ИННОВАЦИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ГРАНТЫ, ТЕХНОЛОГИИ, ПАТЕНТЫ
www.innovbusiness.ru

Печать

Страницы: 1  2  



                БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ЭФФЕКТИВНОГО НАДЗОРА
                     ЗА БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

                                ПИСЬМО

           БАЗЕЛЬСКИЙ КОМИТЕТ ПО БАНКОВСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ


                      (ББ 98-21, 22, 24-26, 28)




     1. Ослабление банковской системы любой страны,  как развитой, так
и развивающейся,  представляет угрозу финансовой  стабильности  как  в
данной стране,   так  и  за  ее  пределами.  Необходимость  укрепления
финансовой системы  становится  проблемой,  привлекающей  все  большее
внимание во всем мире. В Коммюнике по итогам встречи "большой семерки"
в Лионе в июне 1996 г.  содержится призыв  к  активным  мерам  в  этой
области. Поиском  путей  укрепления  финансовой стабильности в мировом
масштабе в последнее время занимается ряд официальных органов,  в  том
числе Базельский  комитет  по банковскому надзору,  Банк международных
расчетов, Международный валютный фонд и Всемирный банк.
     2. Базельский  комитет по банковскому регулированию (сноска 1) на
протяжении многих лет работает в этой области как непосредственно, так
и путем  контактов  с органами банковского регулирования во всем мире.
На протяжении последних полутора лет изучались возможности  укрепления
пруденциального банковского  надзора  во  всех  странах путем развития
сотрудничества со  странами,  не  входящими  в  "десятку",   а   также
укрепления пруденциального  надзора  в  странах  - членах Комитета.  В
частности, Комитет подготовил для распространения два документа:
     - перечень  Базовых  принципов  эффективного  банковского надзора
(Базельские принципы), применимых как в странах, входящих в "десятку",
так и в странах - членах Комитета (прилагается);
     - периодически  обновляемый  Сборник  существующих  рекомендаций,
установок и   стандартов   Базельского  комитета,  многие  из  которых
корреспондируют с Базельскими принципами.

     Сноска 1  -  Базельский  комитет  по  банковскому   регулированию
является комитетом  органов банковского надзора,  основанным в 1975 г.
председателями центральных   банков   десяти   промышленно    развитых
европейских стран.  В  него  входят руководители инстанций банковского
надзора и  центральных  банков  Бельгии,  Канады,  Франции,  Германии,
Италии, Люксембурга,  Нидерландов, Швеции, Швейцарии, Великобритании и
США. Его заседания обычно проходят в Банке  международных  расчетов  в
Базеле, где расположен его постоянный Секретариат.

     3. При  разработке Принципов Базельский комитет тесно сотрудничал
с органами банковского надзора стран,  не входящих в  "десятку".  Этот
документ подготовлен при участии членов Базельского комитета,  а также
представителей Чили,  Китая,  Чешской Республики,  Гонконга,  Мексики,
России и Таиланда.  Помощь в этой работе оказывали также девять других
стран (Аргентина,  Бразилия,   Венгрия,   Индия,   Индонезия,   Корея,
Малайзия, Польша  и  Сингапур).  Кроме того,  при подготовке документа
проводились консультации с многочисленными  представителями  надзорных
органов -  как  непосредственно,  так и через ряд региональных органов
надзора.
     4. Базельские  базовые  принципы представляют собой двадцать пять
основных принципов,  обеспечивающих  эффективность  системы   надзора.
Принципы определяют:

                                                Номер принципа

     Условия, необходимые         для                  1
     эффективного банковского надзора

     Лицензирование и структура                       2-5

     Пруденциальные требования      и                 6-15
     пруденциальное регулирование

     Методика текущего    банковского                16-20
     регулирования

     Требования по      представлению                  21
     информации

     Полномочия надзорных инстанций                    22

     Международные         банковские                23-25
     операции

     В дополнение к изложению Принципов документ содержит  разъяснения
по методам их внедрения органами надзора.
     5. Национальным органам надзора следует  применять  принципы  при
осуществлении надзора  за  деятельностью всех банковских организаций в
рамках данной  юрисдикции  (сноска  2).  Принципы  представляют  собой
минимальные требования   и  в  некоторых  случаях  требуют  дополнения
другими мерами,  соответствующими  конкретным   условиям   и   рискам,
существующим в финансовой сфере отдельных стран.

     Сноска 2  -  В  странах,  где  небанковские  учреждения оказывают
услуги, близкие по своей природе к банковским,  многие  из  принципов,
содержащихся в  этом документе,  могут применяться и в отношении таких
небанковских учреждений.

     6. Базельские   принципы   призваны   служить    основополагающим
документом для  органов  банковского  надзора и других государственных
органов во всех странах.  Национальным  органам  банковского  надзора,
многие из   которых  ищут  возможности  для  укрепления  существующего
надзорного режима, рекомендуется использовать прилагаемый документ для
пересмотра своей   надзорной  деятельности  и  разработки  специальной
программы преодоления недостатков,  насколько это возможно в рамках их
полномочий. Принципы   разработаны   таким  образом,  что  могут  быть
проверены на  практике  органами  банковского  надзора,  региональными
консультационными группами,  а  также  по  большому  счету  -  рынком.
Базельский комитет наряду с  другими  заинтересованными  организациями
будет  наблюдать  за  успехами отдельных стран по внедрению Принципов.
Международному   валютному   фонду,   Всемирному   банку   и    другим
заинтересованным  организациям  предлагается использовать Принципы при
оказании отдельным странам помощи в укреплении их надзорных органов  в
русле усилий, направленных на достижение всеобщей макроэкономической и
финансовой стабильности.  Состояние дел по внедрению  Принципов  будет
обсуждаться  на  Международной  конференции  по  банковскому надзору в
октябре 1998 г. (и впоследствии каждые два года).
     7. Органам  надзора  всех  стан  предложено  одобрить  Базельские
принципы. Члены   Базельского   комитета   и   шестнадцать   надзорных
организаций шестнадцати  стран,  участвовавших  в  разработке  проекта
этого документа, уже выразили такое одобрение.
     8. Первые  лица  региональных  организаций по банковскому надзору
(сноска 3)  оказывают  поддержку   Базельскому   комитету   и   готовы
содействовать внедрению Базовых принципов в своих станах.  Большинство
этих организаций планирует обсудить Базельские принципы на совещаниях,
которые пройдут  в  ближайшие  месяцы.  В  настоящее время обсуждается
вопрос о том,  какую  роль  региональные  организации  по  банковскому
надзору группы  могли  бы  сыграть  в содействии внедрению Принципов и
наблюдении за их внедрением в отдельных странах.

     Сноска 3 - Арабский комитет  по  банковскому  надзору,  Карибская
группа по банковскому надзору, Ассоциация по банковскому надзору стран
Латинской Америки и Карибского бассейна, Группа по банковскому надзору
стран Восточной  и  Южной Африки,  Группа по банковскому надзору стран
Восточной и Центральной Европы,  Комитет по банковскому надзору Совета
по взаимопомощи   стран   Персидского   залива,  Оффшорная  группа  по
банковскому надзору, Региональный комитет по банковскому надзору стран
Средней Азии  и  Закавказья,  Форум  по  банковскому  надзору  СЕАНСА,
Комитет по банковскому надзору Восточной и Центральной Африки.

     9. Базельский комитет надеется, что принятие Базельских принципов
каждой страной  будет  большим  шагом  на  пути  достижения финансовой
стабильности как в отдельно  взятой  стране,  так  и  в  международном
масштабе. Эта  цель  будет  достигаться  в  разных  странах  с  разной
скоростью. Во  многих   странах   потребуется   существенно   изменить
законодательную базу  и  полномочия  надзорных инстанций,  поскольку в
настоящее время  не  все   надзорные   органы   обладают   достаточной
компетенцией для  внедрения  Принципов.  В  таких  случаях  Базельский
комитет считает  необходимым  срочно  поставить  перед   национальными
законодательными органами   вопрос   о   внесении  в  законодательство
соответствующих изменений, которые позволят внедрить Принципы. В таких
случаях Базельский  комитет  считает  необходимым,  чтобы национальные
законодатели в первоочередном порядке рассмотрели вопрос о внесении  в
правовую систему изменений, которые позволят внедрить Принципы.
     10. Базельский комитет  будет  продолжать  свою  деятельность  по
унификации ключевых понятий и положений в области управления рисками и
банковского надзора,  как это было, в частности, сделано в документах,
вошедших в  Сборник  рекомендаций.  Базельские  принципы будут служить
отправной точкой для  последующей  работы  Комитета,  в  том  числе  в
сотрудничестве с  органами  банковского  надзора стран,  не входящих в
"десятку", и их региональными  организациями.  Комитет  готов  оказать
содействие работе  по  внедрению  Принципов  на  национальном уровне в
сотрудничестве с  надзорными  органами  и  другими   заинтересованными
сторонами. Наконец,   Комитет   намерен   укреплять  взаимодействие  с
надзорными органами государств,  не входящих в "десятку",  и оказывать
им существенное техническое содействие и помощь в обучении персонала.

                               ПЕРЕЧЕНЬ
           БАЗОВЫХ ПРИНЦИПОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
                         БАНКОВСКОГО НАДЗОРА

                Условия, необходимые для эффективного
                         банковского надзора

     1. Эффективная  система  банковского  надзора  предполагает,  что
каждый орган,   осуществляющий  надзор  за  банковской  деятельностью,
должен иметь четко сформулированные задачи и обязанности. Каждый такой
орган должен     располагать    оперативной    самостоятельностью    и
соответствующей материальной  базой.   Необходима   также   адекватная
юридическая база   банковского   надзора,   включающая   регулирование
процедуры получения   разрешения   на   банковскую   деятельность    и
последующий надзор   за  ней;  полномочия  на  выявление  соответствия
деятельности поднадзорной организации требованиям законодательства,  а
также аспекты  безопасности  и  устойчивости  банков,  правовую защиту
субъектов надзора.  Необходимы  также  механизмы  обмена   информацией
между надзорными   органами  и  обеспечения  конфиденциальности  такой
информации.

                Лицензирование и структура требований

     2. Следует  четко  определить   разрешенные   виды   деятельности
организаций, требующие  лицензирования  и  надзора  над  ними  как над
банками. Следует контролировать, насколько это возможно, правомерность
использования в названиях организаций слова "банк".
     3. Орган,  выдающий лицензии,  должен иметь  право  устанавливать
определенные критерии   и   не   принимать  заявки  на  лицензирование
учреждений, не соответствующих  набору  этих  стандартных  требований.
Процесс лицензирования  должен  включать  как минимум оценку структуры
отношений собственности   в   банке,   данных    о    профессиональном
соответствии директоров и старших менеджеров, оперативного финансового
плана, структуры внутреннего контроля,  финансового  состояния  банка,
включая собственные  средства  банка.  В  случае,  если предполагаемым
владельцем или  материнской  компанией  является   иностранный   банк,
необходимо предварительное   согласие  надзорного  органа  страны  его
местонахождения.
     4. Органы  банковского надзора должны иметь право рассматривать и
в случае необходимости отклонять предложения о  передаче  значительных
долей участия или контроля в существующих банках третьим лицам.
     5. Органы   банковского   надзора   должны    иметь    полномочия
устанавливать критерии  для  переоценки  приобретений  или инвестиций,
сделанных банком,  и  убеждаться  в  том,  что  дочерние  и  зависимые
структуры не  создают  для  банка  чрезмерных рисков  не препятствуют
осуществлению эффективного надзора за его деятельностью.
     6. Органы  банковского  надзора  должны  определять  соответствие
требованиям по достаточности капитала для всех банков.  Эти требования
должны соответствовать уровню рисков,  которые банк принимает на себя,
а также  определять  конкретные  составляющие  капитала,  принимая  во
внимание ее   способность  покрывать  возможные  потери.  Для  банков,
совершающих транснациональные операции, эти данные должны быть не ниже
установленных Базельским соглашением по капиталу и поправками к нему.
     7. Неотъемлемой частью любой системы надзора является независимая
проверка политики,  оперативной  деятельности  банка  и применяемых им
процедур, связанных с предоставлением кредитов  и  инвестированием,  а
также текущего управления кредитным и инвестиционным портфелями.
     8. Органы банковского надзора должны быть удовлетворены в случае,
если банк    разработал    и   придерживается   адекватной   политики,
соответствующей практике и методике оценки качества активов,  а  также
обеспечения резервов на покрытие потерь по ссудам.
     9. Органы  банковского  надзора  должны  быть  удовлетворены  при
наличии   в   банке  адекватной  информационной  системы,  позволяющей
руководству определять группы связанных друг  с  другом  кредиторов  и
заемщиков. Органы   банковского   надзора  должны  определять  пределы
допустимой концентрации заемных средств у одного заемщика  или  группы
связанных заемщиков.
     10. В  целях  предотвращения  злоупотреблений  при   кредитовании
связанных заемщиков органы банковского надзора должны требовать, чтобы
банки выдавали такие кредиты на одинаковых для всех основаниях и могли
эффективно контролировать их, а также предпринимать другие необходимые
меры с целью контроля и минимизации рисков.
     11. Органы банковского надзора должны быть удовлетворены,  если у
банка выработана   адекватная   политика   и   методика   определения,
отслеживания и  контроля  странового  риска и риска,  возникающего при
переводе средств из страны в страну при  осуществлении  международного
кредитования и  международной  инвестиционной  деятельности,  а  также
политика поддержания резервов для покрытия возможных потерь  по  таким
рискам.
     12. Органы банковского  надзора  должны  быть  удовлетворены  при
наличии у  банка  систем  для  точной  оценки,  наблюдения  и контроля
рисков, связанных с колебаниями рыночных цен и котировок.  Они  должны
иметь полномочия по установлению для таких рисков определенных лимитов
и/или определенного обеспечения капиталом.
     13. Органы банковского надзора должны быть удовлетворены,  если в
банке действует  система,  охватывающая  управление  всеми   принятыми
банком рисками  (в  том  числе при участии совета директоров и высшего
руководства), которая  позволяет  также  определять,  измерять,  вести
мониторинг м контролировать все прочие существенные риски и,  если это
возможно, создавать обеспечение на случай потерь по ним.
     14. Органы банковского надзора должны потребовать, чтобы в банках
существовала система внутреннего контроля, соответствующая характеру и
масштабу проводимых банком операций.  В этой системе должны быть четко
определены делегированные  полномочия  и  ответственность;   разделены
функции, связанные  с  управлением  банком,  пополнением его резервов,
составлением   финансовой   отчетности   по   активам   и    пассивам,
согласованием   этих  процедур,  слежением  за  сохранностью  активов,
надлежащим независимым внутренним  или  внешним  аудитом,  а  также  с
соответствующими   функциями  по  проверке  соблюдения  правил  такого
контроля и применяемых законов и норм банковского регулирования.
     15. Органы  банковского надзора должны требовать,  чтобы у банков
была выработана политика,  практика и методы  работы,  включая  строго
выполняемое правило  иметь  дело только с проверенными клиентами,  что
должно способствовать   повышению   этических    и    профессиональных
стандартов в  финансовом  секторе  и  предотвращать преднамеренное или
непреднамеренное использование банка криминальными элементами.

                 Методы текущего банковского надзора

     16. Эффективная система банковского надзора должна  включать  как
внешнее наблюдение за деятельностью банка, так и проверки банков и/или
внешний аудит.
     17. Органы  банковского  надзора  должны  поддерживать регулярные
контакты с руководством банков и глубоко  понимать  природу  операций,
осуществляемых этими институтами,
     18. Органы банковского надзора должны обладать средствами  сбора,
проверки и анализа пруденциальных отчетов и статистической информации,
поступающей от банков по отдельным вопросам, а также общего характера.
     19. Органы   банковского   надзора   должны   иметь   возможность
независимой проверки получаемой информации путем  проверки  банков  на
местах или проведения внешнего аудита.
     20. Неотъемлемым элементом банковского надзора является наличие у
органов надзора возможности осуществлять надзорные функции в отношении
банковских групп на консолидированной основе.

                Требования по представлению информации

     21. Органы   банковского   надзора   должны   иметь   возможность
проверять, ведется  ли  в  банке  бухгалтерский  учет в соответствии с
установленными правилами  и  методикой,  позволяющей  органу   надзора
получать достоверную  информацию  о  финансовом  положении банка и его
прибыльности, а также регулярные публикации  банком  своей  финансовой
отчетности, адекватно отражающей его финансовое положение.

                    Полномочия надзорных инстанций

     22. Органы  банковского надзора должны иметь в своем распоряжении
адекватные инструменты  для  того,  чтобы  время  от  времени  вносить
коррективы в  случае несоответствия деятельности банков пруденциальным
требованиям (таким,   как   норма   достаточности   капитала),   когда
нарушаются правила регулирования банковской деятельности или создается
угроза интересам вкладчиков  любым  другим  путем.  При  экстремальных
обстоятельствах органы  надзора  должны иметь возможность аннулировать
лицензию на осуществление банковской  деятельности  или  рекомендовать
это сделать соответствующей инстанции.

                  Международные банковские операции

     23. Органы  банковского  надзора  должны  практиковать  надзор  в
глобальном масштабе  за  банковскими   учреждениями,   осуществляющими
международные банковские операции,  проводя соответствующий мониторинг
и применяя пруденциальные нормы ко всем аспектам операций,  проводимых
этими банковскими учреждениями в любой стране, и в первую очередь - их
зарубежными филиалами, совместными предприятиями и дочерними банками.
     24. Ключевым компонентом глобального надзора является поддержание
контактов и информационный обмен с другими органами надзора,  имеющими
отношение к  поднадзорным  банкам,  особенно  с  органами  надзора той
страны, на территории которой зарегистрированы подобные банки.
     25. Органы банковского надзора должны требовать,  чтобы операции,
осуществляемые иностранными банками в данной  стране,  соответствовали
национальным стандартам.  Надзорные  органы должны иметь полномочия по
предоставлению надзорным органам страны местонахождения  штаб-квартиры
банка информации,   необходимой   им   для  осуществления  надзора  за
деятельностью данного  банка   в   целом,   включая   его   зарубежные
подразделения.

                          Раздел I. ВВЕДЕНИЕ

     Эффективный надзор   за   деятельностью   кредитных   организаций
является неотъемлемым  компонентом  развитой  экономики,   в   которой
банковская система играет центральную роль,  состоящую в осуществлении
расчетов, мобилизации  и  распределении  денежных  сбережений.  Надзор
должен обеспечивать  надлежащее  исполнение  и  надежность  банковских
операций и следить  за  тем,  чтобы  капитал  и  резервы  банков  были
достаточными для  поддержания занятых ими рисковых позиций.  Строгий и
эффективный банковский надзор служит общему благу,  которое  не  может
быть достигнуто  исключительно с помощью рыночных рычагов,  и наряду с
эффективной макроэкономической политикой является  важнейшим  условием
финансовой стабильности   в   любой   стране.  Стоимость  эффективного
банковского надзора достаточно высока,  однако,  как показывает жизнь,
за его отсутствие приходится платить еще более высокую цену.
     При разработке   настоящих   Базовых    принципов    эффективного
банковского  надзора  их  составители  исходили  из следующих основных
посылок:
     - основной  целью  надзора  является  поддержание  стабильности и
атмосферы доверия в финансовой системе,  что ведет к минимизации риска
потерь вкладчиков и других кредиторов;
     - органы  надзора  должны  способствовать  поддержанию   рыночной
дисциплины путем     поощрения    квалифицированного    корпоративного
руководства (через специальную  соответствующую  структуру  и  системы
ответственностей, устанавливаемых  для  совета  директоров банка и его
высшего руководства) (сноска 4) и стимулирования рыночной открытости и
контроля;

     Сноска 4 - Под структурой управления в банках составители данного
документа подразумевают  традиционную  структуру,  состоящую из совета
директоров и правления.  Однако Комитет отдает себе отчет в том, что в
разных странах  существуют  большие  различия в требованиях к функциям
совета директоров     и     высшего     руководства,     предъявляемых
законодательством. В   некоторых  странах  совет  директоров  обладает
основными, если   не   исключительными   правами    давать    указания
исполнительному органу  (старшему менеджеру (правлению),  генеральному
директору) и контролировать выполнение ими своих обязанностей. Поэтому
в некоторых случаях этот орган называется наблюдательным советом.  Это
означает, что совет директоров не обладает исполнительными  функциями.
В других странах,  напротив,  совет директоров обладает более широкими
полномочиями по решению оперативных задач,  возникающих в деятельности
банка. Ввиду  этих  различий  понятия "совет директоров" и "правление"
употребляются не как элементы юридической структуры, а исключительно в
целях обозначения двух уровней принятия решений в банке.

     - для успешного выполнения своих функций  органа  надзора  должны
обладать оперативной   самостоятельностью,   иметь  возможность  сбора
соответствующей информации как путем наблюдений,  так  и  проверок  на
местах, а  также  полномочия  по приданию своим решениям обязательного
характера;
     - органы банковского надзора должны иметь хорошее представление о
сути банковской деятельности и добиваться по  мере  возможности  того,
чтобы банки квалифицированно управляли принимаемыми ими рисками;
     - эффективный банковский надзор требует, чтобы размеры и характер
рисков, принимаемых на себя отдельными банками,  оценивались,  и таким
оценкам должен соответствовать характер надзора;
     - органы  банковского  надзора  должны убедиться в том,  что банк
располагает ресурсами,  соответствующими   принятым   им   рискам,   в
частности достаточными   капиталом,   квалифицированным  руководством,
эффективными системами контроля и учета;
     - необходимо  тесное сотрудничество между надзорными инстанциями,
в особенности при осуществлении банками международных операций.
     Банковский надзор  должен способствовать формированию эффективной
и конкурентной банковской системы,  отвечающей потребностям общества в
квалифицированных финансовых  услугах,  предоставляемых  по приемлемым
ценам. Следует отметить,  что  существует  взаимосвязь  между  уровнем
защиты упомянутых  интересов общества,  который гарантирует надзор,  и
стоимостью финансового посредничества.  Чем  ниже  уровень  допустимых
рисков в банковской сфере и финансовой системе,  тем, вероятнее, более
навязчивым м дорогостоящим будет банковский надзор,  который  в  конце
концов, станет  неблагоприятно  сказываться  на  внедрении инноваций и
распределении ресурсов.
     Надзор не может и не должен гарантировать, что поднадзорные банки
не разорятся.  В рыночной  экономике  возможное  банкротство  является
неотъемлемой частью   предпринимательского   риска.   Подход,  который
применяется к разорившимся  банкам,  и  размер  необходимых  при  этом
расходов в  значительной  мере зависят от государственной политики,  а
именно от  решения  следующего   вопроса:   должны   ли   привлекаться
государственные средства  для  поддержания банковской системы,  и если
да, то в каких размерах.  Таким образом,  подобные вопросы  не  всегда
находятся исключительно  в компетенции органов банковского надзора,  и
тем не менее органы банковского надзора должны  иметь  соответствующие
договоренности для разрешения таких проблемных ситуаций в банках.
     Существуют определенные    элементы    инфраструктуры,    которые
способствуют эффективности надзора.  Там,  где они отсутствуют, органы
банковского надзора   должны   пытаться   убедить   правительство    в
необходимости их   создания,  и  при  этом  они  могут  участвовать  в
разработке таких элементов (эти  элементы  рассматриваются  в  разделе
II).
     В некоторых  странах   лицензирование   банковской   деятельности
отделено от  текущего  надзора.  Очевидно,  что  на  ком  бы ни лежала
ответственность за    выполнение    этих    функций,    лицензирование
обеспечивает такие  же  высокие  стандарты банковских операций,  как и
текущий надзор,  который  является  главным  объектом  рассмотрения  в
настоящем   документе.  Раздел  III  посвящен  некоторым  принципам  и
аспектам выдачи банковских лицензий.
     Базовые принципы банковского надзора,  которые приводятся выше, а
также в разделах III-VI настоящего документа,  составляют  основу  для
создания надлежащей  системы  надзора.  Следует  принимать во внимание
локальные особенности,   влияющие   на   внедрение   этих   принципов.
Приводимые стандарты являются минимально необходимыми и сами по себе в
определенных ситуациях могут  быть  недостаточными.  Системой  надзора
должны  приниматься  во  внимание  типичные  черты  и  наиболее  часто
встречающиеся риски,  характерные для  данной  инфраструктуры.  Каждая
страна  должна решить,  в какой мере эти принципы могут быть дополнены
другими  требованиями,  связанными  с  конкретными  рисками  и   общей
рыночной   конъюнктурой.   Более  того,  функция  банковского  надзора
динамична по своей природе и призвана реагировать на изменения  рынка.
Таким  образом,  органы банковского надзора должны быть готовы к тому,
что  им  придется  периодически  пересматривать  политику  и  практику
надзора  в  свете  новых  тенденций или событий.  Для этого необходима
гибкая законодательная база,  которая  позволила  бы  фиксировать  эти
изменения.

          Раздел II. УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
                   ЭФФЕКТИВНОГО БАНКОВСКОГО НАДЗОРА

     Банковский надзор является составной частью более широкого  круга
механизмов  обеспечения  финансовой  стабильности.  К таким механизмам
относятся:
     1. Рациональная и долговременная экономическая политика.
     2. Развитая общественная инфраструктура.
     3. Высокая рыночная дисциплина.
     4. Методы эффективного разрешения проблем в банковской сфере.
     5.Механизмы, обеспечивающие  достаточный уровень системной защиты
(или система общественной безопасности).

     1. Рациональная  и  долговременная  экономическая   политика   не
относится к компетенции органов банковского надзора. Однако эти органы
должны высказывать свое мнение в том случае,  если будет  установлено,
что экономическая   политика   страны   отрицательно   сказывается  на
надежности и   безопасности   банковской   системы.   При   отсутствии
рациональной макроэкономической  политики  надзорные  инстанции  будут
поставлены перед    практически    невыполнимой    задачей.    Поэтому
рациональная макроэкономическая  политика  является основой стабильной
финансовой системы.
     2. Развитая  общественная  инфраструктура должна содержать в себе
следующие элементы,  неадекватное состояние которых может  значительно
дестабилизировать финансовую систему:
     - система  законов,  включающая  корпоративное  законодательство,
договорное законодательство, законодательство о частной собственности,
о  банкротстве,  о  защите  прав   потребителей,   которые   постоянно
совершенствуются   и   служат   юридической   основой  механизмов  для
адекватного решения возникающих споров;
     - исчерпывающие   и   четко   определенные   принципы  и  правила
бухгалтерского учета, признанные на международном уровне;
     - система  независимого  аудита крупных компаний,  обеспечивающая
возможность для пользователей финансовой информацией,  включая  банки,
убедиться  в  том,  что  отчетность  содержит достоверную информацию о
финансовой  положении  компании  и  подготовлена  в   соответствии   с
принятыми  правилами бухгалтерского учета,  при этом аудиторы отвечают
за свою работу;
     - эффективная  система  банковского  надзора  (она  рассмотрена в
настоящем документе);
     - четкие правила, регулирующие прочие финансовые рынки, и система
надзора за этими рынками и их участниками;
     - надежная   и  эффективная  система  расчетов  и  взаимозачетов,
необходимая для   проведения   финансовых    операций,    в    которой
контролируются риски, связанные с поведением контрагентов.
     3. Высокая рыночная  дисциплина  зависит  от  адекватного  потока
информации, получаемой участниками рынка,  наличия финансовых стимулов
для поощрения хорошо управляемых  организаций  и  отдельных  программ,
вселяющих уверенность   в   том,   что   инвесторы  не  пострадают  от
последствий принимаемых ими  решений.  Среди  вопросов,  заслуживающих
внимания, надо  выделить  корпоративное  поведение  в  целом,  а также
вопрос о том,  представляется ли  заемщиками  точная,  содержательная,
доступная и  достоверная  информация  для  ознакомления  инвесторов  и
кредиторов.
     Однако информация о состоянии рынка может оказаться искаженной, а
рыночная дисциплина подорванной,  если правительство пытается  оказать
влияние на  принятие  коммерческих решений,  в особенности связанных с
предоставлением кредитов,   для   достижения   целей,    затрагивающих
общественные интересы.  При  таких  обстоятельствах  важно,  чтобы под
такие кредиты  имелись  гарантии,  дающие  возможность  компенсировать
финансовым учреждениям  потери от возможного невозврата "политических"
кредитов.
     4. Для   эффективного   разрешения  проблем  в  банковской  сфере
необходимы достаточно гибкие полномочия.  Там, где проблемы поправимы,
органам надзора  следует  пытаться  выявлять  их  природу  и применять
соответствующие решения.  Если проблемы не поддаются разрешению,  надо
прибегать к  незамедлительной  ликвидации таких кредитных организаций,
не способных удовлетворять требованиям надзора.  Такой  подход  должен
быть предусмотрен  в  эффективной финансовой системе.  Попустительское
отношение к  проблемным  банкам,  независимо  от  того,  вызвано   оно
политическим нажимом или нет,  обычно приводит к усугублению проблем и
росту  расходов  на  их  урегулирование.  Органу  банковского  надзора
следует  брать  на  себя  ответственность  за  правильность применения
ликвидационных процедур или оказывать содействие в  их  применении,  с
тем чтобы  вкладчики  могли  получить  компенсацию  в возможно больших
размерах из ресурсов банка-банкрота (к которой  могут  быть  добавлены
суммы,  на  которые были застрахованы их депозиты) (сноска 5),  причем
требования вкладчиков должны удовлетворяться  прежде,  чем  требования
акционеров,   владельцев  субординированных  долговых  обязательств  и
прочих связанных с разорившимся банком лиц.

     Сноска 5 - Поскольку страхование  вкладов  связано  с  банковским
надзором, некоторые его аспекты изложены в приложении 2.

     В некоторых  случаях интересы вкладчиков могут быть удовлетворены
за счет реструктуризации,  возможно,  путем слияния с более сильной  в
финансовом отношении организацией, вливания дополнительных средств или
привлечения новых  акционеров.  Органы  надзора  могут   содействовать
такому решению   вопроса.   Важно,   чтобы  конечный  результат  такой
реструктуризации в полной мере  отвечал  всем  требованиям  надзора  и
чтобы эта   задача   была   реально   достижима  в  короткий  и  четко
определенный срок,  а  интересы  вкладчиков   на   протяжении   такого
переходного периода были защищены.
     5. Принятие  решений  по  созданию   механизмов,   обеспечивающих
достаточный уровень системной защиты,  является серьезным политическим
вопросом, требующим участия  соответствующих  государственных  органов
(включая центральные банки). особенно это касается вопросов, связанных
с использованием общественных  средств.  Органы  надзора  здесь  также
могут играть   свою   роль,  поскольку  они  глубоко  знают  специфику
задействованных организаций.  Для сохранения оперативной независимости
органов надзора  важно  четко  разграничивать  вышеназванную системную
защиту (систему  общественной  безопасности)  и  текущий   надзор   на
деятельностью жизнеспособных   кредитных  организаций.  При  работе  с
системными вопросами необходимо,  с одной  стороны,  учитывать  риски,
угрожающие подрывом  доверия  к финансовой системе и могущие негативно
отразиться на положении "здоровых" банков,  и с другой - необходимость
минимизировать искажение  информации  о рыночной конъюнктуре и падение
дисциплины  рынка.  Может  быть  также  затронута  сфера   страхования
депозитов, если таковая существует.

     Принцип 1.  Эффективная система банковского надзора предполагает,
что каждый орган,  осуществляющий надзор за банковской  деятельностью,
должен иметь четко сформулированные задачи и обязанности. Каждый такой
орган   должен   располагать    оперативной    самостоятельностью    и
соответствующей   материальной   базой.  Необходима  также  адекватная
юридическая  база  банковского   надзора,   включающая   регулирование
процедуры   получения   разрешения   на   банковскую   деятельность  и
последующий  надзор  за  ней;  полномочия  на  выявление  соответствия
деятельности поднадзорной организации требованиям законодательства,  а
также аспекты безопасности  и  устойчивости  банков,  правовую  защиту
субъектов надзора, Необходимы также механизмы обмена информацией между
надзорными органами и обеспечения конфиденциальности такой информации.

     Для осуществления этого принципа необходимо следующее:
     - ясно  сформулированные,  достижимые  и  совместимые между собой
задачи и  обязанности,  определенные  законодательством  для   каждого
органа надзора, при достаточной степени оперативной самостоятельности,
что необходимо для устранения возможности  политического  давления,  и
ответственности за выполнение этих задач;
     - соответствующие  ресурсы   (включая   людские,   финансовые   и
технологические) для достижения поставленных целей, предоставляемые на
условиях,  не  ставящих  под  сомнение  автономность,  целостность   и
независимость органа надзора;
     - банковское    законодательство,    определяющее     минимальные
требования, которым  должны  удовлетворять  банки;  оно  дает  органам
банковского надзора  возможность   при   необходимости   устанавливать
пруденциальные  правила  в  административном  порядке  для  достижения
поставленных целей,  а также применять качественный  анализ  состояния
банков;  предоставляет полномочия по сбору информации и ее независимой
проверке;  предоставляет также органам  надзора  полномочия  применять
наказания  в  тех случаях,  когда нарушаются пруденциальные требования
(включая полномочия освобождать от занимаемой должности отдельных лиц,
налагать санкции и отзывать лицензии);
     - защита (обычно законодательная) от персональной или  солидарной
ответственности за  добросовестные  действия,  предпринимаемые  в ходе
осуществления надзора;
     - система  взаимодействия  и  обмена  соответствующей информацией
между различными  надзорными  органами,  как  национальными,   так   и
зарубежными, отвечающими  за  безопасность  и  устойчивость финансовой
системы; это  сотрудничество  должно  подкрепляться  соглашениями   по
сохранению конфиденциальности информации, получаемой при осуществлении
надзора, и ее использованию только в  целях,  связанных  с  повышением
эффективности надзора над институтами, которых это касается.

         Раздел III. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ И СТРУКТУРА СОБСТВЕННОСТИ

     Принцип 2. Следует четко определить разрешенные виды деятельности
организаций, требующие лицензирования  и  надзора  над  ними  как  над
банками. Следует контролировать, насколько это возможно, правомерность
использования в названиях организаций слова "банк".

     Принцип 3.  Орган,  выдающий   лицензии,   должен   иметь   право
устанавливать определенные   критерии   и   не   принимать  заявки  на
лицензирование учреждений,  не соответствующих набору этих стандартных
требований. Процесс   лицензирования  должен  включать,  как  минимум,
оценку  структуры  отношений   собственности   в   банке,   данных   о
профессиональном   соответствии   директоров   и  старших  менеджеров,
оперативного  финансового  плана,  структуры   внутреннего   контроля,
финансового  состояния  банка,  включая собственные средства банка.  В
случае,  если  предполагаемым  владельцем  или  материнской  компанией
является   иностранный   банк,   необходимо  предварительное  согласие
надзорного органа страны его местонахождения.

     Для создания здоровой  финансовой  среды  и  точного  определения
круга  поднадзорных  организаций  следует  четко  определить процедуру
лицензирования и виды деятельности,  право  на  осуществление  которых
дает лицензия. В частности, деятельность, связанная с приемом денежных
вкладов   населения,   должна   разрешаться   институтам,   обладающим
соответствующей  лицензией  и являющимися объектами надзора как банки.
Термин  "банк"  (сноска  6)  должен  быть  четко   определен   и   его
использование  в  названиях  организаций должно как можно более строго
контролироваться,  иначе граждане могут  быть  введены  в  заблуждение
противоправным    и   неконтролируемым   использованием   в   названии
организации этого термина.

     Сноска 6 - Это же касается всех родственных слов,  включая  слово
"банковский".

     Основывая банковский   надзор   на  системе  лицензирования  (или
регистрации) кредитных   организаций   (и,   по   возможности,   также
финансовых учреждений   других   типов),   органы   надзора   получают
возможность оценивать количество  поднадзорных  учреждений,  благодаря
чему доступ  в  банковскую  систему становится контролируемым.  Орган,
выдающий лицензии,  должен убедиться,  что вновь создаваемые кредитные
организации имеют  благонадежных  акционеров,  достаточные  финансовые
возможности, соответствующую          характеру           деятельности
организационно-правовую форму,    достаточно    опытное   руководство,
способное квалифицированно управлять банком.  Важно, чтобы требования,
предъявляемые при  выдаче  лицензий,  были  совместимы  с требованиями
текущего надзора.  Это нужно для создания механизма отзыва лицензии  у
существующей кредитной    организации,    нарушающей    пруденциальные
требования. В   тех   случаях,   когда   надзор    и    лицензирование
осуществляются разными органами, необходимо их тесное сотрудничество в
процессе выдачи  лицензий,  а  также  предоставление  органам  надзора
законодательно закрепленного  права  давать рекомендации лицензионному
органу. Четкие и объективные критерии, применяемые при лицензировании,
также снижают возможность потенциального политического вмешательства в
этот процесс.  Хотя процесс лицензирования не может гарантировать, что
новый банк будет работать успешно,  он может быть эффективным способом
сокращения численности  сомнительных   организаций,   появляющихся   в
банковской сфере.   Лицензионное   регулирование,   так   же,   как  и
инструменты надзора,  должно  быть  таким,  чтобы  ограничивать  число
разоряющихся банков  и потери вкладчиков и в то же время не отражаться
на эффективности и конкурентности  банковской  сферы  при  ограничении
доступа в   нее.   Оба   эти   элемента   необходимы  для  поддержания
общественного доверия к банковской системе.
     Установив жесткие   критерии  рассмотрения  заявок  на  получение
банковской лицензии,  лицензирующий  орган  должен  иметь  возможность
отклонить заявку, не отвечающую эти критериям. Процесс лицензирования,
как минимум,  должен включать  ознакомление  со  структурой  отношений
собственности, кандидатурами   директоров   и   высшего   руководства,
оперативным финансовым планом и внутренни  контролем,  предполагаемыми
финансовыми показателями,  включая размер капитала.  В случае,  если в
качестве собственника  будет  выступать  зарубежный  банк,  необходимо
получение предварительного   согласия   органов   надзора  страны  его
местонахождения.

                 А. Структура отношений собственности

     Органы банковского надзора должны иметь возможность  ознакомления
со структурой   отношений  собственности  в  банковских  организациях.
Исследование ими этой структуры должно  включать  прямой  и  косвенный
контроль банка,  основных  (сноска  7)  прямых и косвенных акционеров.
Следует изучить  предыдущую  банковскую  и  небанковскую  деятельность
основных акционеров,  их  место  и  репутацию в деловом мире,  а также
финансовое положение  всех  основных  акционеров  и   их   возможности
предоставить финансовую    поддержку,    если    в    этом   возникнет
необходимость. Следует также выявить происхождение  капитала,  который
акционеры первоначально собираются инвестировать.

     Сноска 7  -  В  некоторых  странах  к  крупным акционерам относят
владельцев 10% и более акций.

     Если банк  является  подразделением  более  крупной  организации,
органы лицензирования  и  надзора  должны  убедиться,  что особенности
отношений собственности  и   организационной   структуры   не   окажут
отрицательного влияния   на   устойчивость   банка  и  риски  для  его
вкладчиков, связанные с влиянием деятельности других  компаний  данной
группы на    положение    банка,    будут   минимальными.   Необходимо
анализировать участие основных акционеров в других связанных с  банком
организациях и  проверять  их  финансовое  положение.  Банк  не должен
рассматриваться как источник финансирования его владельцев. При оценке
корпоративных  связей и места банка в группе компаний органы надзора и
лицензирования обязаны убедиться,  что  место  банка  в  корпоративной
структуре  позволит  им получить представление о том,  кто отвечает за
устойчивое положение банка, как и в ом, что эти лица обладают в рамках
группы   достаточной   самостоятельностью,   чтобы  при  необходимости
оперативно реагировать на требования и рекомендации  органов  надзора.
Наконец,  органы надзора и лицензирования должны обладать полномочиями
по  недопущению  корпоративных  связей,  препятствующих   эффективному
надзору за деятельностью банка,  К таковым можно отнести структуры,  в
которых материальные  ценности  находятся  в  юрисдикциях,  в  которых
законодательная  защита конфиденциальности информации или неадекватный
финансовый контроль являются серьезным  препятствием  для  надзора,  а
также  структуры,  в  которых  одни  и  те  же  владельцы  параллельно
контролируют  несколько  банков,   которые   тем   не   менее   нельзя
рассматривать   как   единый  объект  надзора  по  причине  отсутствия
обыкновенных корпоративных связей.

                 Б. Рабочий план, система контроля и
                         внутренняя структура

     Другим элементом,  требующим  оценки  в  процессе лицензирования,
является перечень предполагаемых видов  банковских  операций  и  общая
стратегия развития  банка.  Рабочий  план  должен  включать описание и
анализ сектора   экономики,   который   предполагает   преимущественно
обслуживать банк, и определять стратегию его предстоящей деятельности.
Заявка должна  также  содержать  сведения  о  том,  как   банк   будет
организован и  контролироваться  изнутри.  Орган лицензирования должен
определить, соответствуют ли  эти  сведения  предполагаемой  стратегии
развития банка,  а  также проверить наличие соответствующих внутренних
процедур, методик и кадровых ресурсов.  Требуется также убедиться, что
будет иметь  место  соответствующее  корпоративное  руководство банком
(структура управления   с   четкой   системой   подотчетности;   совет
директоров, способный   произвести   независимую  проверку  управления
банком, независимый аудит) и что  руководство  банка  будет  следовать
принципу "четырех глаз" (разделение разнородных функций,  перекрестный
контроль, двойной контроль за  использованием  активов,  система  двух
подписей важных  документов и т.д.).  Необходимо убедиться в том,  что
юридическая  и  операционная   структуры   не   будут   препятствовать
осуществлению надзора как за отдельной сферой деятельности банка,  так
и за деятельностью банка в целом,  и  что  органы  надзора  получат  в
достаточной  мере  доступ  к  высшим  менеджерам банка и к информации.
Поэтому  органы  надзора   не   должны   выдавать   лицензию   банкам,
штаб-квартира  которых  находится за пределами страны,  кроме случаев,
когда надзорная инстанция не сомневается в  том,  что  в  будущем  она
получит  достаточный  доступ  к менеджменту и информации (особенности,
касающиеся лицензирования  банков,  зарегистрированных  за   границей,
рассматриваются в подразделе "Д").

              В. Назначение и проверка профессионального
             соответствия директоров и старших менеджеров

     Одним из  ключевых  вопросов   лицензирования   является   оценка
правомочности, порядочности    и    профессионализма   предполагаемого
руководства, включая совет директоров (сноска 8). Орган лицензирования
должен получить  соответствующую  информацию  о  кандидатах  на  посты
директоров и старших менеджеров и оценить их опыт работы в  банковской
сфере, как  и  другой деловой опыт,  личные качества и соответствующие
навыки. Такая оценка руководства должна  охватывать  проверку  прошлой
деятельности, включая   судимость  и  привлечение  к  административной
ответственности, что   может   вызвать   сомнения   относительно   его
правомочности, намерений и честности. Важно, чтобы среди кандидатов на
руководящие посты было  достаточное  количество  лиц,  профессионализм
которых не вызывал бы сомнений в банковской сфере.  Органы банковского
надзора должны  требовать  уведомления  о  существенном  изменении   в
дальнейшем состава   руководства,   для   того,   чтобы  предотвращать
назначения, угрожающие интересам вкладчиков.

     Сноска 8  -   Принимая   во   внимание   необходимость   проверки
"точнейшего соответствия",  в необходимых случаях следует подчеркивать
различия, существующие между требованиями к членам совета директоров и
членам правления.


                 Г. Финансовое планирование, включая
                        планирование капитала

     Орган лицензирования   обязан   формально   проверить  финансовую
отчетность и предполагаемые финансовые показатели создаваемого  банка.
Эта проверка  должна  установить соответствие их стратегическому плану
развития банка и реальность их достижения и ответить на вопрос о  том,
достаточно ли  у  банка  активов  для  реализации  этой  стратегии,  в
особенности в свете расходов на "раскрутку" банка и  возможных  потерь
по операциям   на  начальных  этапах  работы.  В  дополнение  к  этому
лицензирующий орган   должен   оценить   реалистичность   проекта    и
потенциальную жизнеспособность  создаваемого банка.  Во многих странах
установлен минимальный  размер  первоначального  уставного   капитала.
Следует оценивать  также  возможности  акционеров  по  оказанию  вновь
созданному банку  дополнительной   финансовой   поддержки   в   случае
необходимости. Если  предполагается  корпоративный  акционер  банка со
значительной долей участия,  то необходимо  также  оценить  финансовое
положение такой компании, включая достаточность капитала.

                Д. Получение предварительного согласия
          органов надзора страны местонахождения зарубежного
            банка - предполагаемого владельца организации,
                  претендующей на получение лицензии
                        (см. также раздел 5 Б)

     Когда зарубежный банк, дочерний банк зарубежной группы банков или
зарубежное небанковское    финансовое     учреждение     (поднадзорное
соответствующему органу)  предлагает открыть в другой стране свой банк
или филиал,  орган  лицензирования  этой   страны   должен   следовать
"Минимальным базельским   требованиям"   (сноска   9),  содержащим,  в
частности, положение о том,  что лицензия, как правило, не выдается до
получения на  то  разрешения  надзорного органа страны местонахождения
основного банка.  Орган  надзора   страны,   на   территории   которой
предполагается открыть офис,  также должен оценить, сможет ли в данном
случае орган надзора страны нахождения  основного  банка  осуществлять
надзор за  всей этой банковской структурой на консолидированной основе
(сноска 10).  Изучая   этот   вопрос,   лицензионный   орган   доложен
рассмотреть не  только  характер и интенсивность банковского надзора в
другой стране,  но  и   убедиться,   что   организационная   структура
банка-заявителя   или   соответствующей  банковской  группы  не  будет
препятствовать эффективному надзору со  стороны  органов  надзора  как
страны   местонахождения  главного  офиса,  так  и  страны  нахождения
филиала.

     Сноска 9  -   См.   Минимальные   требования   для   надзора   за
деятельностью международных     банковских     корпораций     и     их
транснациональных подразделений.

     Сноска 10 - См. "Надзор за международными банковскими операциями"
(приложение Б) - Часть III "Сборника рекомендаций" для выяснения того.
справляется ли надзорный орган с подобными функциями.

                   Е. Передача акций или паев банка

     Принцип 4.  Органы  банковского  надзора   должны   иметь   право
рассматривать и   в   случае  необходимости  отклонять  предложения  о
передаче значительных долей участия или контроля в существующих банках
третьим лицам.

     В дополнение  к  лицензированию  банковской  деятельности  органы
банковского надзора должны получать уведомление о каких бы то ни  было
прямых и косвенных инвестициях в капитал банка или о его увеличении, а
также любых  других  изменениях  в  долях  участия  относительно   его
пороговой величины  и  иметь  право  пресекать  такие  инвестиции  или
предотвращать осуществление  голосования  на  основании  таких   долей
участия, если    их   приобретение   не   соответствует   требованиям,
предъявляемым к  вновь  создаваемым  банкам.  Часто  также   требуется
получение соответствующего   уведомления   от   владельцев   банков  о
приобретении контрольного  пакета  голосующих  или  простых  акций,  а
иногда и  контроль  за  соблюдением  предельных  размеров концентрации
акций банка у одного акционера (сноска 11).  Величина этого показателя
при получении  разрешения  на  владение значительной долей акций выше,
чем в режиме уведомления.

     Сноска 11 - Эти значения обычно составляют от 5 до 10%.

          Ж. Основные капиталовложения, или инвестиции банка

     Принцип 5.  Органы банковского надзора  должны  иметь  полномочия
устанавливать критерии  для  переоценки  приобретений  или инвестиций,
осуществленных банком,  и убеждаться в том,  что дочерние и  зависимые
структуры не  создают  чрезмерных  рисков  для банка и не препятствуют
осуществлению эффективного надзора за его деятельностью.

     Во многих  странах  банк  с  момента  получения  лицензии   может
проводить любые  операции,  обычно разрешаемые банкам,  и осуществлять
виды деятельности,    предусмотренные    лицензией.     Следовательно,
приобретения и инвестиции автоматически являются допустимыми,  если не
выходят за   рамки,   установленные   органами   надзора,   банковским
законодательством или нормами регулирования банковской деятельности.
     При некоторых обстоятельствах органы надзора  требуют  от  банков
уведомления или  получения  соответствующего разрешения на то или иное
приобретение или  инвестирование  средств.  При  этом  органы  надзора
должны установить,    имеет   ли   банк   достаточные   финансовые   и
управленческие ресурсы   для   данного   приобретения,   и   проверить
правомочность указанных     инвестиций     в     свете    действующего
законодательства и других нормативных актов. Орган банковского надзора
должен четко  определить,  какие  виды и объемы инвестиций нуждаются в
предварительном согласовании  и  для  каких  достаточно   уведомления.
Уведомление о свершившемся факте наиболее уместно в тех случаях, когда
объект инвестирования связан с банковской  сферой  и  размер  вложений
невелик по сравнению с размером капитала банка.

           Раздел IV. ПРЕДМЕТ ТЕКУЩЕГО БАНКОВСКОГО НАДЗОРА

                     А. Риски банковских операций

     Банковское дело по своей природе связано с рисками,  порождаемыми
многочисленными обстоятельствами.  Органы банковского  надзора  должны
понимать суть  этих  рисков  и  следить за тем,  чтобы банки правильно
оценивали их и могли  управлять  ими.  Ниже  рассматриваются  основные
риски, с которыми сопряжена банковская деятельность.

                            Кредитный риск

     Предоставление кредитов  является  важнейшей функцией большинства
банков. Кредитная деятельность  требует  от  банков  умения  оценивать
кредитоспособность своих  заемщиков.  Эту  оценку  не  всегда  удается
произвести точно.  тем более что кредитоспособность заемщика может  со
временем понижаться  по  разным  причинам.  Поэтому  основным риском в
банковской сфере является  риск  неспособности  контрагента  исполнить
свои договорные  обязательства.  Этот  риск  возникает  в отношении не
только кредитов,  но и других балансовых и забалансовых статей, таких,
как банковская гарантия,  акцепт,  вложения в ценные бумаги.  У банков
возникали серьезные проблемы из-за того,  что  они  не  могли  вовремя
выявить ухудшение качества активов,  создать резервы под их списание и
временно приостановить  выплату  процентного  дохода,  если  это  было
возможно.
     Крупные ссуды,  выданные одному  заемщику  или  группе  связанных
заемщиков, часто  являются  причиной  возникающих  у  банков  проблем,
состоящих в концентрации кредитного риска.  Большие концентрации риска
могут возникать и при кредитовании предприятий одной отрасли,  сектора
экономики, одного  географического  региона  или  большого  количества
заемщиков с   другими   общими  характеристиками,  которые  делают  их
уязвимыми при воздействии одних и тех же неблагоприятных факторов (так
называемые сделки с большим мультиплицирующим эффектом).
     Связанное кредитование,  т.е.  предоставление кредита  лицам  или
компаниям, связанным   с  банком  через  отношения  собственности  или
имеющим возможность осуществлять прямой или косвенный контроль  банка,
если оно  не контролируется соответствующим образом,  может привести к
существенным проблемам,  поскольку кредитоспособность таких  заемщиков
не всегда  определяется  объективно.  В  круг  связанных  с банком лиц
входят материнские   организации,   основные    акционеры,    дочерние
структуры, компании-филиалы,   директора  и  высшие  должностные  лица
банка. Компания   также   считается   связанной   с    банком,    если
контролируется одной  семьей  или  группой физических лиц.  В подобных
обстоятельствах такая связанность банка может привести к  кредитованию
определенных лиц  на  привилегированных условиях и,  как следствие,  к
повышению риска потерь по ссудам.

                    Страновой и трансфертный риски

     В дополнение к кредитному  риску,  неизбежному  при  кредитовании
вообще, международные  кредитные  операции  связаны  с  риском  страны
контрагента, который   представляет    собой    риск,    обусловленный
экономической, социальной  и политической ситуацией в стране заемщика.
Страновой риск  может  быть  весьма  значительным   при   кредитовании
иностранных правительств или их органов,  поскольку такое кредитование
обычно осуществляется  без  достаточного  обеспечения.   При   решении
вопроса о  кредитовании или инвестировании в другую страну важно также
учитывать, предназначены ли данные средства для  государственного  или
частного заемщика.  Одним  из  компонентов  странового  риска является
трансфертный риск,  который возникает в случаях,  когда  обязательство
должника деноминировано    не    в    национальной   валюте.   "Валюта
обязательства" может оказаться недоступной для заемщика независимо  от
его финансового положения.

                            Рыночные риск

     Банки сталкиваются  с  риском потерь по балансовым и забалансовым
позициям, связанным   с   колебанием   рыночных   цен   и   котировок.
Существующие правила  бухгалтерского  учета  обычно делают такие риски
наиболее распознаваемыми,  особенно  в  биржевой  деятельности  банка,
независимо от того, идет ли речь о долговых обязательствах или акциях,
валютных сделках  или  операциях  с  товарами.  Одним   из   элементов
рыночного риска является риск, связанный с изменением валютных курсов.
Банки выступают на валютной бирже в качестве маркет-мейкеров,  котируя
ставки своих  клиентов  и  занимая  открытые позиции в разных валютах.
Риски, присущие  валютообменным  операциям,   особенно   связанные   с
открытыми валютными позициями, возрастают в периоды колебаний обменных
курсов.

                           Процентный риск

     Процентный риск  связан  с   опасностью   потерь   в   результате
превышения процентных  ставок,  выплачиваемых  банком  по привлеченным
средствам, над  ставками  по  предоставленным  кредитам.  Такой   риск
затрагивает как  доходы  банка,  так  и  экономическую  стоимость  его
активов, обязательства  и  забалансовые  инструменты.  Основные   виды
процентного риска,  которому обычно подвергаются банки,  следующие:
     1) риск переоценки,  возникающий из-за  временной  разницы  между
сроком платежа  в  счет  погашения обязательства (по твердой ставке) и
сроком переоценки  (по  плавающей  ставке)  активов,  обязательств   и
забалансовых позиций банка;
     2) риск кривой доходности,  связанный  с  изменением  крутизны  и
формы кривой доходности;
     3) базисный риск,  возникающий из-за несовершенной корреляции при
регулировании получаемых  и  выплачиваемых  банком процентов по разным
инструментам со сходными характеристиками при их переоценке;
     4) фактор   неопределенности   (опционность),  возникающий  из-за
наличия определенных  и  косвенных  опционов,  встроенных  во   многие
банковские активы, обязательства и забалансовые позиции.
     Хотя названные риски в корне присущи банковскому делу,  чрезмерно
высокий уровень   процентного  риска  может  представить  значительную
угрозу для капитала  и  доходов  банка.  Важность  вопроса  управления
такими рисками  возрастает  для  развитых  финансовых рынков,  клиенты
которых активно управляют принимаемыми ими процентными рисками. Особое
внимание следует  уделять  таким  рискам в странах,  где не существует
правил регулирования процентных рисков.

                           Риск ликвидности

     Риск ликвидности    возникает    из-за    неспособности     банка
предотвратить уменьшение  объема  обязательств  или финансировать рост
своих активов. Когда у банка появляются проблемы с ликвидностью, он не
может получить   необходимые   средства   за  счет  увеличения  объема
обязательств или быстрой оборачиваемости  своих  активов  по  разумной
цене,   что   отрицательно   влияет  на  доходность  его  операций.  В
экстремальных  случаях  недостаточная  ликвидность  может  привести  к
банкротству банка.

                          Операционный риск

     Наиболее важные  виды операционных рисков связаны с несоблюдением
правил внутреннего контроля и ошибками в корпоративном управлении. Это
может привести к финансовым потерям по причине ошибок,  мошенничества,
невозможности своевременного  принятия  банком  необходимых  мер   или
возникновению других  угроз интересам банка,  в частности,  со стороны
его дилеров,  сотрудников кредитного отдела,  злоупотребляющих  своими
полномочиями или   ведущих   дела   с   нарушением  этических  норм  и
неоправданно высокими рисками.  Другие аспекты операционного  риска  -
это серьезные  сбои  в работе информационно-технологических систем,  а
также пожары и стихийные явления.

                            Правовой риск

     Банки подвергаются различным  видам  правового  риска.  Он  может
включать риск,  связанный  с  тем,  что в результате недостаточных или
неквалифицированных правовых консультаций  или  неправильного  ведения
документации стоимость   активов   может   оказаться   ниже,  а  объем
обязательств значительно большим по сравнению с планируемым. К тому же
существующие законы  не  всегда  способны  разрешить правовые вопросы,
возникающие у банка;  судебное разбирательство  с  участием  того  или
иного банка  может  повлечь  за собой более серьезные,  чем ожидалось,
последствия для   банковского   бизнеса,   чреватые    дополнительными
расходами для  данного  банка  или  для  многих  или  даже всех других
банков; могут быть внесены изменения в законодательство,  регулирующее
деятельность банков   и   других   коммерческих   предприятий.   Банки
становятся особенно уязвимыми для правового риска в  то  время,  когда
они только   приступают   к  новым  видам  операций  и  когда  еще  не
установлены юридические   права   партнера   банка    на    совершение
соответствующих сделок.

                            Риск репутации

     Риск, связанный с потерей репутации надежного банка, возникает по
причине операционных просчетов,  неспособности  банка  соответствовать
требованиям законов  и  других  правовых актов или по другим причинам.
Этот вид риска особенно  опасен  для  банков,  поскольку  характер  их
деятельности предполагает   доверие   к  ним  со  стороны  вкладчиков,
кредиторов и всего рыночного сектора.

             Б. Разработка и осуществление пруденциальных
                            норм и правил

     Риски, свойственные    банковскому   делу,   должны   выявляться,
отслеживаться и контролироваться.  Важная роль в этом отведена органам
банковского надзора,   наделенным   полномочиями   по   разработке   и
исполнению пруденциальных норм и правил в целях контроля  за  рисками,
включая требования   по  достаточности  собственного  капитала  банка,
создания резервов под  возможные  потери  по  ссудам,  по  недопущению
чрезмерной концентрации  активов,  ликвидности,  управлению  рисками и
внутреннему контролю.  Цель  органов  надзора  состоит  в  том,  чтобы
ограничивать степень  рисков,  которые необоснованно принимают на себя
банки. Эти требования не  должны  предопределять  решения  руководства
банка. Их   назначение   -  устанавливать  минимальные  пруденциальные
стандарты, обеспечивающие надлежащее проведение  банковских  операций.
Динамичное по  своей  природе  банковского дело требует периодического
пересмотра органами надзора своих пруденциальных требований  и  оценки
ими степени  соответствия  существующих норм реальной ситуации,  как и
необходимости разработки новых нормативов.

                      1. Достаточность капитала

     Принцип 6.   Органы   банковского   надзора   должны   определять
соответствие требованиям  по  достаточности  капитала для всех банков.
Эти требования должны  соответствовать  уровню  рисков,  которые  банк
принимает на   себя,   а   также  определять  конкретные  составляющие
капитала, принимая во внимание  его  способность  покрывать  возможные

Страницы: 1  2  



Печать
РАЗМЕСТИТЬ БЕСПЛАТНО:

2003 - 2020 © НДП "Альянс Медиа"
Рейтинг@Mail.ruRambler's Top100