ИННОВАЦИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ГРАНТЫ, ТЕХНОЛОГИИ, ПАТЕНТЫ
www.innovbusiness.ru

Печать
         РЕЗОЛЮЦИЯ ГЕНЕРАЛЬНОЙ АССАМБЛЕИ ООН О ПРОГРЕССИВНОМ
           РАЗВИТИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА И ЕГО КОДИФИКАЦИИ

                              РЕЗОЛЮЦИЯ

                    ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ

                          11 декабря 1946 г.


                                (НЦПИ)

     Генеральная Ассамблея

     признает обязательство,  возложенное на нее абзацем а)  пункта  1
статьи  13  Устава,  организовать исследование и делать рекомендации с
целью содействия прогрессивному развитию международного  права  и  его
кодификации;
     учитывает необходимость  тщательного  и  всестороннего   изучения
всего,  что  было  уже  достигнуто  в  этой области,  а равно изучения
проектов  и  деятельности  официальных  и  неофициальных   учреждений,
направляющих  свои  усилия  для  содействия  прогрессивному развитию и
формулировке   публичного   и   частного   международного   права,   и
необходимость  составления  доклада  о  методах,  при  помощи  которых
Генеральная  Ассамблея  могла  бы  наиболее  целесообразно   выполнить
обязательства, предусмотренные вышеуказанным положением Устава.

     Поэтому

     постановляет учредить  Комитет,  состоящий  из  семнадцати членов
Объединенных Нации, назначаемых Генеральной Ассамблеей по рекомендации
ее Председателя с тем,  чтобы каждый из этих членов Объединенных Наций
имел в Комитете одного представителя;

     поручает Комитету изучить:

     a) методы,  при  помощи  которых  Генеральная  Ассамблея   должна
содействовать  прогрессивному  развитию  международного  права  и  его
последующей кодификации;
     b) методы,  при  помощи  которых  можно достигнуть сотрудничества
различных органов Объединенных Наций для выполнения указанной задачи;
     c) методы  привлечения  к  сотрудничеству  тех  государственных и
международных  учреждений,  которые   могут   оказать   содействие   в
достижении указанной цели;
     и представить об этом доклад Генеральной Ассамблее  на  ближайшей
очередной сессии*;
----------------
     * Комиссия  международного  права  была  учреждена резолюцией 174
(II) Генеральной Ассамблеи от 21 ноября  1947  года.  Подлинный  текст
Положения был приложен к этой резолюции.

     Поправки к   тексту   Положения   были   утверждены   Генеральной
Ассамблеей в ее резолюциях 485 (V) от 12 декабря 1950 года,  984 (X) и
985  (X)  от  3 декабря 1955 года,  1103 (XI) от 18 декабря 1956 года,
1647 (XVI) от 6 ноября 1961 года и  36/39  от  18  ноября  1981  года.
Условные   обозначения   и   даты   резолюций  Генеральной  Ассамблеи,
содержащих  поправки,  включенные  в  настоящий  текст,  приводятся  в
сносках.
     предлагает Генеральному Секретарю оказывать Комитету  содействие,
в котором Комитет может нуждаться при выполнении своей работы.

                              ПОЛОЖЕНИЕ

                   о Комиссии международного права

                               Статья 1

     1. Комиссия международного права  имеет  своей  целью  содействие
прогрессивному развитию международного права и его кодификации.
     2. Комиссия занимается преимущественно  вопросами  международного
публичного права,  но она может рассматривать и вопросы международного
частного права.

          Глава I. Организация Комиссии международного права

                               Статья 2

     1. Комиссия состоит  из  тридцати  четырех  членов,  пользующихся
признанным авторитетом в области международного права.
     2. В составе Комиссии не должно быть двух граждан одного  и  того
же государства.
     3. В случае двойного гражданства кандидат  считается  гражданином
того государства, в котором он обычно пользуется своими гражданскими и
политическими правами.

                               Статья 3

     Члены Комиссии избираются Генеральной Ассамблеей  из  числа  лиц,
внесенных  в  список  по  предложению правительств государств - членов
Организации Объединенных Нации.

                               Статья 4

     Каждое государство-член  Организации  может  выставить  не  более
четырех кандидатов, из которых два могут быть гражданами выставляющего
их государства и два - гражданами других государств.

                               Статья 5

     Имена кандидатов  представляются   правительствами   Генеральному
секретарю  в  письменной  форме  до первого июня того года,  в который
состоятся  выборы,  при  условии,   что   в   исключительных   случаях
правительство  может  заменить  кандидата,  которою  оно предложило до
первого июня,  другим кандидатом,  которого оно объявляет не  позднее,
чем за тридцать дней до открытия сессии Генеральной Ассамблеи.

                               Статья 6

     Генеральный секретарь  в  кратчайший срок сообщает правительствам
государств-членов Организации имена представленных кандидатов, а также
такие   сведения   об   их   деловых  качествах,  которые  могут  быть
представлены предлагающими этих кандидатов правительствами.

                               Статья 7

     Генеральный секретарь составляет список,  о котором  говорится  в
статье  3  и который содержит расположенные в алфавитном порядке имена
всех должным образом  предложенных  кандидатов,  и  представляет  этот
список Генеральной Ассамблее для проведения выборов.

                               Статья 8

     При избрании избиратели должны иметь в виду, что каждое избранное
в Комиссию лицо в отдельности должно удовлетворять всем  предъявляемым
требованиям  и  что  весь  состав  Комиссии  в целом должен обеспечить
представительство главнейших  форм  цивилизации  и  основных  правовых
систем мира.

                              Статья 9*

----------------
     * Текст  утвержден Генеральной Ассамблеей в резолюции 36/39 от 18
ноября 1981 года.

     1. Избранными считаются,  в максимальных пределах,  установленных
для каждой региональной группы, кандидаты, получившие наибольшее число
голосов и,  по меньшей  мере,  большинство  голосов  присутствующих  и
участвующих в голосовании членов Организации.
     2. В случае,  если большинство голосов было подано более  чем  за
одного  гражданина  того же государства,  избранным считается тот,  за
которого было подано наибольшее число голосов,  а если голоса  делятся
поровну, избранным считается старший по возрасту кандидат.

                              Статья 10*

----------------
     * Текст утвержден Генеральной Ассамблеей в резолюции 985 (X) от 3
декабря 1955 года.
     Члены Комиссии   избираются   на   пять   лет.   Они  могут  быть
переизбраны.

                              Статья 11

     Если оказывается случайная вакансия,  Комиссия сама заполняет эту
вакансию  с  должным  учетом  положений,  содержащихся в статьях 2 и 8
настоящего Положения.

                             Статья 12 *

----------------
     * Текст утвержден Генеральной Ассамблеей в резолюции 984 (X) от 3
декабря 1955 года.
     Комиссия заседает    в    Европейском    отделении    Организации
Объединенных  Наций  в  Женеве.  Комиссия,  однако,  имеет право после
консультации с Генеральным секретарем  проводить  заседания  в  других
местах.

                              Статья 13 *

----------------
     * Текст  утвержден  Генеральной Ассамблеей в резолюции 485 (V) от
12 декабря 1950 года.
     Членам Комиссии  оплачиваются  путевые расходы;  кроме того,  они
получают   особое   вознаграждение,   размер   которого   определяется
Генеральной Ассамблеей.

                              Статья 14

     Генеральный секретарь в меру своих возможностей  предоставляет  в
распоряжение   Комиссии   персонал   и   все   средства  обслуживания,
необходимые Комиссии для выполнения ею своей задачи.

           Глава II. Функции Комиссии международного права

                              Статья 15

     В последующих   статьях   выражение    "прогрессивное    развитие
международного  права"  для удобства употребляется в смысле подготовки
проектов конвенции  по  тем  вопросам,  которые  еще  не  регулируются
международным  правом  или по которым право еще недостаточно развито в
практике   государств.   Равным   образом    выражение    "кодификация
международного  права"  для  удобства  употребляется  в  смысле  более
точного формулирования и систематизации норм  международного  права  в
тех областях, в которых уже имеются обширная государственная практика,
прецеденты и доктрины.

            А. Прогрессивное развитие международного права

                              Статья 16

     Когда Генеральная  Ассамблея   передает   Комиссии   предложение,
касающееся  прогрессивного  развития международного права,  Комиссия в
общем придерживается следующей процедуры:
     a) Она назначает одного из своих членов докладчиком;
     b) Она составляет план работы;
     c) Она рассылает правительствам вопросник и просит их представить
ей в определенный срок информацию и данные,  относящиеся  к  вопросам,
включенным в план работы;
     d) Она может назначить  некоторых  из  своих  членов  для  работы
вместе  с  докладчиком  по подготовке проектов до получения ответов на
этот вопросник;
     e) Она   может   консультироваться   с  научными  учреждениями  и
отдельными экспертами;  при этом  не  требуется,  чтобы  эти  эксперты
непременно  были гражданами государств-членов Организации Объединенных
Наций. Генеральный секретарь в случае необходимости и в рамках бюджета
оплачивает расходы по таким консультациям экспертов;
     f) Она рассматривает проекты, представляемые докладчиком;
     g) Когда  Комиссия признает какой-либо проект удовлетворительным,
она просит Генерального секретаря избрать  его  в  качестве  документа
Комиссии.   Этому   документу   Секретариат  обеспечивает  необходимое
распространение вместе  с  такими  пояснительными  и  вспомогательными
материалами,  какие Комиссия считает нужными.  Публикация включает всю
информацию,  представленную Комиссии в ответ на вопросник,  о  котором
упоминается выше в подпункте "с";
     h) Комиссия просит правительства  представить  в  разумные  сроки
свои замечания по данному документу;
     i) Докладчик  и  назначенные  для  этого  члены  Комиссии   вновь
рассматривают   проект   с  учетом  этих  замечаний  и  подготавливают
окончательный проект и пояснительный доклад,  которые они представляют
Комиссии для рассмотрения и утверждения;
     j) Комиссия  представляет   утвержденный   ею   проект   и   свои
рекомендации Генеральной Ассамблее через Генерального секретаря.

                              Статья 17

     1. Комиссия  рассматривает  также  передаваемые  ей  с этой целью
Генеральным секретарем предложения и проекты многосторонних конвенций,
представляемые  государствами-членами  Организации Объединенных Наций,
главными органами Организации Объединенных  Наций,  кроме  Генеральной
Ассамблеи, специализированными учреждениями или официальными органами,
созданными по  договоренности  между  правительствами  для  содействия
прогрессивному развитию международного права и его кодификации.
     2. Если  в  таких   случаях   Комиссия   считает   целесообразным
приступить  к  изучению  таких  предложений  или  проектов,  то  она в
основном придерживается следующей процедуры:
     a) Комиссия  составляет план работы,  изучает такие предложения и
проекты и сравнивает их с другими предложениями и проектами по тем  же
вопросам;
     b) Комиссия   рассылает   вопросник   всем   членам   Организации
Объединенных   Наций,   а   также   тем   из  вышеупомянутых  органов,
специализированных  учреждений  и  официальных  органов,  которых  это
касается, и просит их представить в разумные сроки свои замечания;
     c) Комиссия представляет доклад и свои  рекомендации  Генеральной
Ассамблее.  До  этого  она  может  также,  если сочтет целесообразным,
представить предварительный доклад  тому  органу  или  учреждению,  от
которого исходит предложение или проект;
     d) Если  Генеральная  Ассамблея  предложит  Комиссии   продолжать
работу в соответствии с предложенным планом, то применяется процедура,
указанная в статье 16 выше.  Однако  может  не  быть  необходимости  в
вопроснике, упомянутом в пункте "с" этой статьи.

                 В. Кодификация международного права

                              Статья 18

     1. Комиссия  делает  обзор  всей  области  международного права с
целью  выбора  тем  для  кодификации,  имея  при  этом  в   виду   уже
существующие проекты, будь то правительственные или нет.
     2. Когда  Комиссия  признает  кодификацию  по   данному   вопросу
необходимой   и   желательной,   она  представляет  свои  рекомендации
Генеральной Ассамблее.
     3. Просьбы  Генеральной Ассамблеи рассмотреть тот или иной вопрос
выполняются Комиссией в первую очередь.

                              Статья 19

     1. Комиссия  принимает  план  работы,   соответствующий   каждому
отдельному случаю.
     2. Комиссия   обращается   через   Генерального    секретаря    к
правительствам  с  обстоятельной просьбой направить ей тексты законов,
декретов,  судебных решений,  договоров,  дипломатической переписки  и
иного  рода  документов,  имеющих  отношение к изучаемому ею вопросу и
представляющихся ей необходимыми.

                              Статья 20

     Комиссия готовит свои проекты в форме статей  и  представляет  их
Генеральной Ассамблее с комментариями, содержащими:
     a) соответствующее изложение прецедентов и других  относящихся  к
делу данных, включая договоры, судебные решения и доктрину;
     b) выводы относительно:
     i) степени  согласия  по  каждому моменту в практике государств и
доктрине;
     ii) существующих расхождений и разногласий,  а также аргументов в
пользу того или иного решения.

                              Статья 21

     1. Когда Комиссия признает какой-либо проект  удовлетворительным,
она  просит  Генерального  секретаря  издать  его в качестве документа
Комиссии.  Этому  документу   Секретариат   обеспечивает   необходимое
распространение   вместе  с  такими  объяснениями  и  вспомогательными
материалами,  какие Комиссия  может  счесть  необходимыми.  Публикация
включает  всю  информацию,  представленную  Комиссии правительствами в
соответствии со статьей 19.  Комиссия решает,  следует ли  включать  в
публикацию  мнения  того  или  иного научного учреждения или отдельных
экспертов, запрошенные Комиссией.
     2. Комиссия  просит  правительства  представить  в разумные сроки
замечания по данному документу.

                              Статья 22

     С учетом таких замечаний  Комиссия  подготавливает  окончательный
проект   и   пояснительный  доклад,  которые  она  через  Генерального
секретаря представляет вместе  со  своими  рекомендациями  Генеральной
Ассамблее.

                              Статья 23

     1. Комиссия может рекомендовать Генеральной Ассамблее:
     a) Не  принимать   никакого   решения,   поскольку   доклад   уже
опубликован;
     b) Принять доклад к сведению или одобрить его в своей резолюции;
     c) Рекомендовать  проект  государствам-членам Организации с целью
заключения конвенции;
     d) Созвать конференцию для заключения конвенции.
     2. Во  всех   случаях,   когда   Генеральная   Ассамблея   сочтет
целесообразным,  она может вернуть Комиссии проекты для пересмотра или
новой редакции.

                              Статья 24

     Комиссия рассматривает  способы  и   средства,   делающие   более
доступными  свидетельства  из  области  обычного международного права,
такие  как  сбор  и   публикация   документов,   касающихся   практики
государств,  и  судебных решений национальных и международных судов по
вопросам международного права,  и представляет  Генеральной  Ассамблее
доклад по этому вопросу.

             Глава III. Сотрудничество с другими органами

                              Статья 25

     1. Комиссия может консультироваться, если она сочтет необходимым,
с любым органом Организации  Объединенных  Наций  по  любому  вопросу,
который входит в компетенцию этого органа.
     2. Все документы Комиссии, рассылаемые правительствам Генеральным
секретарем,  рассылаются  также  заинтересованным  органам Организации
Объединенных Наций.  Эти органы  могут  направлять  в  Комиссию  любую
информацию или делать ей любые предложения.

                              Статья 26

     1. Комиссия  может  консультироваться  с  любой международной или
национальной организацией,  официальной или неофициальной,  по  любому
порученному  ей  вопросу,  если она сочтет,  что такая процедура может
помочь ей в осуществлении ее функций.
     2. Для  распространения документов Комиссии Генеральный секретарь
после  консультации  с  Комиссией  составляет  список  национальных  и
международных   организаций,   занимающихся  вопросами  международного
права.  Генеральный секретарь исходит из того,  чтобы включить в  этот
список  хотя  бы  одну  национальную  организацию  каждого  из  членов
Организации Объединенных Наций.
     3. При   применении   положений   настоящей   статьи  Комиссия  и
Генеральный   секретарь   руководствуются   резолюциями    Генеральной
Ассамблеи  и  других  главных  органов Организации Объединенных Наций,
касающимися отношений с франкистской  Испанией,  и  исключают  как  из
консультаций, так и из списка, организации, сотрудничавшие с нацистами
и фашистами.
     4. Признается  целесообразность  консультаций  между  Комиссией и
межправительственными   организациями,   задачей   которых    является
кодификация международного права,  такими как организации,  входящие в
Панамериканский союз.

                          ЮРИДИЧЕСКИЙ СТАТУС
          членов Комиссии в месте ее постоянного пребывания

     Правительство Швейцарии в коммюнике на имя Генерального секретаря
Организации  Объединенных Наций препроводило текст решения,  принятого
Федеральным советом Швейцарии в отношении юридического статуса  членов
Комиссии  международного  права  в  период  сессий Комиссии в Женеве -
месте ее постоянного пребывания. Текст этого решения гласит следующее:
     "По предложению     Федерального    политического    департамента
Федеральный совет 9  мая  1979  года  постановил  предоставить  членам
Комиссии  международного  права  на период сессий Комиссии в Женеве по
аналогии те же привилегии  и  иммунитеты,  которыми  пользуются  судьи
Международного  Суда  во время их пребывания в Швейцарии.  Речь идет о
привилегиях  и  иммунитетах,   которыми   пользуются   главы   миссий,
аккредитованных   при  международных  организациях  в  Женеве.  Членам
Комиссии  международного  права  предоставляется  право  на  получение
специального удостоверения красного цвета".

Печать
РАЗМЕСТИТЬ БЕСПЛАТНО:

2003 - 2020 © НДП "Альянс Медиа"
Рейтинг@Mail.ruRambler's Top100