ИННОВАЦИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ГРАНТЫ, ТЕХНОЛОГИИ, ПАТЕНТЫ
www.innovbusiness.ru

Печать
                             РАСПОРЯЖЕНИЕ

                  КОМИТЕТ ПО ОПЕРАТИВНОМУ УПРАВЛЕНИЮ
                       НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ СССР

                           1 ноября 1991 г.

                                N 104р

                             (ВДМ 91-11)


     В целях практической поддержки предпринимательства и усиления по-
ложительного влияния частной инициативы на преодоление кризиса предло-
жить органам власти и управления республик рассмотреть и реализовать с
учетом специфики регионов рекомендуемый комплекс мер (прилагается).

                              ПРИЛОЖЕНИЕ
               к распоряжению Комитета по оперативному
                 управлению народным хозяйством СССР
                      от 1 ноября 1991 г.N 104р

        НЕОТЛОЖНЫЕ ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ МЕРЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ В ЦЕЛЯХ
             СОЗДАНИЯ БЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
               ЧАСТНОЙ ИНИЦИАТИВЫ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

     Исходя из того,  что основой подъема экономики  являются  частная
собственность, свобода предпринимательства и конкуренция, первостепен-
ной задачей является создание благоприятных  условий  для  ускоренного
развития частной инициативы и предпринимательства.
     Для этого необходимо в кратчайший срок разработать и  реализовать
комплекс правовых, экономических и организационных мер, способствующих
развитию предпринимательства в цивилизованной форме и в  направлениях,
которые республики сочтут приоритетными, особенно в отраслях народного
хозяйства, от которого зависит жизнеобеспечение людей.
     В целях  формирования благоприятных и равных условий для предпри-
нимательской деятельности Комитет по оперативному управлению  народным
хозяйством  СССР  считает  целесообразным предложить законодательным и
исполнительным органам принять правовые акты и осуществить  ряд  неот-
ложных  мер,  способствующих развитию инициативы и предпринимательской
деятельности.
     При подготовке таких актов Комитет по оперативному управлению на-
родным хозяйством СССР,  исходя из основных положений Договора об Эко-
номическом сообществе в области предпринимательства,  предлагает руко-
водствоваться следующими основными положениями в  соответствующих  об-
ластях.

          I. Общие принципы предпринимательской деятельности

     1. Государство предельно ограничивает свое вмешательство в предп-
ринимательскую деятельность.
     Вмешательство государства в предпринимательскую деятельность юри-
дических и физических лиц допускается только на основе законодательст-
ва и ограничивается, как правило, только следующими вопросами, относя-
щимися к исключительной  компетенции  государства:  соблюдение  закон-
ности,  оборона и безопасность общества, безопасность и здоровье граж-
дан, налоговое и ценовое и антимонопольное регулирование, предоставле-
ние социальных гарантий, соблюдение экологических, санитарных и проти-
вопожарных норм.
     Собственникам частных  предприятий  предоставлять право самостоя-
тельно решать вопросы:  ценообразования,  о количестве и  номенклатуре
изготовляемой продукции, формах и способах ее реализации, выбора парт-
неров,  найма и увольнения работников,  о структуре и  видах  финансо-
во-хозяйственной деятельности, включая самостоятельное решение вопроса
об использовании полученной прибыли.
     Увольнение работников  производится  с соблюдением социальных га-
рантий и на основе действующего законодательства.
     В отдельных  предусмотренных  законодательством случаях предприя-
тия, основанные на частной собственности, равно как и предприниматели,
не  являющиеся  юридическими  лицами,  могут привлекаться к работам по
ликвидации последствий стихийных бедствий,  катастроф и других чрезвы-
чайных ситуаций.
     2. Если в результате издания государственным или иным органом ак-
та,  выходящего за рамки его компетенции или несоответствующего требо-
ваниям законодательства,  нарушаются права предпринимателей, они могут
обратиться  в  суд с заявлением о признании такого акта недействитель-
ным.
     Возникающие у  предпринимателей  в  результате  запретов и других
противоправных действий государственных и иных органов и их  должност-
ных  лиц  убытки  бесспорно возмещаются последними полностью,  включая
упущенную выгоду,  если неправомерность этих действий  будет  признана
судом.
     3. Государства -  члены  Экономического  сообщества  обеспечивают
одинаковый  правовой  режим  осуществления хозяйственной деятельностью
для юридических и физических лиц как своего государства,  так  и  всех
других государств, включая вопросы налогообложения, товарообмена, соб-
людения экологических требований,  доступа к  трудовым,  материальным,
финансовым, информационным и природным ресурсам.
     4. Экономическое сообщество и  суверенные  государства  принимают
меры  по  соблюдению стабильности принятого законодательства в области
предпринимательства. Пересмотр в течение трех лет ранее принятых зако-
нов  в этой области может производиться только в случае изменения эко-
номической или политической ситуации,  которое нельзя было  предвидеть
заранее.  Невозможность предвидения должна быть подтверждена Конститу-
ционным судом.
     5. В целях устранения существующих ограничений в области предпри-
нимательства законодательным и исполнительным органам государств реко-
мендуется в минимально короткие сроки пересмотреть действующее законо-
дательство,  имея в виду провести эту работу в два  этапа.  На  первом
этапе определить нормативные акты,  не противоречащие развитию частной
инициативы и предпринимательства. На втором - отменить все действующие
правовые акты, сдерживающие развитие частной инициативы и предпринима-
тельства.
     Работу по  пересмотру и отмене законодательных актов следует про-
вести в течение не более 2 месяцев с тем,  чтобы обеспечить с 1 января
1992  г.создание  необходимой  правовой  базы для ускоренного развития
предпринимательства и частной инициативы.
     6. Исходя  из  того,  что частная собственность является такой же
равноправной,  как и  другие  формы  собственности,  она  должна  быть
обеспечена аналогичной защитой от любых посягательств. Учитывая, что в
течение многих лет частная собственность была фактически запрещена,  а
меры  наказания  за  посягательство на личную собственность были более
мягкими,  чем меры  наказания  за  посягательство  на  государственную
собственность,  необходимо установить эффективную систему правовой за-
щиты частной собственности.  В этих целях  следует  ввести  вновь  или
ужесточить существующие меры уголовной и имущественной ответственности
за действия, наносящие прямой или косвенный ущерб предпринимательству:
хищения,  вымогательство  (рэкет),  понуждение к принятию решений,  не
соответствующих интересам предпринимателей,  зачисление по принуждению
на  работу лиц,  которые не принимают трудового участия в деятельности
предприятий или по своим профессиональным качествам не могут приносить
пользу предприятиям.
     Активизировать работу правоохранительных  органов  в  направлении
защиты  частной  собственности от посягательств вплоть до создания ими
специальных подразделений.
     7. Признается  несовместимой  работа на постоянной основе в госу-
дарственных органах власти и управления с занятием предпринимательской
деятельностью.

     II. Регистрация участников предпринимательской деятельности

     8. Все  действующие,  создаваемые  и  реорганизуемые предприятия,
основанные на началах предпринимательской деятельности, регистрируются
в судебном или ином уполномоченном на то органе.
     9. Вводятся регистрационные сборы за  регистрацию  создаваемых  и
реорганизуемых предприятий,  основанных на началах предпринимательской
деятельности. Ставки регистрационного сбора могут быть дифференцирова-
ны в зависимости от вида деятельности,  осуществляемой этими предприя-
тиями.  Суммы регистрационных сборов поступают в доход местных  бюдже-
тов.
     10. Ведение  государственного  реестра  участников   предпринима-
тельской деятельности поручается налоговым инспекциям.
     11. Право на индивидуальную предпринимательскую деятельность  без
оформления статуса юридического лица возникает на основании приобрете-
ния срочных гербовых знаков, продаваемых финансовыми органами по месту
этой деятельности.  Цена гербовых знаков устанавливается законодатель-
ными органами государства.
     12. Законодательными  органами  государств-членов  Экономического
сообщества утверждаются перечни видов деятельности,  подлежащих лицен-
зированию,  в  которые  включаются  виды деятельности,  представляющие
опасность для жизни и здоровья людей, а также виды деятельности, нахо-
дящиеся  в  исключительной компетенции государства.  Указанные перечни
являются исчерпывающими и не  подлежат  расширению  местными  органами
власти.  Считать  необходимым  активное участие обществ по защите прав
потребителей в подготовке этих перечней.
     13. Совместные  предприятия,  предприятия с участием иностранного
капитала, иностранные фирмы и их филиалы, осуществляющие свою деятель-
ность  на территории государств-членов Экономического сообщества,  ре-
гистрируются на общих основаниях,  если иного не  требует  иностранный
партнер.

                          III. Приватизация

     14. Приватизация  допускается  во  всех  отраслях  народного  хо-
зяйства.  Законодательными органами  государств-членов  Экономического
сообщества  утверждаются  перечни  объектов  государственной собствен-
ности, не подлежащих приватизации.
     15. В результате приватизации государство утрачивает права владе-
ния,  распоряжения и пользования объектами  государственной  собствен-
ности, а государственные органы - право управления ими.
     16. Приватизация осуществляется в форме приобретения покупателями
акций  государственных  акционерных  обществ,  покупки  объектов госу-
дарственной собственности по конкурсу или на аукционе.
     При согласовании  трудовым коллективом государственного предприя-
тия программы приватизации предприятия с органом  по  управлению  иму-
ществом приватизации проводится без конкурса или аукциона.
     17. Небольшие предприятия торговли,  общественного питания, быто-
вого  обслуживания населения и иных отраслей народного хозяйства реко-
мендуется приватизировать по символическим ценам  с  объявлением  кон-
курсных условий.
     18. При осуществлении  приватизации  государственных  предприятий
используется преимущественно возмездная форма передачи права собствен-
ности с предоставлением широкого спектра льгот, включая скидки со сто-
имости имущества, рассрочку платежа, выдачу кредитов и другие виды ль-
гот.
     19. Законодательным   органам   государств-членов  Экономического
сообщества предлагается подготовить и принять  законы  о  приобретении
гражданами  и  юридическими  лицами объектов государственной собствен-
ности (о приватизации).

                IV. Финансы и банковская деятельность

     20. Предоставляется право всем банкам,  действующим на территории
государств-членов  Экономического сообщества,  осуществлять весь комп-
лекс финансово-кредитных операций,  включая валютные операции и откры-
тие  корреспондентских счетов в зарубежных банках.  За все виды риска,
связанного с  деятельностью  банков,  государство  ответственности  не
несет и в работу банков не вмешивается.
     21. Предприятия,  независимо от форм собственности (далее  имену-
ются  предприятия),  имеют право свободного приобретения и продажи ва-
лютных средств на договорной основе во всех банках,  а также на валют-
ных биржах.
     Участники торгов являются равноправными.
     22. Предприятия вправе финансировать и кредитоваться в любом ком-
мерческом банке,  а также открывать в  них  неограниченное  количество
счетов.
     Банки несут ответственность за нарушение норм и сроков проведения
операций  по  обслуживанию  предприятий  в размере нанесенного ущерба,
включая упущенную выгоду.  Ответственность  банка  не  переносится.  В
соответствии  с  законодательством  банк  вправе предъявить регрессный
иск.
     23. На  банки  не  могут  быть  возложены функции государственных
структур управления и контроля.
     24. Гарантируется беспрепятственное получение собственниками сво-
их средств в банках в любой приемлемой для них форме (наличными, чека-
ми,  векселями,  иными  платежными  средствами или по перечислению) по
первому требованию владельца средств без ограничения суммы в  пределах
имеющихся на счетах средств.
     25. Расчеты между банками переводятся на прямые корреспондентские
отношения  с  постепенной  отменой  системы  расчетно-кассовых центров
центральных (национальных государственных) банков.
     26. В  целях ускоренного развития денежного рынка государство по-
ощряет образование коммерческих банков,  меняльных контор,  валютных и
финансовых бирж.
     Уровень обязательных резервов коммерческих банков  в  центральных
(национальных государственных) банках не должен превышать 10 процентов
привлеченных средств.  Вводится плата центральных банков за вносимые в
них коммерческими банками резервы.
     27. Коммерческим банкам предоставляется право привлекать к охране
помещений, имущества, денежных хранилищ, а также инкассационных опера-
ций специализированные подразделения МВД,  частные службы безопасности
и охраны или создавать свои аналогичные службы.

                        V. Налоговая политика

     28. В  целях  активизации  развития предпринимательства законода-
тельным органам государств-членов Экономического сообщества рекоменду-
ется  изыскать  возможность установить на 1992-1994 годы налог на при-
быль предприятий в минимально возможном размере,  как правило, не пре-
вышающем  25 процентов прибыли.  Освобождается от налогообложения при-
быль, направляемая на развитие производства.
     При этом  ставки налога следует дифференцировать в зависимости от
видов деятельности. Устанавливаются налоговые и иные льготы для предп-
риятий, деятельность которых связана с производством товаров народного
потребления и оказанием услуг населению,  в первую  очередь  с  произ-
водством товаров массового спроса,  лекарств, медикаментов и продуктов
питания.  Налоговые и иные льготы  (включая  налоговые  кредиты)  пре-
доставляются прежде всего начинающим предпринимателям.
     29. В связи с отменой контроля за ценами  снимаются  ограничения,
связанные с уровнем рентабельности производства.  Регулирование разме-
ров фонда оплаты труда и потребления осуществляется  на  основе  гене-
ральных   соглашений,   заключаемых  между  союзами  предпринимателей,
профсоюзами и правительствами,  в которых предусматривается размер ми-
нимальной заработной платы, решаются вопросы повышения заработной пла-
ты в связи с ростом квалификации работников,  ее индексации,  а  также
другие вопросы оплаты труда.
     30. Законодательные органы государств устанавливают размеры нало-
га  на  валютные  доходы предприятий с учетом выплат по внешнему долгу
Союза ССР.
     31. В  целях ускорения процесса приватизации рекомендуется ввести
для государственных предприятий налог на основные и оборотные фонды  в
размере одного процента их стоимости.  Указанный налог взимается после
уплаты налога на прибыль и поступают в соответствующий бюджет.
     32. Признается  недопустимым изъятие во внесудебном порядке орга-
нами государственного управления и контроля (кроме случаев, предусмот-
ренных  законодательством)  денежных средств со счетов предприятий.  В
случае несогласия предприятия с действиями органов управления и  конт-
роля,  которым  в  законодательном  порядке предоставлено такое право,
предприятия могут обжаловать их решение  в  суде.  Судам  принимать  к
рассмотрению указанные дела в первоочередном порядке.
     Ущерб, причиненный предприятию  неправомерными  действиями  долж-
ностных  лиц,  включая упущенную выгоду,  подлежит возмещению в полном
объеме.

      VI. Поддержка предпринимательства и льготы его участникам

     33. Помимо налоговых льгот предпринимателям могут быть  представ-
ляемы и другие, льготы, в частности, передача в долгосрочное пользова-
ние земли и недвижимости на безвозмездной или льготной основе.
     34. Создается государственный кредитный фонд для поддержки малого
и среднего предпринимательства, который размещается в специализирован-
ных коммерческих банках. Предоставление средств и кредитов осуществля-
ется этими банками на исключительно льготных условиях.

                         VII. Ценообразование

     35. Реализация всех видов товаров и услуг осуществляется по  сво-
бодным  ценам.  Государство  регулирует  цены  на основные виды сырья,
энергоносители, ограниченный перечень продуктов питания, тарифы на же-
лезнодорожные  перевозки  и услуги связи,  а также исходя из необходи-
мости проведения антимонопольной политики.  Перечень товаров и  услуг,
цены на которые регулируются государством, определяется в соответствии
с соглашениями, заключаемыми на основе Договора об Экономическом сооб-
ществе.

                         VIII. Торговля и товарообмен

     36. Правительствами  разрабатываются  и осуществляются конкретные
меры по поддержке бирж,  брокерских контор,  торговых и посреднических
фирм,  информационных,  транспортных,  складских и других предприятий,
составляющих инфраструктуру рынка.
     37. Запрещаются всем исполнительным органам власти, профсоюзным и
общественным организациям любые прямые  и  скрытые  формы  ограничения
свободы торговли.
     38. Предоставление прав на прописку, провоз товаров, отвод земли,
проведение аукционов, ярмарок и другие действия, которые входят в ком-
петенцию местных органов власти, не должны обусловливаться какими-либо
дополнительными требованиями и предпринимателями (неправомерные плате-
жи,  бесплатное предоставление товаров и услуг и т.  д.).  Должностные
лица,  виновные  в  подобных  действиях,  привлекаются к уголовной от-
ветственности в соответствии с законодательством.

                 IХ. Внешнеэкономическая деятельность

     39. Право участия во внешнеэкономической деятельности  предостав-
ляется всем предприятиям.  Им разрешаются экспортно-импортные и прочие
виды внешнеэкономических операций.
     40. Ликвидируется  монополия  каких-либо предприятий внешней тор-
говли,  за исключением проведения экспортно-импортных операций по про-
дукции и сырью стратегического назначения, драгоценным металлам и дру-
гим  государственным  ценностям.  Государственные   специализированные
внешнеторговые организациями преобразуются в акционерные общества.
     41. Разрешаются все виды товарообменных (бартерных) и компенсаци-
онных сделок,  за исключением сделок по продукции,  указанной в пункте
40 настоящих организаций.
     42. Отменяются для предприятий налоги на экспорт и импорт,  кроме
таможенных процедур и пошлин, которые должны быть едиными на всей тер-
ритории Экономического сообщества.  На таможенные организации возлага-
ется осуществление статистического учета всех видов грузов, пересекаю-
щих границу в том или ином направлении, в соответствии с декларациями,
предоставляемыми участниками внешнеэкономических операций.
     43. Реэкспортные  операции налогом не облагается,  за исключением
полученной предприятиями прибыли от этих операций.
     44. Отменяется  лицензирование  импорта  товаров,  за исключением
указанных в пункте 40 настоящих рекомендаций. Законодательными органа-
ми государств-членов Экономического сообщества.  На таможенные органи-
зации возлагается осуществление статистического учета всех видов  гру-
зов, пересекающих границу в том или ином направлении, в соответствии с
декларациями,  предоставляемыми участниками внешнеэкономических опера-
ций.
     45. Предприятия имеют право открывать свои валютные счета в любом
банке мира и свободно перемещать их.
     46. В целях защиты интересов покупателя вводится страхование всех
видов внешнеэкономической деятельности,  а также имущества,  собствен-
ности вкладов, сделок, иска (включая транспортный), которое может быть
осуществлено в любой страховой компании мира.
     47. Предоставляется право всем предприятиям самостоятельно решать
вопросы командирования за рубеж своих специалистов,  получения паспор-
тов в соответствующих территориальных ОВИРах и въездных виз в зарубеж-
ные страны непосредственно в посольствах этих стран.
     48. Предприятиям предоставляется право  беспрепятственно  пригла-
шать  на  работу  иностранных граждан в качестве наемного персонала на
основании соответствующих договоров и трудовых соглашений с предостав-
лением предприятием жилья и других необходимых гарантий.
     49. Предоставляется полная свобода предпринимательства  предприя-
тиям  и организациям зарубежных стран,  включая реализацию на отечест-
венном рынке товаров и услуг за рубли. Иностранным юридическим лицам и
гражданам  разрешается  инвестировать  вырученные  рублевые средства в
отечественную экономику.  Снимаются все ограничения на открытие иност-
ранными  фирмами  рублевых  и  валютных  счетов  на  территории  госу-
дарств-членов Экономического сообщества.

                            Х. Отчетность

     50. Основным документом, характеризующим результаты хозяйственной
деятельности предприятия, является его баланс. При проведении проверки
деятельности предприятия налоговая инспекция несет ответственность  за
разглашение коммерческой тайны. Ущерб от разглашения коммерческой тай-
ны, включая упущенную выгоду, может быть возмещен на основании решения
суда.
     51. Основным  финансовым  документом  для  граждан,  занимающихся
предпринимательской  деятельностью без оформления статуса юридического
лица, является заполняемая в общем порядке декларация о доходах, кото-
рая  предоставляется в налоговую инспекцию.  В этих целях предлагается
ускорить разработку и ведение в практику декларации о доходах.

                             ХI. Политика

     52. Предпринимателям разрешается оказывать  материальную,  в  том
числе финансовую, поддержку партиям и политическим движениям, защищаю-
щим интересы предпринимательства в  законодательных  органах  на  всех
уровнях власти,  а также участвовать своими средствами в поддержке из-
бирательных кампаний независимых кандидатов.  Указанная поддержка про-
водится в порядке в размерах, установленных законодательством.
     Все виды поддержки оказываются только через  общественные  фонды,
которые  регулярно  сообщают  о  финансовых результатах своей деятель-
ности.  Такие пожертвования приравниваются к благотворительным и нало-
гом не облагаются.
     55. На всех предприятиях  запрещается  деятельность  политических
организаций, партий или движений.

                 ХII. Благотворительная деятельность

     54. Разрешаются  и  всемерно  поддерживаются все виды благотвори-
тельности, а также создание и развитие благотворительных фондов, осно-
ванных на уставном капитале. Законодательными органами государств-чле-
нов Экономического сообщества подготавливаются и принимаются законы  о
благотворительных фондах и благотворительности.
     55. До 20 процентов личных доходов граждан,  направляемых на бла-
готворительные цели, освобождаются от налогообложения.
     56. Благотворительные пожертвования,  поступающие из других стран
в  денежной и материальной форме в адрес предприятия,  принимаются ими
на баланс и расходуются исключительно на цели, указанные благотворите-
лем. Эти пожертвования налогами не облагаются.
     57. Прибыль благотворительных фондов, полученная от хозяйственной
деятельности и направляемая на увеличение уставного капитала фонда или
на расширение его деятельности, налогом не облагается.

           ХIII. Профсоюзы в предпринимательских структурах

     58. Наемный  капитал  предприятий  может  создавать   профсоюзные
структуры внутри предприятий и проводить соответствующую деятельность.
     В случае если в результате проводимых по инициативе профсоюза ак-
ций,  признанных в установленном порядке незаконными, предприятиям на-
несен материальный ущерб,  то он возмещается профсоюзом  в  бесспорном
порядке или по суду.

    ХIV. Уголовное законодательство и административная ответственность

     59. Рекомендовать  законодательным органам государств-членов Эко-
номического сообщества отменить статьи уголовных кодексов,  преследую-
щие за осуществление предпринимательской деятельности, как несовмести-
мые с рыночной экономикой.
     Регулирование валютных операций, частно-предпринимательской, тор-
говой и посреднической  деятельности  осуществляется  на  основе  норм
гражданского законодательства.
     40. Предлагается освободить из заключения до  1  января  1992  г.
всех осужденных хозяйственников и частных предпринимателей, отбывающих
наказание или находящихся под следствием на основании отмененных  ста-
тей  уголовных  кодексов  государств-членов Экономического сообщества,
предусмотренных пунктом 59 настоящих рекомендаций,  с полной их реаби-
литацией  и  выплатой компенсаций.  В таком же порядке реабилитируются
лица,  ранее осужденные по аналогичным  делам.  При  этом  компенсация
умершим,  осужденным  по  этим  статьям,  выплачивается родственникам.
Списки реабилитированных публикуются в печати.
     61. Признается  целесообразной разработка законодательства о кри-
минальном предпринимательстве,  имеющем целью  извлечение  прибыли  из
действий,  наносящих ущерб обществу.  Устанавливается уголовная и иму-
щественная ответственность за такое предпринимательство.
     Предпринимателям, руководящим   деятельностью   предприятий,  или
предпринимателям,  работающим по контракту, может быть запрещено зани-
маться  предпринимательством  по решению судебных органов,  если в ре-
зультате их недобросовестных или некомпетентных  действий  предприятия
были признаны в установленном порядке несостоятельными (банкротами), а
также в случаях неоднократного или грубого нарушения законодательства,
осуществления деятельности,  занятие которой запрещено,  либо деятель-
ности,  требующей получения лицензии без  наличия  такого  разрешения.
Списки указанных лиц публикуются в печати.
     Законодательным органам  государств-членов  Экономического  сооб-
щества предлагается ускорить разработку и принятие законодательных ак-
тов о несостоятельности (банкротстве).

Печать
РАЗМЕСТИТЬ БЕСПЛАТНО:

2003 - 2020 © НДП "Альянс Медиа"
Рейтинг@Mail.ruRambler's Top100