в
образовательных учреждениях, увеличение количества молодежи в возрасте
до 22 лет, получившей среднее образование, увеличение количества
учащихся и студентов, получающих стипендии по адресному принципу);
увеличение количества учащихся в возрасте 17-18 лет, успешно
завершивших полное среднее образование;
в) повышение конкурентоспособности профессионального образования:
повышение роли работодателей в подготовке профессиональных кадров
(увеличение количества учреждений начального, среднего и высшего
профессионального образования, прошедших экспертизу образовательных
программ, проводимую работодателями, а также учреждений
профессионального образования, перешедших на образовательные стандарты
нового поколения, разработанные при участии работодателей,
общественных и профессиональных объединений);
увеличение количества молодежи, занятой в различных сферах
экономики (уменьшение количества безработных в возрасте 16-29 лет и
среди выпускников учреждений начального, среднего и высшего
профессионального образования, уменьшение количества выпускников
учреждений среднего профессионального образования и вузов, не
получивших работу в течение 6 месяцев после окончания учебы);
увеличение количества молодежи, обучавшейся на первой ступени
высшего профессионального образования, включившейся в активную
трудовую деятельность;
увеличение количества людей, получающих дополнительное
(послевузовское) образование, участвующих в программах переподготовки
и повышения квалификации;
г) интеграция в европейское образовательное пространство,
повышение мобильности профессионального образования, рост экспортного
потенциала образования:
расширение сотрудничества с европейскими странами в области
обеспечения качества образования (увеличение количества вузов,
прошедших институциональную и специализированную аккредитацию и
внедривших системы управления качеством на основе международного
стандарта);
введение системы, обеспечивающей сопоставимость дипломов, путем
внедрения легко сравнимых степеней, болонских студенческих документов
(Европейский табель курсов, приложения к диплому (Diploma
Supplement)), кредитов ECTS в накопительно-переводном "формате"),
увеличение количества вузов, использующих эти инструменты;
увеличение количества вузов, соответствующих международным
требованиям (имеющих валидизацию);
рост академической мобильности студентов, академического и
административного персонала (увеличение количества выданных ссуд и
грантов для финансового обеспечения академической мобильности
студентов и преподавателей, увеличение числа граждан Российской
Федерации в возрасте до 30 лет, участвующих в международных обменах);
рост экспорта образовательных услуг (увеличение числа граждан
других государств, обучающихся в учреждениях профессионального
образования Российской Федерации);
д) повышение эффективности финансирования образования:
сокращение числа учебных заведений, учебно-материальная база
которых требует капитального ремонта или которые находятся в аварийном
состоянии;
рост инвестиций, направляемых на модернизацию основных фондов и
прирост нефинансовых активов в области образования (рост доли
негосударственных фондов в финансировании образования, увеличение
расходов на образование за счет средств всех источников, рост
удельного веса финансирования образования за счет средств
негосударственных источников в общем объеме финансирования, рост числа
крупных инвестиционных проектов, удельный вес расходов по которым за
счет средств негосударственных источников выше 10 процентов);
обновление учебно-материальной базы учреждений образования
(увеличение удельного веса учебных расходов в общем объеме
финансирования образования, увеличение числа образовательных
учреждений, имеющих учебно-лабораторную, компьютерную и
технологическую базу, соответствующую современным требованиям и
нормам);
расширение системы программно-целевого финансирования образования
(рост числа регионов, финансирующих развитие образования на основе
среднесрочных и долгосрочных целевых программ, рост удельного веса
федеральных образовательных учреждений, финансируемых на основе
среднесрочных и долгосрочных целевых программ);
е) расширение социального партнерства и использование следующих
принципов в управлении образованием:
развитие общественно-гражданских форм управления в системе общего
образования (увеличение удельного веса образовательных учреждений,
имеющих попечительские, управляющие общественные советы);
развитие общественно-гражданских форм управления в системе
профессионального образования (увеличение доли учреждений
профессионального образования, имеющих институты
общественно-гражданского участия в управлении образованием);
развитие общественно-гражданских форм управления в системах
регионального образования (увеличение удельного веса субъектов
Российской Федерации, имеющих общественно-гражданские институты,
участвующие в управлении образованием);
развитие системы общественной экспертизы,
государственно-общественных консультаций, общественного мониторинга
состояния и развития образования (доля органов власти субъектов
Российской Федерации, использующих процедуры общественно-гражданской
экспертизы образовательных программ и проектов, систем консультаций в
образовании, доля субъектов Российской Федерации, осуществляющих
мониторинг развития образования и представляющих данные в открытый
доступ, доля федеральных учреждений образования, регулярно
представляющих отчеты в открытый доступ).
В результате реализации мероприятий Программы предполагается
обеспечить следующие отсроченные социально-экономические эффекты:
а) на федеральном уровне:
повышение конкурентоспособности и эффективности экономики России,
обусловленное повышением качества человеческого капитала, более полным
удовлетворением потребностей интенсивно развивающейся экономики,
повышением эффективности использования трудовых ресурсов;
повышение эффективности использования бюджетных средств в сфере
образования за счет создания эффективной системы обеспечения качества
образовательных услуг, широкого включения в нее
общественно-государственных структур и профессиональных объединений;
ускорение оборачиваемости средств федерального бюджета;
повышение уровня образовательной информации, ее качества,
прозрачности и доступности для всех заинтересованных сторон;
введение новых форм управления в системе образования;
модернизацию технологической и социальной инфраструктуры
образования;
реструктуризацию системы подготовки специалистов всех уровней;
увеличение объемов и структуры экспорта образовательных услуг
российской системы образования;
повышение удельного веса российского образования на мировом рынке
образовательных услуг;
снижение ресурсоемкости конечного результата деятельности в сфере
образования;
б) на уровне образовательных учреждений (организаций):
увеличение количества инновационно-активных
научно-образовательных комплексов и сетевых образовательных структур;
рост негосударственного финансирования образовательных программ;
улучшение финансового состояния и повышение эффективности
деятельности организаций сферы образования, сохранение и
поступательное развитие их инновационного потенциала;
увеличение доли нематериальных активов, находящихся в
хозяйственном обороте, укрепление связей и расширение взаимовыгодного
сотрудничества в сферах образования, науки и производства;
в) в сфере социальной привлекательности образования:
расширение возможностей профессиональной самореализации молодежи;
повышение спроса на квалифицированные кадры, оптимизация их
возрастной структуры;
повышение уровня доходов работников сферы образования;
предотвращение оттока перспективных педагогических кадров в
другие государства и отрасли;
сохранение и развитие системы подготовки квалифицированных
научно-технических кадров;
г) в бюджетной сфере:
концентрация средств федерального бюджета на развитии
системообразующих "точек роста" в сфере образования;
повышение прозрачности и результативности бюджетных расходов в
сфере образования;
содействие развитию различных организационно-правовых форм
образовательных организаций;
повышение уровня внебюджетного софинансирования образования,
обеспечение дополнительных налоговых поступлений.
Примечание. Определения терминов, отмеченных значком "*", указаны
в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006
- 2010 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской
Федерации от 3 сентября 2005 г. N 1340-р.
Приложение N 1
к Федеральной целевой программе
развития образования на 2006 - 2010 годы
Система целевых показателей,
|