Роснаука последовательно создает инновационную инфраструктуру в регионах страны

23 марта 2006 года в Роснауке состоится Всероссийское совещание "Повышение инновационной активности регионов" по проблемам реализации Основных направлений политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года.

В нем уже подтвердили участие представители 51 региона России. Предполагается, что это мероприятие не только подведет итоги, но и станет началом масштабных региональных инвестиционных проектов Минобрнауки России, Роснауки, региональных администраций и представителей бизнеса.

Своими оценками состояния и перспектив инновационного развития на региональном уровне с нами поделился начальник Управления инновационного развития и инфраструктуры Федерального агентства по науке и инновациям Александр Суворинов.

- Александр Владимирович, 23 марта открывается Всероссийское совещание «Повышение инновационной активности регионов». Государство уделяет этой проблеме большое внимание. Как обстоит сегодня дело с инновациями на периферии?

Анализ современного состояния научно-технической и инновационной сферы в России свидетельствует, что по уровню инновационной активности, месту высокотехнологичной продукции в структуре производства и экспорта, объемам финансирования науки, развитию инновационной инфраструктуры Россия заметно отстает от развитых стран.

Структурные и технологические преобразования, необходимые для повышения темпов роста экономики до 7 – 8% в год, требуют партнерства бизнеса и государства в сфере научно-технической и инновационной деятельности на основе широкого привлечения внебюджетных ресурсов.

И вот тут особое внимание следует уделить развитию малого инновационного предпринимательства в научно-технической сфере. Оно является наиболее динамичным сектором инновационной экономики, способным оперативно реагировать на потребности рынка наукоемкой высокотехнологичной продукции.

Однако в последние годы число малых компаний не увеличивается. Как показывает мировая практика, этап становления и начального развития малых высокотехнологичных компаний не может эффективно осуществляться без государственной поддержки, поскольку является затратным.

Мы используем уже отработанный на практике механизм поддержки малых инновационных предприятий через Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Это так называемые программы «Старт», «Темп», «Пуск».

Что касается регионов, то сегодня инновационная деятельность в них поддерживается Роснаукой по следующим основным направлениям:

- поддержка развития региональной инновационной инфраструктуры;

- поддержка предметно-ориентированных научных исследований и венчурных проектов;

- методическая поддержка развития региональных сегментов национальной инновационной системы.

Россия имеет преимущества в виде обширной ресурсной и территориальной базы, высокого образовательного уровня населения, развитой научной и университетской сети. Накоплен колоссальный научный потенциал, имеются подготовленные кадры и перспективные заделы практически по всему спектру современных технологий. Но эти естественные конкурентные преимущества страна не может эффективно использовать в первую очередь, из-за слабо развитой национальной инновационной системы.

Именно поэтому усилия Роснауки направлены на реализацию комплексного подхода к формированию национальной инновационной системы, предусматривающего создание благоприятной экономической и правовой среды, построение инновационной инфраструктуры, совершенствование механизмов государственного содействия коммерциализации результатов научных исследований и экспериментальных разработок.

Достаточно сказать, что только с государственной поддержкой было создано около 200 объектов инновационной инфраструктуры по всем регионам России.

- Повышение инновационной активности регионов – это не только и не столько привлечение капитала в конкретные НИИ и лаборатори, сколько создание и развитие необходимой инфораструктуры. Так сказать – задел на будущее…

Да, вы правы. В последние годы основные усилия Агенства были сосредоточены на создании элементов консалтинговой инфраструктуры, к которым относятся центры трансфера технологий (ЦТТ), информационно-аналитические центры и коучинг-центры.

Наиболее масштабным сегментом консалтинговой инфраструктуры в настоящее время являются ЦТТ, которые должны сопровождать научно-техническую разработку практически на всех этапах ее реализации. В основной массе ЦТТ фокусируют свою деятельность на трансфере критических технологий, входящих в приоритетные направления развития науки, технологий и техники.

Работы по созданию этих центров начались еще в 2003 году - тогда Минпромнауки поддержало создание первых шести ЦТТ. В 2004 году были созданы еще 18 центров, в 2005 – уже более 40 ЦТТ.

Всего на создание 66 ЦЦТ федеральный бюджет потратил 133 млн. рублей. По числу созданных организаций сектор трансфера технологий становится наиболее значимым сегментом национальной инновационной системы. Больше всего ЦТТ было создано в Центральном федеральном округе – 20, из них 10 – в Москве.

К слову, 5 из 66 ЦТТ созданы с участием зарубежных партнеров: по два российско-французских и российско-германских ЦТТ, а также ЦТТ с участием венгерских партнеров в области нанотехнологий. Из наиболее заметных проектов можно отметить создание Московского лазерного центра (инвестиции Немецкой стороны в рамках проекта создания российско-германского ЦТТ составили около 1,0 млн. евро), а также проект российско-германского центра в области биотехнологий, по которому достигнуто соглашение о привлечении кредита в 1,4 млн. евро на финансирование разработки производства оборудования в области биотехнологий. Привлеченные средства только по этим двум проектам практически перекрывают затраты Минпромнауки России и Роснауки в 2003-04 годах, вложенные в создание ЦТТ.

Что касается привлечения внебюджетного капитала в инновационную сферу, то ключевым направлением в этом деле на сегодняшний день является развитие системы венчурного инвестирования. Венчурное инвестирование является одним из основных источников финансирования в сфере малого и среднего инновационного бизнеса. Развивающееся предприятие может получить венчурные инвестиции тогда, когда иные финансовые источники воздерживаются от рискованных вложений, особенно в условиях отсутствия залогового обеспечения. И сегодня наша задача – создание инфраструктуры поддержки венчурного предпринимательства в инновационной сфере.


/Федеральное агентство по науке и инновациям, 22.03.2006/