ИННОВАЦИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ГРАНТЫ, ТЕХНОЛОГИИ, ПАТЕНТЫ
www.innovbusiness.ru
Оглавление

Печать



Страницы: 1  2  3  4  5  



         О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
                         НА 2006 - 2010 ГОДЫ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                          23 декабря 2005 г.
                                N 803

                                (НТЦС)


     В целях     реализации    приоритетных    направлений    развития
образовательной  системы   Российской   Федерации,   совершенствования
содержания  и  технологий  образования,  развития  системы обеспечения
качества образовательных услуг,  повышения эффективности управления  и
совершенствования   экономических   механизмов   в  сфере  образования
Правительство Российской Федерации постановляет:
     1. Утвердить  прилагаемую  Федеральную целевую программу развития
образования на 2006 - 2010 годы.
     2. Министерству  экономического  развития  и  торговли Российской
Федерации   и   Министерству   финансов   Российской   Федерации   при
формировании  проекта  федерального  бюджета  на  соответствующий  год
включать указанную в пункте 1  настоящего  постановления  Программу  в
перечень  федеральных  целевых программ,  подлежащих финансированию за
счет средств федерального бюджета.
     3. Рекомендовать   органам   исполнительной   власти    субъектов
Российской  Федерации  при  принятии  в 2006 - 2010 годах региональных
целевых программ развития образования учитывать  положения  Программы,
утвержденной настоящим постановлением.

Председатель Правительства
Российской Федерации
                                                             М.Фрадков
23 декабря 2005 г.
N 803


                                                            УТВЕРЖДЕНА
                                          постановлением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                               от 23 декабря 2005 года
                                                                 N 803

                    ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
               РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА 2006 - 2010 годы

                               ПАСПОРТ
          Федеральной целевой программы развития образования
                         на 2006 - 2010 годы

----------------------------------------------------------------------
| Наименование         | - Федеральная целевая программа развития    |
| Программы            |   образования на 2006 - 2010 годы           |
|----------------------|---------------------------------------------|
| Дата принятия        | - распоряжение Правительства Российской     |
| решения о            |   Федерации от 3 сентября 2005 г. N 1340-р  |
| разработке           |                                             |
| Программы            |                                             |
|----------------------|---------------------------------------------|
| Государственные      | - Федеральное агентство по образованию,     |
| заказчики            |   Федеральное агентство по науке и          |
| Программы            |   инновациям                                |
|----------------------|---------------------------------------------|
| Государственный      | - Министерство образования и науки          |
| заказчик-            |   Российской Федерации                      |
| координатор          |                                             |
| Программы            |                                             |
|----------------------|---------------------------------------------|
| Основной             | - Федеральное агентство по образованию      |
| разработчик          |                                             |
| Программы            |                                             |
|----------------------|---------------------------------------------|
| Цели и задачи        | - основная стратегическая цель Программы -  |
| Программы            |   обеспечение условий для удовлетворения    |
|                      |   потребностей граждан, общества и рынка    |
|                      |   труда в качественном образовании путем    |
|                      |   создания новых институциональных          |
|                      |   механизмов регулирования в сфере          |
|                      |   образования, обновления структуры и       |
|                      |   содержания образования, развития          |
|                      |   фундаментальности и практической          |
|                      |   направленности образовательных программ,  |
|                      |   формирования системы непрерывного         |
|                      |   образования.                              |
|                      |   Стратегическими задачами Программы        |
|                      |   являются:                                 |
|                      |    совершенствование содержания и           |
|                      |   технологий образования;                   |
|                      |    развитие системы обеспечения качества    |
|                      |   образовательных услуг;                    |
|                      |    повышение эффективности управления в     |
|                      |   системе образования;                      |
|                      |    совершенствование экономических          |
|                      |   механизмов в сфере образования            |
|----------------------|---------------------------------------------|
| Важнейшие целевые    | - удельный вес численности детей старшего   |
| индикаторы и         |   дошкольного возраста, обучающихся в       |
| показатели           |   системе предшкольного* образования в      |
| Программы            |   вариативных формах                        |
|                      |---------------------------------------------|
|                      |   удельный вес численности учащихся 9 - 11  |
|                      |   классов, обучающихся по программам        |
|                      |   предпрофильной подготовки,                |
|                      |   индивидуальным учебным планам и           |
|                      |   программам профильного обучения           |
|                      |---------------------------------------------|
|                      |   количество образовательных учреждений,    |
|                      |   реализующих новые государственные         |
|                      |   образовательные стандарты общего          |
|                      |   образования, включающие в себя            |
|                      |   требования к уровню подготовки            |
|                      |   выпускников различных ступеней общего     |
|                      |   образования и условия осуществления       |
|                      |   образовательной деятельности              |
|                      |---------------------------------------------|
|                      |   удельный вес численности школьников,      |
|                      |   обучающихся в системе внутришкольного     |
|                      |   дополнительного образования               |
|                      |---------------------------------------------|
|                      |   удельный вес численности занятого         |
|                      |   населения, прошедшего повышение           |
|                      |   квалификации и профессиональную           |
|                      |   переподготовку                            |
|                      |---------------------------------------------|
|                      |   удельный вес численности выпускников      |
|                      |   образовательных учреждений                |
|                      |   профессионального образования (с учетом   |
|                      |   призванных в Вооруженные Силы Российской  |
|                      |   Федерации), трудоустроившихся в течение   |
|                      |   1 года                                    |
|                      |---------------------------------------------|
|                      |   удельный вес численности выпускников      |
|                      |   учреждений профессионального              |
|                      |   образования, освоивших образовательную    |
|                      |   программу c использованием методов        |
|                      |   дистанционного обучения                   |
|                      |---------------------------------------------|
|                      |   удельный вес численности учреждений       |
|                      |   профессионального образования, имеющих    |
|                      |   доступ локальных сетей учебного           |
|                      |   назначения к глобальным информационным    |
|                      |   ресурсам                                  |
|                      |---------------------------------------------|
|                      |   доля иностранных студентов, обучающихся   |
|                      |   в российских учреждениях                  |
|                      |   профессионального образования на          |
|                      |   коммерческой основе                       |
|                      |---------------------------------------------|
|                      |   удельный вес численности российских       |
|                      |   высших учебных заведений,                 |
|                      |   аккредитованных зарубежными               |
|                      |   аккредитационными агентствами             |
|                      |---------------------------------------------|
|                      |   удельный вес численности молодежи из      |
|                      |   малообеспеченных семей, проживающей в     |
|                      |   сельских районах, поступившей в высшие    |
|                      |   учебные заведения                         |
|                      |---------------------------------------------|
|                      |   повышение рейтинга России по результатам  |
|                      |   международных обследований качества       |
|                      |   образования (PISA и др.)                  |
|                      |---------------------------------------------|
|                      |   удельный вес численности выпускников      |
|                      |   образовательных учреждений,               |
|                      |   трудоустроившихся в течение 1 года по     |
|                      |   полученной специальности, от общей        |
|                      |   численности выпускников                   |
|                      |---------------------------------------------|
|                      |   рост числа обучающихся в рамках           |
|                      |   интегрированных* учреждений общего        |
|                      |   образования                               |
|                      |---------------------------------------------|
|                      |   рост числа обучающихся в рамках           |
|                      |   интегрированных учреждений                |
|                      |   профессионального образования             |
|                      |---------------------------------------------|
|                      |   рост общего объема научно-                |
|                      |   исследовательских работ, выполненных в    |
|                      |   общенациональных* университетах и         |
|                      |   системообразующих* учебных заведениях     |
|                      |   высшего профессионального образования     |
|                      |---------------------------------------------|
|                      |   доля доходов, получаемых от               |
|                      |   предпринимательской и иной приносящей     |
|                      |   доход деятельности, в консолидированном   |
|                      |   бюджете сферы образования                 |
|                      |---------------------------------------------|
|                      |   рост привлеченных средств в сфере         |
|                      |   образования                               |
|                      |---------------------------------------------|
|                      |   увеличение удельного веса численности     |
|                      |   учащихся, проходящих обучение по          |
|                      |   программам с использованием сетевого      |
|                      |   подхода                                   |
|                      |---------------------------------------------|
|                      |   рост числа автоматизированных рабочих     |
|                      |   мест, предназначенных для работников      |
|                      |   управления в сфере образования            |
|----------------------|---------------------------------------------|
| Сроки и этапы        | - 2006 - 2010 годы.                         |
| реализации           |   На первом этапе (2006 - 2007 годы)        |
| Программы            |   предусмотрены работы, связанные с         |
|                      |   разработкой моделей развития образования  |
|                      |   по отдельным направлениям, их             |
|                      |   апробацией, а также с началом масштабных  |
|                      |   преобразований и экспериментов.           |
|                      |   На втором этапе (2008 - 2009 годы)        |
|                      |   приоритет отдается мероприятиям,          |
|                      |   направленным на закупку оборудования,     |
|                      |   инвестиции (модернизацию материальной     |
|                      |   инфраструктуры образования и другие       |
|                      |   высокозатратные работы), осуществление    |
|                      |   методического, кадрового и                |
|                      |   информационного обеспечения Программы.    |
|                      |   На третьем этапе (2010 год) реализуются   |
|                      |   мероприятия, направленные в основном на   |
|                      |   внедрение и распространение результатов,  |
|                      |   полученных на предыдущих этапах           |
|----------------------|---------------------------------------------|
| Объемы и источники   | - общий объем финансирования Программы в    |
| финансирования       |   ценах соответствующих лет составляет      |
| Программы            |   61952,35 млн. рублей, в том числе:        |
|                      |   за счет средств федерального бюджета -    |
|                      |   45335,02 млн. рублей;                     |
|                      |   за счет средств бюджетов субъектов        |
|                      |   Российской Федерации - 12501,74 млн.      |
|                      |   рублей;                                   |
|                      |   за счет внебюджетных источников -         |
|                      |   4115,58 млн. рублей                       |
|----------------------|---------------------------------------------|
| Ожидаемые конечные   | - по 60 процентам образовательных           |
| результаты           |   дисциплин будут разработаны и внедрены    |
| реализации           |   новые стандарты общего образования        |
| Программы и          |---------------------------------------------|
| показатели           |   количество программ профессионального     |
| социально-           |   образования, получивших международное     |
| экономической        |   признание, увеличится в 1,3 раза по       |
| эффективности        |   сравнению с 2005 годом                    |
|                      |---------------------------------------------|
|                      |   доля учащихся, получающих образование с   |
|                      |   использованием информационных             |
|                      |   технологий, увеличится в 1,5 раза по      |
|                      |   сравнению с 2005 годом                    |
|                      |---------------------------------------------|
|                      |   изменения в системе дополнительного       |
|                      |   образования взрослых позволят             |
|                      |   переподготовить в 1,3 раза больше         |
|                      |   граждан в возрасте 25 - 65 лет по         |
|                      |   сравнению с 2005 годом                    |
|                      |---------------------------------------------|
|                      |   прогнозируется повышение рейтинга России  |
|                      |   в международных обследованиях качества    |
|                      |   образования до уровня, являющегося        |
|                      |   средним (20-е место) для стран, входящих  |
|                      |   в Организацию экономического              |
|                      |   сотрудничества и развития (сейчас Россия  |
|                      |   занимает 30-е место)                      |
|                      |---------------------------------------------|
|                      |   доля иностранных учащихся в системе       |
|                      |   среднего и высшего профессионального      |
|                      |   образования, в том числе обучающихся на   |
|                      |   коммерческой основе, увеличится с 0,9 до  |
|                      |   1,6 процента                              |
|                      |---------------------------------------------|
|                      |   доля учащихся, поступивших в учебные      |
|                      |   заведения среднего и высшего              |
|                      |   профессионального образования по          |
|                      |   результатам единого государственного      |
|                      |   экзамена, увеличится с 40 до 90           |
|                      |   процентов                                 |
|                      |---------------------------------------------|
|                      |   доля учебных заведений, реализующих       |
|                      |   программы двухуровневого                  |
|                      |   профессионального образования,            |
|                      |   увеличится с 15 до 70 процентов           |
|                      |---------------------------------------------|
|                      |   увеличится доля средств, поступивших от   |
|                      |   коммерческих и некоммерческих             |
|                      |   организаций на финансирование             |
|                      |   образования, в общей сумме расходов на    |
|                      |   образование по сравнению с 2005 годом.    |
|                      |---------------------------------------------|
|                      |   Будет обеспечено выравнивание доступа к   |
|                      |   получению качественного образования за    |
|                      |   счет:                                     |
|                      |    распространения различных моделей        |
|                      |   образования детей старшего дошкольного    |
|                      |   возраста с целью обеспечения равных       |
|                      |   стартовых возможностей для последующего   |
|                      |   обучения в начальной школе, профильного   |
|                      |   обучения;                                 |
|                      |    создания общероссийской системы оценки   |
|                      |   качества образования и системы            |
|                      |   непрерывного* профессионального           |
|                      |   образования;                              |
|                      |    опережающего развития общенациональных   |
|                      |   университетов и системообразующих вузов   |
|                      |   как центров интеграции науки и            |
|                      |   образования для подготовки                |
|                      |   высокопрофессиональных кадров             |
----------------------------------------------------------------------

            1. Характеристика проблемы, на решение которой
                         направлена Программа

          Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей
       Программы приоритетным задачам социально-экономического
                    развития Российской Федерации

     Основным условием  усиления  политической  и  экономической  роли
России  и  повышения  благосостояния ее населения является обеспечение
роста конкурентоспособности страны. В современном мире, идущем по пути
глобализации,    способность    быстро   адаптироваться   к   условиям
международной конкуренции становится важнейшим  фактором  успешного  и
устойчивого развития.
     Главное конкурентное преимущество высокоразвитой страны связано с
возможностью  развития ее человеческого потенциала,  которая во многом
определяется состоянием  системы  образования.  Именно  в  этой  сфере
находится источник обеспечения устойчивого экономического роста страны
в средне- и долгосрочной перспективе.
     Цель политики    модернизации    образования    в   среднесрочной
перспективе состоит  в  обеспечении  конкурентоспособности  России  на
мировом  уровне.  Указанная  цель  достижима,  если  в  ближайшие годы
обеспечить  оптимальное  соотношение  затрат  и  качества   в   сферах
образования   и   науки.  Для  этого  необходимо  внедрить  в  систему
образования     новые     организационно-экономические      механизмы,
обеспечивающие   эффективное   использование   имеющихся   ресурсов  и
способствующие привлечению дополнительных средств,  повысить  качество
образования   на   основе   обновления  его  структуры,  содержания  и
технологий обучения,  привлечь в сферу  образования  квалифицированных
специалистов,  повысить  его  инновационный потенциал и инвестиционную
привлекательность.
     Задачи, направленные   на  обеспечение  качества,  доступности  и
эффективности  образования,  определены   в   Концепции   модернизации
российского  образования  на  период до 2010 года (далее - Концепция).
Применительно к периоду действия Программы они сводятся к следующему:
     развитие современной системы непрерывного образования;
     повышение качества профессионального образования;
     обеспечение доступности качественного общего образования;
     повышение инвестиционной привлекательности сферы образования;
     формирование эффективного  рынка  образовательных услуг и переход
на принципы подушевого финансирования.
     Решение этих  задач  в  2006  - 2010 годах позволит ликвидировать
следующие проблемы:
     несоответствие действующего  законодательства  целям интенсивного
развития системы образования;
     чрезмерное государственное                      регламентирование
финансово-хозяйственной деятельности  и  трудовых  отношений  в  сфере
образования   при   нехватке   средств   и  недостаточной  свободе  их
использования;
     отсутствие формируемых   вне  системы  образования  требований  к
содержанию и качеству образования;
     несоответствие ресурсного  обеспечения  сферы образования задачам
социально-экономического развития страны.
     Отдельные мероприятия,  направленные  на  решение  этих  проблем,
реализовывались в предшествующий период.
     В ходе  выполнения  Федеральной  программы развития образования в
2000  -  2005  годах  реализованы  мероприятия  и  проекты  в  области
модернизации   структуры   и  содержания  общего  и  профессионального
образования,  формирования общенациональной  системы  оценки  качества
образования,  развития  материально-технической  базы  образовательных
учреждений на  условиях  совершенствования  механизмов  финансирования
образования,     расширения     экспорта    образовательных    услуг*,
совершенствования     институциональных     механизмов      управления
образованием.
     Федеральная целевая программа  "Развитие  единой  образовательной
информационной   среды   (2001  -  2005  годы)"  создала  условия  для
поэтапного  перехода   к   новому   уровню   образования   на   основе
информационных  технологий (оснащение школ персональными компьютерами,
подключение  их  к  сети  Интернет,   создание   системы   федеральных
образовательных   порталов,   разработка  электронных  образовательных
продуктов,      переподготовка      преподавателей      в      области
информационно-коммуникационных технологий), а также для предоставления
образовательных услуг русскоязычному населению за рубежом.
     Благодаря мерам, принятым в 2001 - 2005 годах в рамках реализации
Концепции,  федеральных  целевых,  межведомственных  и   ведомственных
программ  в  сфере  образования,  была  создана база для решения новых
задач,    направленных    на    усиление    роли     образования     в
социально-экономическом развитии страны:
     приведение содержания образования,  технологий обучения и методов
оценки качества образования в соответствие с требованиями современного
общества;
     разработка механизмов  управления,  адекватных  задачам  развития
системы образования;
     создание экономических механизмов,  обеспечивающих инвестиционную
привлекательность сферы образования.
     Организационной основой   реализации   государственной   политики
Российской Федерации в  сфере  образования  должна  стать  Федеральная
целевая  программа  развития  образования на 2006 - 2010 годы (далее -
Программа),  обеспечивающая   продолжение   модернизации   российского
образования.
     Решение указанных задач достигается также благодаря использованию
системы мер по совершенствованию нормативно-правовой базы,  кадровому,
информационному   и   материально-техническому    обеспечению    сферы
образования.

           Обоснование решения проблемы программно-целевым
                               методом

     Несмотря на   ряд   позитивных   сдвигов,   произошедших  в  ходе
реализации Концепции в системе образования, пока еще нельзя говорить о
том, что процесс ее модернизации удовлетворяет общество.
     Реализация поставленных в Программе стратегических целей и  задач
требует   применения  эффективных  механизмов  и  методов  преодоления
кризисных    явлений    в     сфере     образования.     Использование
программно-целевого  метода  для  решения проблем развития образования
направлено на создание условий для максимально эффективного управления
государственными    финансами    в    соответствии    с   приоритетами
государственной политики в  сфере  образования  в  условиях  бюджетных
ограничений.
     Программа как организационная основа государственной  политики  в
сфере  образования  представляет  собой  комплекс  взаимоувязанных  по
ресурсам и срокам мероприятий,  охватывающих  изменения  в  структуре,
содержании    и    технологиях    образования,   системе   управления,
организационно-правовых формах субъектов образовательной  деятельности
и  финансово-экономических механизмах.  Автономное развитие каждого из
этих элементов не  позволит  поднять  сферу  образования  на  уровень,
соответствующий  современному  этапу социально-экономического развития
страны.
     Кроме того,  реализация мероприятий Программы носит межотраслевой
характер и направлена на все  субъекты  системы  образования,  включая
учреждения и организации,  находящиеся в ведении различных федеральных
органов исполнительной власти, органов управления субъектов Российской
Федерации   и   муниципальных  органов  управления  образованием,  что
позволит  проводить  единую  федеральную   образовательную   политику,
обеспечит решение проблемы диспропорций в развитии региональных систем
образования и формирование единого образовательного и  информационного
пространства.  Решение задач Программы невозможно осуществить в рамках
текущего финансирования,  направленного  исключительно  на  содержание
подведомственных  учреждений  высшего  профессионального образования и
частично среднего и начального профессионального образования.
     Реализация с   помощью   программно-целевого   метода   комплекса
мероприятий федерального масштаба, затрагивающих систему образования в
целом,   предусматривает   создание   централизованных  механизмов  их
координации и распространения на региональном и муниципальном уровнях,
а  также  формирование  системы  индикаторов и показателей изменений в
образовании.
     Применение программно-целевого  метода  позволит  избежать  таких
негативных последствий и рисков, как:
     неполное введение   к   2011   году  профильного  обучения  из-за
недостаточного материального, кадрового и методического обеспечения;
     перенос срока полномасштабного выпуска школьников, обучавшихся по
новым образовательным стандартам,  на 2015  и  последующие  годы,  что
негативно  повлияет на качественную структуру трудовых ресурсов страны
и    уменьшит    ее     конкурентоспособность     и     инвестиционную
привлекательность;
     замедление роста доли детей дошкольного возраста,  обучающихся по
программам предшкольного образования;
     сохранение перегрузки детей,  обучающихся  в  общеобразовательных
учреждениях,   что   крайне  отрицательно  повлияет  на  физическое  и
психологическое здоровье нации;
     перенос срока  создания  системы  непрерывного  профессионального
образования в стране и  неполная  реализация  к  2010  году  положений
Болонской  и  Копенгагенской  деклараций,  что  негативно  скажется на
положении   России   в   рейтинге   стран,   конкурентоспособных    на
международном рынке образовательных услуг;
     рост социальной напряженности, обусловленной сохранением неравной
доступности  образования  и  дифференциацией  качества образования для
различных регионов и групп населения;
     усиление деградации материальной инфраструктуры образования,  что
к  2020  году  может  потребовать  принятия  экстренных  мер   по   ее
воссозданию.
     Вместе с тем при использовании программно-целевого  метода  могут
возникнуть риски, связанные:
     с недостатками в управлении Программой;
     с неверно выбранными приоритетами развития отрасли.
     Риски, связанные с недостатками в  управлении  Программой,  могут
быть   вызваны   слабой   координацией  действий  различных  субъектов
образовательной политики (федеральные  органы  исполнительной  власти,
органы   исполнительной   власти   субъектов   Российской   Федерации,
муниципальные   органы   власти,   образовательные    организации    и
учреждения),  что  приведет  к  возникновению диспропорций в ресурсной
поддержке  реализации  намеченных   мероприятий,   их   неоправданному
дублированию и снижению эффективности использования бюджетных средств.
     Недостаточный учет результатов мониторинговых  исследований  хода
реализации  Программы  может  существенно  повлиять  на  объективность
принятия  решений  при  планировании  программных   мероприятий,   что
приведет к отсутствию их привязки к реальной ситуации.
     Ошибки при выборе механизмов управленческой коррекции программных
мероприятий  могут  привести  к недостаточной координации деятельности
заказчиков и исполнителей,  нецелевому использованию бюджетных средств
или их неэффективному расходованию.
     Риски, связанные  с  неверно  выбранными  приоритетами   развития
отрасли,  могут  быть  вызваны  изменениями государственной политики в
сфере  образования  и  последующей  внеплановой  коррекцией   частично
реализованных  мероприятий,  что  снизит  эффективность  использования
бюджетных средств.

                  Характеристика и прогноз развития
                   сложившейся проблемной ситуации

     Сравнительные преимущества   России   в   сфере   образования   и
фундаментальной науки определяются  сегодня  в  основном  потенциалом,
накопленным  в  предыдущие  десятилетия.  Начиная  с 2000 года удалось
добиться опережающего по сравнению с  общеэкономическими  показателями
увеличения затрат на образование и науку.  Это создало предпосылки для
институциональной перестройки в сфере образования,  в  первую  очередь
касающейся    модернизации    структуры    и   содержания   общего   и
профессионального   образования,   совершенствования   его   качества,
эффективности    управления    образовательной   системой,   вхождения
Российской Федерации в мировое образовательное пространство.
     Вместе с   тем   в  системе  образования  продолжают  развиваться
негативные тенденции:
     серьезное отставание  российских  школьников  от  сверстников  из
индустриально развитых стран в освоении практически  значимых  научных
представлений   и   навыков.   Социальная  дифференциация  приводит  к
существенному разрыву в подготовке детей,  семьи которых  относятся  к
различным   социальным   группам,   что  закладывает  предпосылки  для
углубления этой дифференциации в дальнейшем;
     система профессионального  образования не полностью соответствует
структуре потребностей рынка труда;
     не получила     должного     развития     система    непрерывного
профессионального образования,  что сдерживает технико-технологическое
обновление   экономики,   не   позволяет   эффективно  модернизировать
социальную сферу;
     высшее образование  слабо  интегрировано с научной деятельностью,
что  негативно  сказывается  на  качестве  подготовки  специалистов  и
одновременно снижает потенциал развития научных исследований в России;
     сложившаяся система образования  обладает  низкой  инвестиционной
привлекательностью,  что  ведет к ее ресурсному "истощению",  снижению
конкурентоспособности  российского  образования   на   мировом   рынке
образовательных услуг;
     образование перестало играть роль "социального лифта",  снизилась
образовательная  и  социальная мобильность молодежи,  ограничен доступ
детей из низкодоходных семей к качественному образованию;
     поступающие в    систему    образования    ресурсы   используются
неэффективно.   Существующая   система   образования   характеризуется
нерациональной   организацией   сети   образовательных   учреждений  с
устаревшей материально-технической и  информационной  базой.  Кадровый
состав системы образования не отвечает современным требованиям.
     Для обеспечения качественного образования, его равной доступности
для  всех  граждан  необходима  институциональная  перестройка системы
образования на основе эффективного взаимодействия образования с рынком
труда.  Экономика завтрашнего дня - это инновационная экономика знаний
и наукоемких технологий.  Для преодоления усиливающегося разрыва между
содержанием  образования,  образовательными  технологиями,  структурой
образовательной сферы,  уровнем ее  кадрового  потенциала  и  задачами
новой  экономики  необходимо  создать  механизмы,  ориентированные  не
только на внутренние социально-экономические потребности страны,  но и
на обеспечение конкурентоспособности России на мировом рынке труда.
     Ускорение темпов обновления технологий приводит  к  необходимости
разработки   адекватного   содержания  образования  и  соответствующих
методов обучения.  В условиях  стремительного  развития  и  расширения
доступности  открытых информационных сетей трансляция "готовых" знаний
перестает  быть   главной   задачей   учебного   процесса,   снижается
функциональная  значимость  и  привлекательность  традиционных методов
обучения.
     Это отставание   в   первую   очередь   выражается  в  отсутствии
адекватной   реакции   системы   профессионального   образования    на
потребности   рынка   труда.   Более   четверти   выпускников  высшего
профессионального  образования  и  около  трети  выпускников  среднего
профессионального  образования  не  трудоустраиваются  по полученной в
учебном  заведении  специальности.  Сегодняшняя   российская   система
образования  характеризуется  фактическим  отсутствием ответственности
учебных заведений за конечные результаты образовательной деятельности.
Не развиты в достаточной степени независимые формы и механизмы участия
граждан,  работодателей,   профессиональных   сообществ   в   вопросах
образовательной политики.
     Слабая интеграция  образовательной  и  научной   деятельности   в
перспективе   может  привести  к  значительному  сокращению  кадрового
потенциала научной сферы.
     Отсутствие полноценной    взаимосвязи    между   профессиональным
образованием,  научно-исследовательской и  практической  деятельностью
усиливает  несоответствие  содержания  образования  и  образовательных
технологий   современным    требованиям    и    задачам    обеспечения
конкурентоспособности   российского   образования   на  мировом  рынке
образовательных услуг.  Это негативным образом  влияет  на  готовность
российской  системы образования к интеграции в мировое образовательное
пространство.
     Проблема негибкости,   инерционности,   слабой   реакции  системы
образования на внешние факторы во многом связана с проблемой  дефицита
преподавательских и управленческих кадров необходимой квалификации.  В
силу  низкого  уровня   заработной   платы   государственная   система
образования    становится    все    менее    привлекательной    сферой
профессиональной деятельности.
     Отстающая от реальных потребностей отрасли система переподготовки
и  повышения  квалификации  тормозит  развитие  кадрового  потенциала,
способного обеспечить современное содержание образовательного процесса
и использование соответствующих образовательных технологий.
     Низкая квалификация               значительной              части
административно-управленческого персонала  не  позволяет  осуществлять
развитие системы образования на основании внедрения эффективных форм и
технологий организации и управления.
     Слабая восприимчивость традиционной системы образования к внешним
запросам  и  дефицит  квалифицированных  кадров  являются   следствием
несоответствия  действующих  в  этой сфере механизмов государственного
управления задаче создания благоприятных условий для развития  системы
образования.  В то же время недостаточно развиты механизмы привлечения
общественных  и  профессиональных  организаций  к   решению   вопросов
формирования   и   реализации  образовательной  политики.  Отсутствуют
условия для развития независимых форм оценки качества  образования,  а
также   механизмы  определения,  поддержки  и  распространения  лучших
образцов инновационной образовательной деятельности.
     Несоответствие заявляемых   целей   и  задач  преобразований  тем
результатам,  которые  достигаются  в  процессе   их   реализации,   в
значительной  степени является следствием того,  что каждый из активно
действующих  на  открытом   образовательном   пространстве   субъектов
интерпретирует эти цели и задачи по-своему.  При отсутствии Программы,
являющейся  одним  из  основных  инструментов  единой  государственной
политики  в  сфере  образования,  все  указанные противоречия не будут
устранены,  а стоящие  перед  образованием  задачи  не  найдут  своего
решения.
     Без Программы  не  будут  созданы  единые  условия  для  развития
рыночных  механизмов  в  сфере  образования,  увеличится  разрыв между
требованиями рынка труда и качеством образовательных услуг,  не  будет
реализован  принцип  равных  возможностей и доступа граждан Российской
Федерации  к  качественному   образованию,   существенно   затруднится
вхождение   России   в  Болонский  процесс  и  во  Всемирную  торговую
организацию.

           2. Основные цели и задачи Программы с указанием
            сроков и этапов ее реализации, а также целевых
                      индикаторов и показателей

                       Цели и задачи Программы

     Основной стратегической   целью  Программы  является  обеспечение
условий для удовлетворения  потребностей  граждан,  общества  и  рынка
труда    в    качественном    образовании    путем    создания   новых
институциональных  механизмов  регулирования  в   сфере   образования,
обновления    структуры    и    содержания    образования,    развития
фундаментальности  и   практической   направленности   образовательных
программ, формирования системы непрерывного образования.
     Для достижения стратегической цели должны быть  решены  следующие
стратегические задачи:
     совершенствование содержания и технологий образования;
     развитие системы обеспечения качества образовательных услуг;
     повышение эффективности управления в системе образования;
     совершенствование экономических механизмов в сфере образования.
     Каждая из задач Программы носит комплексный характер и направлена
на    реализацию    нескольких   приоритетных   направлений   развития
образовательной системы Российской Федерации, в том числе:
     развитие современной   системы   непрерывного   профессионального
образования  (обеспечивается  главным  образом  в  рамках   задач   по
совершенствованию  содержания  и  технологий  образования  и  развитию
системы обеспечения качества образовательных услуг,  совершенствованию
экономических механизмов в сфере образования);
     повышение качества профессионального образования  (реализуется  в
рамках задач по совершенствованию содержания и технологий образования,
развитию системы обеспечения качества образовательных услуг, повышению
эффективности управления в сфере образования);
     обеспечение доступности    качественного    общего    образования
(решается  в рамках задач по совершенствованию содержания и технологий
образования,  развитию системы  обеспечения  качества  образовательных
услуг, повышению эффективности управления в системе образования);
     повышение инвестиционной  привлекательности  сферы   образования,
формирование  эффективного  рынка  образовательных  услуг и переход на
принципы подушевого финансирования (обеспечиваются в рамках  задач  по
повышению  эффективности  управления и совершенствованию экономических
механизмов в сфере образования).
     Достижение стратегической  цели  и  решение  стратегических задач
Программы обеспечиваются за счет реализации программных мероприятий.

        Совершенствование содержания и технологий образования

     Решение стратегической  задачи  совершенствования  содержания   и
технологий  образования  обеспечивается за счет реализации программных
мероприятий по следующим основным направлениям:
     создание системы  образования детей старшего дошкольного возраста
с целью обеспечения равных  стартовых  возможностей  для  последующего
обучения в начальной школе;
     оптимизация нагрузки учащихся  общеобразовательных  учреждений  и
расширение возможностей дополнительного образования детей;
     введение профильного обучения в  старшей  школе,  обеспечивающего
возможность выбора учащимися индивидуального учебного плана;
     внедрение новых государственных образовательных стандартов общего
образования;
     внедрение моделей  непрерывного  профессионального   образования,
обеспечивающего     каждому    человеку    возможность    формирования
индивидуальной    образовательной    траектории    для     дальнейшего
профессионального, карьерного и личностного роста;
     введение нового   перечня   профессий,   направлений   подготовки
(специальностей)    в    сфере    профессионального    образования   и
соответствующих    государственных     образовательных     стандартов,
разработанных   в   целях   формирования   образовательных   программ,
адекватных мировым тенденциям, потребностям рынка труда и личности;
     внедрение новых    образовательных    технологий    и   принципов
организации учебного процесса,  обеспечивающих эффективную  реализацию
новых  моделей непрерывного образования,  в том числе с использованием
современных информационных и коммуникационных технологий;
     реализация системы  мер по обеспечению участия России в Болонском
и Копенгагенском процессах  с  целью  повышения  конкурентоспособности
российского   профессионального  образования  на  международном  рынке
образовательных  услуг  и  получения  возможности  участия  российских
студентов   и   выпускников   образовательных   учреждений  в  системе
международного непрерывного образования.

                     Развитие системы обеспечения
                    качества образовательных услуг

     Решение стратегической   задачи   развития   системы  обеспечения
качества  образования  достигается  за  счет  реализации   программных
мероприятий по следующим основным направлениям:
     совершенствование государственной  системы  оценки   деятельности
образовательных  учреждений  и  организаций  с  целью  обеспечения  ее
соответствия развивающейся системе образования;
     развитие новых  форм  и  механизмов  оценки  и  контроля качества
деятельности образовательных учреждений,  в том числе  с  привлечением
общественности и профессиональных объединений;
     совершенствование механизмов признания эквивалентности документов
об   образовании   с   целью  повышения  академической  мобильности  и
увеличения экспорта образовательных услуг, а также интеграции России в
мировое образовательное пространство;
     завершение эксперимента  по  введению  единого   государственного
экзамена,    итоги    которого    позволят    обеспечить   доступность
профессионального образования,  объективность вступительных испытаний,
преемственность   общего  и  профессионального  образования,  а  также
осуществление  государственного  контроля   и   управления   качеством
образования   на   основе   независимой   оценки   уровня   подготовки
выпускников;
     создание общероссийской   системы  оценки  качества  образования,
согласованной по всем уровням и  ступеням  образования,  что  в  итоге
позволит обеспечить его качество и доступность;
     совершенствование государственной    аттестации     научных     и
научно-педагогических    кадров   с   целью   повышения   качества   и
результативности  системы  подготовки  кадров  высшей  квалификации  и
обеспечения    воспроизводства   и   развития   кадрового   потенциала
образования  и  науки,  а  также  приведения  отечественных   процедур
аттестации  научных  и  научно-педагогических  кадров в соответствие с
международной практикой.

             Повышение эффективности управления в системе
                             образования

     Решение стратегической  задачи повышения эффективности управления
в сфере образования  обеспечивается  за  счет  реализации  программных
мероприятий по следующим основным направлениям:
     внедрение моделей  интегрированных  образовательных   учреждений,
реализующих  образовательные  программы различных уровней образования,
для обеспечения адекватной реакции системы  образования  на  динамично
изменяющиеся потребности личности, общества и государства;
     внедрение механизмов взаимодействия учреждений  профессионального
образования   и  работодателей,  обеспечивающих  привлечение  в  сферу
образования  дополнительных  материальных,  интеллектуальных  и   иных
ресурсов;
     выделение в   системе   высшего   профессионального   образования
общенациональных университетов и системообразующих вузов для повышения
эффективности использования интеллектуального потенциала высшей  школы
и   концентрации  материально-технических  и  финансовых  ресурсов  на
ключевых направлениях развития  российского  образования  в  интересах
государства, общества и личности;
     внедрение моделей     государственно-общественного     управления
образовательными    учреждениями    в    целях   развития   институтов
общественного  участия  в  образовательной  деятельности  и  повышения
открытости и инвестиционной привлекательности сферы образования;
     повышение эффективности   институционального    управления    при
изменении  организационно-правовых форм деятельности учебных заведений
в   целях   обеспечения   развития   экономической   самостоятельности
образовательных  учреждений,  усиления  их ответственности за конечные
результаты деятельности,  повышения  результативности  и  прозрачности
финансирования сферы образования;
     организация сетевого  взаимодействия  образовательных  учреждений
для   развития  мобильности  в  сфере  образования,  совершенствования
информационного обмена и распространения эффективных решений;
     совершенствование системы   управления   образованием  на  основе
эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в
рамках единого образовательного пространства.

          Совершенствование экономических механизмов в сфере
                             образования

     Решение стратегической  задачи  совершенствования   экономических
механизмов  в  сфере  образования  обеспечивается  за  счет реализации
программных мероприятий по следующим основным направлениям:
     внедрение новых     моделей     финансирования    образовательных
организаций всех уровней образования;
     внедрение механизмов,   способствующих   развитию   экономической
самостоятельности образовательных организаций (учреждений);
     реализация комплекса   мероприятий  по  повышению  инвестиционной
привлекательности   сферы    образования,    способствующих    притоку
инвестиций,  а также финансовых, материальных, интеллектуальных и иных
ресурсов в систему образования.

                  Сроки и этапы реализации Программы

     Сроки реализации Программы - 2006 - 2010 годы.
     На первом   этапе   реализации   Программы  (2006  -  2007  годы)
предусмотрено  проведение  работ,  связанных  с  разработкой   моделей
развития образования по отдельным направлениям, их апробацией, а также
с началом масштабных преобразований и экспериментов.
     На втором   этапе   (2008   -   2009   годы)  приоритет  отдается
осуществлению мероприятий,  которые предполагают закупку оборудования,
инвестиции  (модернизацию  материальной  инфраструктуры  образования и
другие  высокозатратные  работы),  а  также  методическое,   кадровое,
информационное  обеспечение  мероприятий  Программы,  направленных  на
решение задач развития системы образования.
     На третьем этапе (2010 год) предусмотрена реализация мероприятий,
направленных в основном на внедрение  и  распространение  результатов,
полученных на предыдущих этапах.
     На каждом   из   этапов   планируется   изменение    показателей,
характеризующих   ход   реализации   Программы   по  годам  и  влияние
программных мероприятий на состояние системы образования.
     За счет  средств  федерального бюджета,  выделяемых на реализацию
Программы,  не планируется создание новых образовательных учреждений и
организаций.   Поставка   товаров  (работ,  услуг)  предусмотрена  для
существующих  образовательных  учреждений   (организаций),   а   также
образовательных   учреждений   (организаций),   образуемых  по  итогам
оптимизации образовательной сети (реорганизации и т.д.).
     В результате  реализации  Программы будет обеспечено выравнивание
доступа к получению качественного образования  всех  уровней  за  счет
введения   образования   для   детей  старшего  дошкольного  возраста,
профильного обучения,  создания общероссийской системы оценки качества
образования,  системы  непрерывного  профессионального образования,  а
также   опережающего   развития   общенациональных   университетов   и
системообразующих вузов как центров интеграции науки и образования для
подготовки высокопрофессиональных кадров.

                Целевые индикаторы и показатели оценки
                      хода реализации Программы

     Для оценки  эффективности  и  результативности   решения   задач,
определенных  Программой,  предлагается  система  целевых показателей,
характеризующих  ход  реализации  Программы,   которая   приведена   в
приложении N 1.
     Система целевых   индикаторов   и   показателей    по    основным
направлениям   деятельности  в  рамках  задач  Программы  приведена  в
приложении N 2.

                  3. Перечень мероприятий Программы

     Перечень мероприятий   Программы   (без   учета   государственных
капитальных вложений) приведен в приложении N 3.  Расчет потребности в
ресурсном обеспечении,  необходимом для реализации Программы,  основан
на   оценке   объемов  средств,  необходимых  для  реализации  каждого
мероприятия в рамках решаемых Программой задач.
      Перечень строек    и    объектов   для   государственных   нужд,
финансируемых  за  счет   средств,   предусмотренных   на   реализацию
Программы, приведен в приложении N 4.

           4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы

     Сводные данные  по  расчету  потребности в ресурсном обеспечении,
необходимом  для  реализации  Программы,   по   задачам   (без   учета
государственных капитальных вложений) приведены в таблице 1.

                                                             Таблица 1

                            Сводные данные
     по расчету потребности в ресурсном обеспечении, необходимом
                 для реализации Программы, по задачам
           (без учета государственных капитальных вложений)

                            (млн. рублей, в ценах соответствующих лет)
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|     Задачи              | Источники      |            |    Объем финансирования                                       |
|                         | финансирования |            |                                                               |
|-------------------------|----------------|------------|---------------------------------------------------------------|
|                         |                | 2006-2010  |               в том числе                                     |
|                         |                | годы -     |---------------------------------------------------------------|
|                         |                | всего      |  2006 год  |  2007 год  |  2008 год  | 2009 год  |  2010 год  |
|-------------------------|----------------|------------|------------|------------|------------|-----------|------------|
| 1.Совершенствование     | федеральный    |  11466,05  |   1134,06  |   1871,48  |  2186,34   |  2442,2   |  3831,97   |
| содержания и            | бюджет         |            |            |            |            |           |            |
| технологий образования  |----------------|------------|------------|------------|------------|-----------|------------|
|                         | другие         |  5389,54   |   660,86   |   858,14   |  1126,66   | 1251,91   |  1491,97   |
|                         | источники      |            |            |            |            |           |            |
|-------------------------|----------------|------------|------------|------------|------------|-----------|------------|
| 2. Развитие системы     | федеральный    |  4799,66   |    837,7   |   966,84   |   376,43   | 1223,95   |  1394,74   |
| обеспечения             | бюджет         |            |            |            |            |           |            |
| качества                |----------------|------------|------------|------------|------------|-----------|------------|
| образовательных услуг   | другие         |  1468,95   |   280,37   |   290,04   |   112,92   |  367,19   |   418,43   |
|                         | источники      |            |            |            |            |           |            |
|-------------------------|----------------|------------|------------|------------|------------|-----------|------------|
| 3. Повышение            | федеральный    |  14394,58  |   1206,75  |   2215,73  |  4203,21   | 3450,01   |  3318,88   |
| эффективности           | бюджет         |            |            |            |            |           |            |
| управления в системе    |----------------|------------|------------|------------|------------|-----------|------------|
| образования             | другие         |  4241,46   |    285,1   |    664,7   |  1260,99   | 1035,02   |   995,65   |
|                         | источники      |            |            |            |            |           |            |
|-------------------------|----------------|------------|------------|------------|------------|-----------|------------|
| 4.Совершенствование     | федеральный    |  2839,73   |   621,49   |   544,02   |   507,5    |  647,92   |   518,8    |
| экономических           | бюджет         |            |            |            |            |           |            |
| механизмов в            |----------------|------------|------------|------------|------------|-----------|------------|
| сфере образования       | другие         |   825,82   |   160,32   |   163,19   |   152,3    |  194,35   |   155,66   |
|                         | источники      |            |            |            |            |           |            |
|-------------------------|----------------|------------|------------|------------|------------|-----------|------------|
| Всего                   | федеральный    |  33500,02  |    3800    |   5598,07  |  7273,48   | 7764,08   |  9064,39   |
|                         | бюджет         |            |            |            |            |           |            |
|                         |----------------|------------|------------|------------|------------|-----------|------------|
|                         | другие         |  11925,77  |   1386,65  |   1976,07  |  2652,87   | 2848,47   |  3061,71   |
|                         | источники      |            |            |            |            |           |            |
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

     За счет    средств    государственных    капитальных     вложений
финансируются  мероприятия  Программы по реконструкции и строительству
федеральных образовательных учреждений высшего,  среднего и начального
профессионального   образования,  не  обеспеченных  в  соответствии  с
нормативами  необходимыми  учебно-лабораторными   и   вспомогательными
площадями,     а     также    объектов    социальной    направленности
(учебно-спортивные    корпуса,    спортивные    площадки,    стадионы,
студенческие    базы    отдыха,    профилактории   и   общежития   для
университетских комплексов).
     Целью реконструкции  и  строительства  объектов   образовательных
учреждений  являются  обеспечение  доступности  получения образования,
улучшение  качества  образования,  сохранение  и  улучшение   здоровья
обучающихся.
     Сводные данные по необходимому ресурсному  обеспечению  Программы
по  направлению  финансирования "Государственные капитальные вложения"
за счет средств различных источников приведены в таблице 2.

                                                             Таблица 2

                            Сводные данные
           по необходимому ресурсному обеспечению Программы
      по направлению финансирования "Государственные капитальные
            вложения" за счет средств различных источников

                            (млн. рублей, в ценах соответствующих лет)
------------------------------------------------------------------------------------------------
| Источник       |                     Объем финансирования                                    |
| финансирования |                                                                             |
|----------------|-----------------------------------------------------------------------------|
|                | 2006-2010   |                   в том числе                                 |
|                |   годы -    |                                                               |
|                |   всего     |                                                               |
|----------------|-------------|---------------------------------------------------------------|
|                |             | 2006 год  |  2007 год   |  2008 год  |  2009 год |  2010 год  |
|----------------|-------------|-----------|-------------|------------|-----------|------------|
| Всего          |  16526,55   | 4298,54   |  2786,83    |  2814,49   |   3009,68 |  3617,01   |
|----------------|-------------|-----------|-------------|------------|-----------|------------|
| в том числе    |             |           |             |            |           |            |
| федеральный    |   11835     |  4047,7   |  1920,37    |  2027,39   |    2072   |  1767,54   |
| бюджет         |             |           |             |            |           |            |
|----------------|-------------|-----------|-------------|------------|-----------|------------|
| другие         |  4691,55    |  250,84   |  866,46     |  787,1     |  937,68   |  1849,47   |
| источники      |             |           |             |            |           |            |
------------------------------------------------------------------------------------------------

     Разработка и  реализация инновационных проектов Программы требуют
значительного   научного    обеспечения,    финансирование    которого
осуществляется  целевым образом в пределах финансирования мероприятий,
предусмотренных Программой.  Размер  финансирования  за  счет  средств
федерального бюджета научно-исследовательских и опытно-конструкторских
работ,  предусмотренных Программой,  составляет 2347,62  млн.  рублей.
Тематика   научно-исследовательских  и  опытно-конструкторских  работ,
выполняемых  в  рамках  Программы,  ориентирована  на   два   основных
направления - опережающие научные исследования по проектам, реализация
которых запланирована в рамках Программы,  и решение комплекса научных
проблем,  которые  будут  выявлены  в  результате реализации отдельных
мероприятий Программы.
     Сводные данные  по  необходимому ресурсному обеспечению Программы
по    направлению    финансирования    "Научно-исследовательские     и
опытно-конструкторские  работы"  за  счет средств различных источников
приведены в таблице 3.

                                                             Таблица 3

                            Сводные данные
           по необходимому ресурсному обеспечению Программы
       по направлению финансирования "Научно-исследовательские
      и опытно-конструкторские работы" за счет средств различных
                              источников

                            (млн. рублей, в ценах соответствующих лет)
------------------------------------------------------------------------------------------------
| Источник       |                     Объем финансирования                                    |
| финансирования |                                                                             |
|----------------|-----------------------------------------------------------------------------|
|                | 2006-2010   |                   в том числе                                 |
|                |   годы -    |                                                               |
|                |   всего     |                                                               |
|----------------|-------------|---------------------------------------------------------------|
|                |             | 2006 год  |  2007 год   |  2008 год  |  2009 год |  2010 год  |
|----------------|-------------|-----------|-------------|------------|-----------|------------|
| Всего          |  2640,3     |   253,15  |     956,22  |    593,58  |   452,01  |    385,34  |
|----------------|-------------|-----------|-------------|------------|-----------|------------|
| в том числе    |             |           |             |            |           |            |
| федеральный    | 2347,62     |    200    |     886,36  |    542,18  |   388,35  |    330,73  |
| бюджет         |             |           |             |            |           |            |
|----------------|-------------|-----------|-------------|------------|-----------|------------|
| другие         |  292,68     |   53,15   |     69,86   |     51,4   |    63,66  |    54,61   |
| источники      |             |           |             |            |           |            |
------------------------------------------------------------------------------------------------

     Объемы финансирования   мероприятий   Программы    по    основным
направлениям финансирования приведены в приложении N 5.
     На начальном этапе реализации Программы предусмотрены в  основном
работы,  связанные  с  разработкой  моделей  развития  образования  по
отдельным направлениям,  их апробацией,  а также с началом  масштабных
преобразований  и  экспериментов.  На  последующих  этапах планируются
мероприятия,  которые предполагают  значительные  вложения  в  закупку
оборудования и модернизацию материальной инфраструктуры образования. В
последние  годы  реализации   Программы   предусмотрены   мероприятия,
направленные  в  основном  на внедрение и распространение результатов,
полученных на предыдущих этапах.
      Финансирование мероприятий Программы планируется осуществлять за
счет  средств  федерального  бюджета  и  средств  бюджетов   субъектов
Российской  Федерации  в  порядке  софинансирования  с соответствующим
оформлением нормативными актами субъектов  Российской  Федерации.  При
этом  субъекты  Российской  Федерации  могут разрабатывать собственные
региональные программы,  финансируемые за счет средств своих бюджетов,
с  аналогичным  названием  и  применением классификационных признаков,
применяемых для Программы,  или отдельные  региональные  проекты.  Для
реализации   Программы   привлекаются   также   средства  внебюджетных
источников.
      Общий объем финансирования Программы в ценах соответствующих лет
составляет  61952,35  млн.  рублей,  в   том   числе   по   источникам
финансирования:
      за счет средств федерального бюджета - 45335,02 млн. рублей;
      за счет   средств  бюджетов  субъектов  Российской  Федерации  -
12501,74 млн. рублей;
      за счет средств внебюджетных источников - 4115,58 млн. рублей. В
качестве внебюджетных  источников  будут  привлечены  средства  вузов,
спонсорская поддержка, средства международных организаций (в том числе
Всемирного  банка,  Международного  банка  реконструкции  и  развития,
некоммерческих фондов и т.д.).

                   5. Механизм реализации Программы

     Государственным заказчиком  -  координатором  Программы  является
Министерство образования и науки Российской Федерации.
     Государственный заказчик - координатор:
     разрабатывает в пределах своих  полномочий  нормативные  правовые
акты, необходимые для реализации Программы;
     подготавливает ежегодно доклад о ходе реализации Программы;
     подготавливает ежегодно  в  установленном  порядке предложения по
уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год,
уточняет   затраты  по  программным  мероприятиям,  а  также  механизм
реализации Программы;
     разрабатывает перечень  целевых показателей для контроля за ходом
реализации Программы;
     несет ответственность  за своевременную и качественную подготовку
и  реализацию  Программы,   обеспечивает   эффективное   использование
средств, выделяемых на ее реализацию;
     организует внедрение информационных технологий в целях управления
реализацией Программы и контроля за ходом программных мероприятий;
     осуществляет координацию деятельности государственных  заказчиков
по подготовке и реализации программных мероприятий, а также по анализу
и рациональному использованию средств федерального бюджета  и  средств
внебюджетных источников;
     утверждает положение об управлении Программой.
     В целях   привлечения   общественности  к  управлению  Программой
государственным    заказчиком-координатором    Программы     создается
научно-координационный  совет Программы.  В его состав входят ученые и
специалисты     в     соответствующих     областях,      представители
предпринимательского сообщества, общественных, в том числе молодежных,
объединений,     а      также      представители      государственного
заказчика-координатора,  государственных заказчиков Программы и других
органов исполнительной власти.
     Регламент работы  научно-координационного  совета Программы и его
персональный состав утверждаются  Министерством  образования  и  науки
Российской  Федерации.  Председателем  научно-координационного  совета
является Министр образования и науки Российской Федерации.
     Основными задачами   научно-координационного   совета   Программы
являются:
     рассмотрение тематики программных мероприятий;
     рассмотрение материалов о ходе реализации программных мероприятий
и  предоставление  рекомендаций по их уточнению,  а также рассмотрение
итогов реализации Программы;
     выявление научных,  технических  и организационных проблем в ходе
реализации Программы и разработка предложений по их решению.
     Для текущего  управления Программой может быть создана дирекция в
виде государственного учреждения или  в  иной  организационно-правовой
форме.
     Государственными заказчиками   Программы   являются   Федеральное
агентство   по   образованию   и  Федеральное  агентство  по  науке  и
инновациям.
     Федеральное агентство по образованию:
     подготавливает предложения по  формированию  перечня  программных
мероприятий;
     проводит мониторинг    результатов     реализации     программных
мероприятий;
     организует независимую  оценку  показателей  результативности   и
эффективности   программных   мероприятий,   их  соответствия  целевым
показателям;
     ведет ежеквартальную отчетность о реализации Программы;
     осуществляет отбор на  конкурсной  основе  исполнителей  работ  и
услуг,   а   также   поставщиков  продукции  по  каждому  программному
мероприятию;
     подписывает соглашения   (договоры)   о  намерениях,  заключенные
государственным заказчиком и организациями  в  отношении  мероприятий,
предусматривающих   финансирование   за   счет   средств  внебюджетных
источников;
     организует размещение  в  электронном  виде на сайте Федерального
агентства по образованию информации о ходе  и  результатах  реализации
Программы,   финансировании   программных   мероприятий,   привлечении
внебюджетных средств,  проведении конкурсов на размещение  заказов  на
поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных
нужд;
     с учетом  выделяемых  на  реализацию  Программы  средств ежегодно
уточняет целевые показатели и затраты по программным  мероприятиям,  а
также механизм реализации Программы и состав исполнителей.
     Федеральное агентство по науке и инновациям:
     подготавливает предложения о реализации проектов,  обеспечивающих
проведение  предусмотренных  Программой   научно-исследовательских   и
опытно-конструкторских   работ,   организует   проведение  независимой
экспертизы  их  результатов  и  подготавливает  отчет  о   результатах
указанных работ;
     подготавливает предложения  и  участвует  в   уточнении   целевых
показателей реализации программных мероприятий;
     подготавливает предложения   по   совершенствованию    механизмов
реализации Программы.
     Мероприятия по сопровождению реализации Программы  осуществляются
за счет средств, выделяемых на реализацию Программы, и включают в себя
методическое,  организационно-техническое и  экспертное  сопровождение
реализации  Программы  (экспертиза  проектов  и экспертиза результатов
выполнения проектов), а также контроль за ходом выполнения Программы.
     Отбор поставщиков  товаров  (работ,  услуг)  в  рамках  Программы
осуществляется в соответствии с Федеральным законом  "О  конкурсах  на
размещение  заказов  на поставки товаров,  выполнение работ,  оказание
услуг для государственных нужд".
     Отбор получателей   товаров   (работ,   услуг)  осуществляется  в
соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации на  основании
творческих  конкурсов,  которые  организуются  с целью отбора наиболее
перспективных  образовательных  учреждений  и   организаций,   готовых
осуществлять    собственные   проекты   по   реализации   приоритетных
направлений развития образовательной системы Российской Федерации.
     Получателями товаров   (работ,   услуг)   могут   выступать   как
подведомственные Министерству образования и науки Российской Федерации
учреждения   и   организации,  так  и  находящиеся  в  ведении  других
федеральных  органов  исполнительной  власти,   субъектов   Российской
Федерации   и   муниципальных   образований,  осуществляющие  проекты,
направленные на реализацию федеральной политики  в  сфере  образования
(сохранение  единого  образовательного и информационного пространства,
выравнивание   доступа   к   качественному    образованию,    создание
общероссийской  системы  оценки  качества образования,  введение новых
образовательных стандартов  на  всех  уровнях  образования,  внедрение
новых    организационно-правовых    форм,   экономических   и   других
институциональных механизмов управления в сфере образования,  создание
системы непрерывного профессионального образования и другие).
     В рамках реализации мероприятий  Программы  не  предусматривается
поддержка   субъектов   Российской   Федерации,  осуществляемая  путем
субсидий и субвенций.
     Передача материально-технических ресурсов,  приобретенных за счет
средств   федерального   бюджета,   государственным    образовательным
учреждениям,  находящимся  в  ведении субъектов Российской Федерации и
муниципальных образований,  осуществляется государственным  заказчиком
по акту приема-передачи между государственным заказчиком,  поставщиком
(исполнителем) и получателем товаров (работ, услуг).

           6. Оценка социально-экономической эффективности
                         реализации Программы

     Социальная эффективность   реализации  Программы  определяется  с
помощью  системы  показателей  и  индикаторов,  отражающих   следующие
стратегические   приоритеты   развития  страны,  связанные  со  сферой
образования:
     формирование эффективного      человеческого      капитала      и
профессиональных   кадровых   ресурсов,    обладающих    квалификацией
необходимого уровня;
     содействие развитию институтов гражданского  общества  в  системе
образования и в стране в целом;
     обеспечение динамичного  и  устойчивого  роста   качества   жизни
населения.
     При выборе показателей и  индикаторов  используются  достоверные,
сравнимые и доступные данные.
     Социальные эффекты реализации Программы оцениваются по  следующим
направлениям:
     а) повышение качества общего образования:
     выравнивание возможностей учащихся (увеличение количества детей в
возрасте 5-6 лет,  получающих дошкольное образование в соответствии  с
практикой   развитых   стран,  уменьшение  количества  неуспевающих  и
второгодников в начальной школе);
     повышение функциональной          грамотности         выпускников
общеобразовательной   школы   (рост   уровня    грамотности    чтения,
математической  грамотности,  естественно-научной грамотности учащихся
(повышение рейтинга PISA));
     б) улучшение   социальной   ориентации   учащихся   и  достижение
социального равенства в получении образования:
     профилирование школьного   образования   (увеличение   количества
учащихся, занимающихся по профилированным программам);
     увеличение количества учащихся с предпрофильной подготовкой;
     снижение различий между городским  и  сельским  образованием  (по
результатам единого государственного экзамена);
     расширение возможности    получения    образования    детьми    с
ограниченными  возможностями  (увеличение  количества  детей указанной
категории, получивших общее среднее или профессиональное образование);
     расширение возможности  получения  дополнительного  образования в
соответствии с запросами населения (увеличение количества  учащихся  в
возрасте   до   15  лет,  обучающихся  по  программам  дополнительного
образования);
     увеличение количества   молодежи,   занятой   в  сфере  экономики
(увеличение количества трудоустроенных  или  перешедших  на  следующую
ступень  образования  выпускников  учебных  заведений  со специальными
образовательными программами);
     обеспечение доступности    образования   (уменьшение   количества
несовершеннолетних   в   возрасте   8-15   лет,   не   обучающихся   в
образовательных учреждениях, увеличение количества молодежи в возрасте
до 22  лет,  получившей  среднее  образование,  увеличение  количества
учащихся и студентов, получающих стипендии по адресному принципу);
     увеличение количества учащихся  в  возрасте  17-18  лет,  успешно
завершивших полное среднее образование;
     в) повышение конкурентоспособности профессионального образования:
     повышение роли работодателей в подготовке профессиональных кадров
(увеличение  количества  учреждений  начального,  среднего  и  высшего
профессионального  образования,  прошедших  экспертизу образовательных
программ,    проводимую    работодателями,    а    также    учреждений
профессионального образования, перешедших на образовательные стандарты
нового   поколения,   разработанные   при    участии    работодателей,
общественных и профессиональных объединений);
     увеличение количества  молодежи,  занятой  в   различных   сферах
экономики  (уменьшение  количества  безработных в возрасте 16-29 лет и
среди  выпускников   учреждений   начального,   среднего   и   высшего
профессионального   образования,   уменьшение  количества  выпускников
учреждений  среднего  профессионального  образования   и   вузов,   не
получивших работу в течение 6 месяцев после окончания учебы);
     увеличение количества молодежи,  обучавшейся  на  первой  ступени
высшего   профессионального   образования,   включившейся  в  активную
трудовую деятельность;
     увеличение количества     людей,     получающих    дополнительное
(послевузовское) образование,  участвующих в программах переподготовки
и повышения квалификации;
     г) интеграция   в   европейское   образовательное   пространство,
повышение мобильности профессионального образования,  рост экспортного
потенциала образования:
     расширение сотрудничества   с  европейскими  странами  в  области
обеспечения  качества  образования   (увеличение   количества   вузов,
прошедших   институциональную   и  специализированную  аккредитацию  и
внедривших  системы  управления  качеством  на  основе  международного
стандарта);
     введение системы,  обеспечивающей сопоставимость дипломов,  путем
внедрения легко сравнимых степеней,  болонских студенческих документов
(Европейский   табель   курсов,   приложения   к   диплому    (Diploma
Supplement)),  кредитов  ECTS  в  накопительно-переводном  "формате"),
увеличение количества вузов, использующих эти инструменты;
     увеличение количества    вузов,   соответствующих   международным
требованиям (имеющих валидизацию);
     рост академической   мобильности   студентов,   академического  и
административного персонала (увеличение  количества  выданных  ссуд  и
грантов   для   финансового   обеспечения   академической  мобильности
студентов  и  преподавателей,  увеличение  числа  граждан   Российской
Федерации в возрасте до 30 лет, участвующих в международных обменах);
     рост экспорта образовательных  услуг  (увеличение  числа  граждан
других   государств,   обучающихся   в  учреждениях  профессионального
образования Российской Федерации);
     д) повышение эффективности финансирования образования:
     сокращение числа  учебных  заведений,  учебно-материальная   база
которых требует капитального ремонта или которые находятся в аварийном
состоянии;
     рост инвестиций,  направляемых  на модернизацию основных фондов и
прирост  нефинансовых  активов  в  области  образования   (рост   доли
негосударственных  фондов  в  финансировании  образования,  увеличение
расходов  на  образование  за  счет  средств  всех  источников,   рост
удельного    веса   финансирования   образования   за   счет   средств
негосударственных источников в общем объеме финансирования, рост числа
крупных  инвестиционных проектов,  удельный вес расходов по которым за
счет средств негосударственных источников выше 10 процентов);
     обновление учебно-материальной    базы   учреждений   образования
(увеличение  удельного  веса   учебных   расходов   в   общем   объеме
финансирования    образования,    увеличение   числа   образовательных
учреждений,    имеющих     учебно-лабораторную,     компьютерную     и
технологическую   базу,   соответствующую  современным  требованиям  и
нормам);
     расширение системы программно-целевого финансирования образования
(рост числа регионов,  финансирующих развитие  образования  на  основе
среднесрочных  и  долгосрочных  целевых программ,  рост удельного веса
федеральных  образовательных  учреждений,  финансируемых   на   основе
среднесрочных и долгосрочных целевых программ);
     е) расширение социального партнерства и  использование  следующих
принципов в управлении образованием:
     развитие общественно-гражданских форм управления в системе общего
образования  (увеличение  удельного  веса  образовательных учреждений,
имеющих попечительские, управляющие общественные советы);
     развитие общественно-гражданских   форм   управления   в  системе
профессионального    образования    (увеличение    доли     учреждений
профессионального         образования,        имеющих        институты
общественно-гражданского участия в управлении образованием);
     развитие общественно-гражданских   форм   управления  в  системах
регионального  образования  (увеличение   удельного   веса   субъектов
Российской   Федерации,   имеющих  общественно-гражданские  институты,
участвующие в управлении образованием);
     развитие системы             общественной             экспертизы,
государственно-общественных  консультаций,  общественного  мониторинга
состояния  и  развития  образования  (доля  органов  власти  субъектов
Российской Федерации,  использующих процедуры  общественно-гражданской
экспертизы образовательных программ и проектов,  систем консультаций в
образовании,  доля  субъектов  Российской  Федерации,   осуществляющих
мониторинг  развития  образования  и  представляющих данные в открытый
доступ,   доля   федеральных   учреждений    образования,    регулярно
представляющих отчеты в открытый доступ).
     В результате  реализации  мероприятий  Программы   предполагается
обеспечить следующие отсроченные социально-экономические эффекты:
     а) на федеральном уровне:
     повышение конкурентоспособности и эффективности экономики России,
обусловленное повышением качества человеческого капитала, более полным
удовлетворением   потребностей   интенсивно  развивающейся  экономики,
повышением эффективности использования трудовых ресурсов;
     повышение эффективности  использования  бюджетных средств в сфере
образования за счет создания эффективной системы обеспечения  качества
образовательных      услуг,      широкого      включения     в     нее
общественно-государственных структур и профессиональных объединений;
     ускорение оборачиваемости средств федерального бюджета;
     повышение уровня   образовательной   информации,   ее   качества,
прозрачности и доступности для всех заинтересованных сторон;
     введение новых форм управления в системе образования;
     модернизацию технологической    и    социальной    инфраструктуры
образования;
     реструктуризацию системы подготовки специалистов всех уровней;
     увеличение объемов и  структуры  экспорта  образовательных  услуг
российской системы образования;
     повышение удельного веса российского образования на мировом рынке
образовательных услуг;
     снижение ресурсоемкости конечного результата деятельности в сфере
образования;
     б) на уровне образовательных учреждений (организаций):
     увеличение количества                       инновационно-активных
научно-образовательных комплексов и сетевых образовательных структур;
     рост негосударственного финансирования образовательных программ;
     улучшение финансового   состояния   и   повышение   эффективности
деятельности    организаций    сферы    образования,    сохранение   и
поступательное развитие их инновационного потенциала;
     увеличение доли    нематериальных    активов,    находящихся    в
хозяйственном обороте,  укрепление связей и расширение взаимовыгодного
сотрудничества в сферах образования, науки и производства;
     в) в сфере социальной привлекательности образования:
     расширение возможностей профессиональной самореализации молодежи;
     повышение спроса  на  квалифицированные  кадры,  оптимизация   их
возрастной структуры;
     повышение уровня доходов работников сферы образования;
     предотвращение оттока   перспективных   педагогических  кадров  в
другие государства и отрасли;
     сохранение и   развитие   системы   подготовки  квалифицированных
научно-технических кадров;
     г) в бюджетной сфере:
     концентрация средств    федерального    бюджета    на    развитии
системообразующих "точек роста" в сфере образования;
     повышение прозрачности и результативности  бюджетных  расходов  в
сфере образования;
     содействие развитию   различных   организационно-правовых    форм
образовательных организаций;
     повышение уровня  внебюджетного   софинансирования   образования,
обеспечение дополнительных налоговых поступлений.

     Примечание. Определения терминов, отмеченных значком "*", указаны
в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006
-  2010  годы,  утвержденной  распоряжением  Правительства  Российской
Федерации от 3 сентября 2005 г. N 1340-р.


                                                        Приложение N 1

                                       к Федеральной целевой программе
                              развития образования на 2006 - 2010 годы

                     Система целевых показателей,

Страницы: 1  2  3  4  5  


Оглавление


Печать
РАЗМЕСТИТЬ БЕСПЛАТНО:

2003 - 2020 © НДП "Альянс Медиа"
Рейтинг@Mail.ruRambler's Top100